Учебный предмет, класс: искусство, 9 класс.
Тема урока: “Художественная фотография как вид искусства”.
Программа: рабочая программа интегрированного курса “Искусство”, составленная на основе примерных программ ФК ГОС для 5-9 классов по изобразительному искусству (раздел “Синтез искусств) и по музыке (раздел “Музыка в формировании духовной культуры личности”), примерных программ по музыке и изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для обучающихся 5-7, 8-9 классов).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: развитие социокультурной компетентности обучающихся в процессе формирования представлений об особенностях и выразительных средствах художественной фотографии.
Задачи:
- Формирование представлений о специфике выразительных средств художественной фотографии.
- Формирование умений извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, аудиовизуальный ряд).
- Развитие навыков владения основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
- Развитие эстетического отношения к действительности, практической деятельности, к произведениям искусства.
- Развитие интереса к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией.
- Развитие навыков критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты.
- Формирование ценностных ориентаций, уважения к культурному и историческому наследию.
Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, диалог, эвристическая беседа.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиапроектор, экран;
- электронная презентация (электронное приложение);
- распечатанные для каждого учащегося текст “Фотография” из книги Юрия Борева “Эстетика” (приложение 1), лист рефлексии (приложение 3), план анализа художественной фотографии (приложение 4).
Планируемые результаты изучения материала: учащиеся узнают об истории возникновения и развития фотографии, систематизируют полученные знания по теме, расширяют представления о специфике выразительных средств и образной природе таких видов искусства, как живопись и художественная фотография, создают личностный образ фотоискусства на примере различных жанров.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (3 мин.)
3. Мотивация на учебную деятельность (2 мин.)
4. Формулирование темы, цели, вопросов урока (5 минут)
5. Основной этап (25 мин.)
6. Рефлексия (7 мин.)
7. Пояснение и запись домашнего задания (3 мин.)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Педагогич. средства |
1. Организационный | Приветствие, эмоциональный настрой- Искусство – это огромная область человеческой | Готовность к уроку | ||
2. Актуализация знаний | жизни, относящаяся к ее духовной
сфере. На предыдущих уроках вы узнали, что все многообразие видов искусства разделяют на 3 группы. Какие? - С какими видами искусства мы уже познакомились и подробно рассмотрели их особенности? - К какой из трех групп относится изобразительное искусство? - Да, их еще называют пластическими, изящными искусствами. Способ их восприятия - визуальный. - Сегодня мы обратимся к виду искусства, который также входит в группу пространственных видов искусства. Попытайтесь определить его название. |
Пространственные, временные,
пространственно-временные. С видами изобразительного искусства. К группе пространственных видов искусства. |
Фронтальный опрос | |
3. Мотивация на учебную деятельность | - Появление этого вида искусства
связано с величайшим в истории науки техническим
изобретением, которое произошло более 170 лет
назад. - Название его переводится с греческого как “писать светом”. - Именно к этому виду искусства можно отнести слова “Остановись, мгновенье, ты прекрасно” (Гете “Фауст”) |
Фотография | Подводящие вопросы | |
4. Формулирование темы, цели, вопросов урока | - Да, сегодня мы будем говорить о
фотографии, ее особенностях и специфике в ряду
других видов искусства. Но оъектом нашего
рассмотрения будут не все существующие
направления фотографии. Определите это направление сами. (Демонстрируется подборка слайдов № 1). - Какая тема нашего сегодняшнего урока? “Художественная фотография как вид искусства” - Как вы думаете, какая цель будет у нашего урока? Выявить особенности и выразительные средства художественной фотографии как вида искусства - Какие вопросы мы будем рассматривать? (Коррекция предложенных вопросов,) 1. История возникновения и развития фотоискусства 2. Направления, жанры и выразительные средства художественной фотографии 3. В чем заключается мастерство фотохудожника |
Формулирование темы, запись ее в
тетрадь. Предложения по формулировке цели. Формулирование вопросов. |
Проблемно-поисковый метод
|
Слайды 1-11 |
5. Изучение нового материала 5.1. История возникновения |
- Для знакомства с историей
возникновения и развития фотографии я предлагаю
обратиться к книге Юрия Борева “Эстетика” (демонстрируется
книга) и прочитать отрывок, посвященный
фотографии. - Вы сформулировали вопросы, задайте их другим группам. |
Выполнение практического
задания № 1.
