Интегрированный урок (информатика + экология + биология) "Семя". 5-й класс

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели:

  • познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;
  • сформировать представления о значении семян в жизни растений;
  • продолжить формирование навыков выполнения лабораторной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, коллекция семян, семена фасоли и гороха, лабораторное оборудование, таблица "Строение семени фасоли и пшеницы".

Ход урока

1. Организционный момент:

Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь.

2. Проверка домашнего задания:

- Что означают данные изображения? (Яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение) (слайд).

- Найдите соответствие (слайд):

  1. Половая клетка, имеющая мелкие размеры.
  2. Какую половую клетку обозначает значок, символизирующий “Зеркало Венеры”.
  3. Неподвижная половая клетка.
  4. Подвижная половая клетка.
  5. Чаще всего образуется одна половая клетка.
  6. Образуется большое количество половых клеток.
  7. Какую половую клетку обозначает значок, символизирующий “Меч и щит Марса”.
  8. Половая клетка, имеющая крупный размер.

Яйцеклетка

Сперматозоид

2, 3, 5, 8

1, 4, 6, 7

3. Изучение нового материла.

Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (Слайд )

  1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
  2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
  3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (Слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. (Слайд). Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. (Слайд). Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (Слайд)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (слайд). Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1 г.Очень мелкие семена у мака. Говорим: " Маковой росинки во рту не было". Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг. Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение)

(Слайд)

Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

В свою очередь зародыш состоит из: зародышевого корешка, зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли. Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

(Слайд)

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок. Затем появляется зародышевый побег.

Физминутка (слайд).

Коробочка запечатана
А в ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками.
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект. (Слайд)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44.

Лабораторная работа (слайд)

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование: набухшие семена фасоли, гороха, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
  2. Найдите рубчик и семявход.
  3. Снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
  4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
  6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
  7. Вывод.

4. Закрепление мааатерил.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд) 

Фамилия, имя

+/-

  1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
  2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
  3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
  4. Первым у проростка появляется корешок.
  5. Молодое растение называют заростком.
  6. Снаружи семена покрыты корой.
  7. Через семявход в семя проникает вода.
  8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
+
-
+
+
-
-
+
-
Задание проверил(а): Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).

  1. Зародышевый корешок.
  2. Кожура.
  3. Семядоли.
  4. Зародышевый стебелёк.

Выставление оценок.

5. Домашнее задание (слайд).

  • (обязательное) пересказ параграфа 8 стр. 37-41.
  • (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.

Чтение экологической сказки.

И, конечно же друзья, без загадки никуда!

“В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос”. (Жёлудь)

Одо бросил – целую горсть взял. (Зерно)

Первый слог – нота, второй – тоже,
А в целом н горох похоже. (Фасоль)

Не балует дуб детей, Одевает без затей
Все в его семейке носят тюбетейки. (Желудь)

В землю тёмную уйду
К солнцу колосом взойду
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)

Пословица: Доброе семя – добрый восход.

Пусть сердце чувствует его
Природы – матери тепло.
Чтоб научились созидать,
Чтобы умели больше строить
И на страницах, чтоб истории
Могли бы след свой оставлять.
Нас биология научит
Так жить, чтоб стало людям лучше!

6. Подведение итогов урока.

7. Выставление оценок за урок.

8. Рефлексия.

Список используемой литературы.

  1. Корбкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2001. – 576 с.
  2. Кузнецов В.И. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил.
  3. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./ сост. В.Н.Кузнецов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002. – 224 с.