Цели:
- познакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений;
- сформировать представления о значении семян в жизни растений;
- продолжить формирование навыков выполнения лабораторной работы.
Оборудование: компьютер, проектор, коллекция семян, семена фасоли и гороха, лабораторное оборудование, таблица "Строение семени фасоли и пшеницы".
Ход урока
1. Организционный момент:
Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Прошу садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне понадобится ваша помощь.
2. Проверка домашнего задания:
- Что означают данные изображения? (Яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение) (слайд).
- Найдите соответствие (слайд):
- Половая клетка, имеющая мелкие размеры.
- Какую половую клетку обозначает значок, символизирующий “Зеркало Венеры”.
- Неподвижная половая клетка.
- Подвижная половая клетка.
- Чаще всего образуется одна половая клетка.
- Образуется большое количество половых клеток.
- Какую половую клетку обозначает значок, символизирующий “Меч и щит Марса”.
- Половая клетка, имеющая крупный размер.
|
|
|
|
3. Изучение нового материла.
Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (Слайд )
- Это орган растения, который ему жизненно необходим.
- Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
- С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Это семя. (Слайд)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.
Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. (Слайд). Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. (Слайд). Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (Слайд)
Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (слайд). Самые маленькие семена у орхидеи, меньше мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1 г.Очень мелкие семена у мака. Говорим: " Маковой росинки во рту не было". Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг. Некоторые семена имеют специфические крючочки, пуховые выросты, крыловидные отростки. Для чего? (Распространение)
(Слайд)
Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
В свою очередь зародыш состоит из: зародышевого корешка, зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли. Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.
(Слайд)
Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок. Затем появляется зародышевый побег.
Физминутка (слайд).
Коробочка запечатана
А в ней растенье спрятано
С ветками листочками
С белыми цветочками.
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект. (Слайд)
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44.
Лабораторная работа (слайд)
Тема: Изучение строения семени фасоли.
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: набухшие семена фасоли, гороха, салфетка.
ХОД РАБОТЫ (слайд)
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
4. Закрепление мааатерил.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю” (слайд)
Фамилия, имя | +/- |
|
+ - + + - - + - |
Задание проверил(а): | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).
- Зародышевый корешок.
- Кожура.
- Семядоли.
- Зародышевый стебелёк.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание (слайд).
Чтение экологической сказки.
И, конечно же друзья, без загадки никуда!
“В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос”. (Жёлудь)
Одо бросил – целую горсть взял. (Зерно)
Первый слог – нота, второй – тоже,
А в целом н горох похоже. (Фасоль)
Не балует дуб детей, Одевает без затей
Все в его семейке носят тюбетейки. (Желудь)
В землю тёмную уйду
К солнцу колосом взойду
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно)
Пословица: Доброе семя – добрый восход.
Пусть сердце чувствует его
Природы – матери тепло.
Чтоб научились созидать,
Чтобы умели больше строить
И на страницах, чтоб истории
Могли бы след свой оставлять.
Нас биология научит
Так жить, чтоб стало людям лучше!
6. Подведение итогов урока.
7. Выставление оценок за урок.
8. Рефлексия.
Список используемой литературы.
- Корбкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2001. – 576 с.
- Кузнецов В.И. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002. – 128 с.: ил.
- Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл./ сост. В.Н.Кузнецов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2002. – 224 с.