Основным направлением, заложенным в программе развития Верхотурской православной гимназии во имя Святителя Никола, является духовно-нравственное воспитание обучающихся, которое прослеживается в образовательной деятельности каждого педагога школы: учебной, воспитательной работе, организационно-массовых мероприятиях.
Наше образовательное учреждение является носителем православной культуры и в связи с изучением английского языка и носителем культуры англо-говорящих стран. Интегрирование православной тематики и английского языка дало возможность разработать элективный курс под названием “Православный английский”.
Главным в элективном курсе “Православный английский” является его воспитательный потенциал, заключающийся в воспитании патриотизма, любви к Родине, церкви, семье. Этот курс будет способствовать формированию ориентации человека на духовно-нравственные ценности, созданию условий для выработки учащимися собственной жизненной позиции.
Содержание знаний по курсу будет включать краеведческий материал о Верхотурской земле, очагом культуры которой, бесспорно, является Свято-Николаевский мужской монастырь – источник приобщения к духовно-нравственным ценностям.
По структуре этот процесс интеграции представляет собой следующее: отобраны основные темы, которые предусматриваются для изучения:
1. Традиции.
2. Праздники.
3. Путешествие.
4. Достопримечательности.
Эти темы расширены за счет изучения тем уроков, разработанных мною на основе краеведческого материала (в основном это материал из истории Свято-Николаевского мужского монастыря).
Mожно предложить следующие вопросы для ознакомления:
- православные христианские праздники (Пасха Христова, Рождество Христово), история и традиции их празднования в церкви и семье;
- православные посты;
- святые Христианской церкви (например, святитель Николай, Симеон Верхотурский), их почитание в православной культуре.
- православная семья.
Traditions (Традиции); Holidays (Праздники)
- Православные христианские праздники (Пасха, Рождество Христово, память святых земли Верхотурской), история и традиции их празднования в церкви и семье.
- Православный образ жизни.
- Престольные праздники в Свято-Николаевском мужском монастыре.
- Праздник Симеона Верхотуоского.
Travelling (Путешествие)
- Краткий экскурс в историю Свято-Николаевского мужского монастыря – центр культуры и религии (основные вехи).
- Преподобномученики, святые Верхотурья, Верхотурские игумены.
- Урок-экскурсия в Свято-Николаевский мужской монастырь.
Going Sightseeing (Достопримечательности)
- Храмы Верхотурья (Свято-Троицкий кремль, Успенский собор, Преображенский храм, Крестовоздвиженский храм, Покровский женский монастырь, Свято-Николаевский мужской монастырь).
- Святые иконы в алтаре и иконостасе (образ Спасителя, икона Умиления Божией Матери, икона Симеона Верхотурского).
- Облачение священнослужителей и его символика.
Технологическая карта конструирования урока
Предмет: Английский язык.
Класс: 10-11.
Тема урока: Облачение священнослужителей.
Цель урока: Познакомить учащихся с облачением священнослужителей.
Задачи:
- познакомить учащихся с новыми лексическими единицами;
- воспитать православную культуру общения;
- развить интереса к изучению православия и активность на уроке;
- совершенствование произносительных навыков говорения;
- развивать интерес к учебно-познавательной деятельности на ИЯ.
Лексические единицы: mitre , cross , cuffs, cope, saccos, pluvial , eagle , mantle, cloak , panagia, crozier,pastoral staff , palitza , pall , a podsakkosnik , cassock, phelonion, epitrachelion, skufia, deacon, priest, bishop, kamilavka, klobuk
Оснащение урока: задания для самостоятельной работы, презентация, компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: Windows, MS Office Power Point2003.
ХОД УРОКА
Организационная структура урока.
Этап урока | Длительность этапа | Основной вид деятельности учащихся | Метод обучения |
I. Организационный момент | 3 минуты | Ответы учащихся на вопросы | Устный опрос |
II. Просмотр презентации по теме урока | 30 минут | Работа по выполнению заданий | Показ мультимедиа-презентации во время объяснения нового материала |
IV. Итоговый контроль Подведение итогов |
5 минуты 2 минуты |
Выполнение тестового задания |
I. Организационный момент.
Good morning, girls and boys. I’m glad to see you. Sit down, please. I guess you are fine, aren’t you? So let’s start our lesson.
What are your associations with the word “Church”?
Слайд 2
Богослужебное облачение клира — одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них священнослужитель совершать богослужение не может.
Богослужебным облачением являются:
- дьякона — поручи, стихарь, орарь;
- священника — подризник, поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест;
- архиерея — подсаккосник, поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия, крест, митра (митра-корона).
Некоторые богослужения священник и архиерей могут совершать без фелони (саккоса).
В качестве награждения священникам дается право ношения скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.
Слайд 4
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.
Слайд 7
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.
За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.
Слайд 13
Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.
Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т.е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием.
На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор. Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.
На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями.
На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.
II. Работа по презентации.
Слайд 16
Закрепление пройденного материала через перевод слов на английский язык.
Слайд 17
Работа по фотографии: найти и назвать облачения на английском языке.
Слайд 18
Назовите пропущенные слова их английскими эквивалентами, опираясь на текст.
IV. Итоговый контроль. Слайд 19. Кроссворд.
V. Домашнее задание. Приложение №1. Расставить слова по картинкам в соответствии со значением слов.
Подведение итогов. Boys and girls, your work today was excellent and these are your award…
Приложение 1
mitre cross cuffs cope, saccos, pluvial eagle mantle, cloak panagia crozier, pastoral staff palitza pall |
kamelaukion calotte, skullap chasuble, tunic, phelonion epitrachelion epigonation cuffs zone, girdle cross cassock palitza |