Обмен вопросами, уточнение и закрепление изученного материала. |
Практическая индивидуально-групповая работа (7 минут) | Слайд 12 Текст “Фотография” (прил.1) Слайд 13 |
5.2. Специфика фотографии как вида искусства | Прочитав текст, вы обратили
внимание на проблему взаимоотношения
фотографии и искусства, прежде всего
изобразительного, отразили ее в своих
вопросах. Действительно, во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Фотография в своем развитии прошла несколько этапов: в начале своего существования была своего рода забавным аттракционом, затем техническим средством передачи информации (достаточно вспомнить, что художники 19 века использовали фотографию как вспомогательный материал для написания живописных работ), лишь в процессе создания нового художественного языка произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. В настоящее время существует два направления фотографии – документальная и художественная. Документальная фотография направлена на фиксирование объективной реальности, ее ценность - в запечатлении сиюминутности жизни, буквальности изображения. В каждой семье сейчас существует фотолетопись семьи, технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект – жанры фоторепортаж, фотопублицистика. - А с какой целью создается художественная фотография и что характерно для нее? Я предлагаю посмотреть фотографии выдающихся мастеров прошлого, классиков этого вида искусства (Александр Родченко, Роберт Капа, Ансел Адамс) и определить, что отличает их работы. (Демонстрируется подборка слайдов № 2) - Создаются для отражения собственного видения авторов, их отличает наличие художественного образа. - Давайте вспомним, что называется художественным образом? Художественный образ - “обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления”. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка |
Анализ получаемой информации и
соотнесение ее с собственными представлениями о
фотографии.
Формулирование своего мнения, предположений. Глубоко индивидуальное видение мира, связанное с внутренним миром автора и личностным отношением к отображаемому объекту. |
Рассказ учителя
Проблемно-поисковый метод |
Слайд 14-17 Слайд 18-29 |
5.3. Художественный образ и выразительные средства фотографии | - Художественный образ в
фотоискусстве имеет свою очень важную
особенность. О ней замечательно сказал в своем
стихотворении Ярослав Смеляков.
О какой специфической особенности говорит поэт? - Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка. - Какими средствами пользуется фотохудожник для преображения действительности? - Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, распределение света, светотени, умение правильно выбрать момент съёмки, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи. - Давайте попытаемся увидеть различные выразительные средства в представленных фотографиях. (Просмотр подборки слайдов № 3) |
Документальность, реальность,
правдивость отображения.
- Теми же, что и живопись (перечисление средств художественной выразительности).
Выявление и анализ средств художественной выразительности. |
Эвристическая беседа | Слайд 30-31 Слайды 32-42 |
5.4. Качества фотохудожника | - Чтобы “увидеть необычное в
обычном”, открыть красоту в реальных, всем
известных событиях необходима ключевая фигура
фотоискусства. Именно его глазами мы видим
окружающий мир и вступаем в диалог с ним. О ком
идет речь? - Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать? На примерах отдельных представителей фотохудожников – их работы представлены в фотоальбомах - обсудите эти качества в группах и составьте собирательный портрет “Фотохудожник – каков он?” (Приложение 2). Обсуждение вариантов портрета фотохудожника, представленных по результата работы групп. - Кто хотел бы в будущем выбрать профессию фотохудожника? - Чем привлекательна эта профессия? - Кто пробовал создавать художественную фотографию? |
Фотохудожник. Выполнение практического задания № 2. Размышление на предложенные вопросы. |
Групповая работа | Слайд 43-44 |
6. Рефлексия, домашнее задание | - Давайте подведем итог урока. - Какую цель мы ставили вначале урока? - Была ли достигнута эта цель? - Я предлагаю вам подумать и ответить индивидуально на вопросы листа рефлексии (прил. 3). - В качестве домашнего задания предлагаются два варианта на выбор: Вариант 1. (План анализа фотографии раздается каждому учащемуся) Вариант 2. Эссе письменно: “Живопись умерла с этого времени?”. Деларош |
Ответы на предложенные вопросы
отдельных учащихся. Заполнение листов рефлексии. Запись домашнего задания. |
Слайд 45-46 |