Название: “Олимпийские игры древности”.
Тип: физкультурно-познавательное занятие.
Цель: формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через нравственный и эстетический опыт олимпийского движения.
Задачи:
- Формировать у детей представления об Олимпийских играх.
- Способствовать комплексному развитию двигательных навыков.
- Закреплять умение передачи эстафеты.
- Обогащать словарный запас детей спортивной терминологией.
- Воспитывать чувство команды.
Словарная работа: словообразование однокоренных слов; прилагательные, характеризующие физические качества
Предварительная работа: беседа об Олимпийских играх; обучение передаче эстафеты; игра “Парашют”, “Вызов номеров”
Оборудование: мультимедийная система, парашют, 2 мяча – прыгуна, 2 мяча, палочки по количеству детей, стойки для ориентиров, канат, обруч, лавровые венки.
Ход занятия
Инстр.: Ребята, давайте вспомним, что такое Олимпийские игры? (Ответы детей.)
Инстр: Правильно, Олимпийские игры — это большой спортивный праздник, на котором собираются спортсмены разных стран, чтобы помериться силами в спорте.
А знаете ли вы, что Олимпийские игры были придуманы очень давно? Первые Олимпийские игры проходили в Древней Греции, в городе Олимпия (слайд 2). Когда назначались игры, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог воевать, никто не имел права войти в Олимпию с оружием. Кто эти правила нарушал, того ждали проклятие богов и штраф.
Древние греки высоко ценили спорт. Они считали, что нельзя быть культурным человеком, если ты не занимаешься физической культурой, хотя бы для себя. Олимпийцами могли стать только мужчины и только греки, женщинам не разрешалось, не только участвовать в соревнованиях, но даже смотреть их. Нарушительницу запрета должны были сбросить со скалы.
Вы хотите попасть на Олимпийские игры? (Ответы детей). Сейчас мы отправимся в Древнюю Грецию на машине времени. Она быстро доставит нас в прошлое.
Игра с парашютом
Инстр.: Мы с вами попали в город Олимпия, где проходили Олимпийские игры. Всех спортсменов, участвующих в соревнованиях называли атлетами. Олимпийские игры длились 5 дней.
В первый день — все участники приносили дары Зевсу и просили его быть к ним благосклонным (слайд 2).
На следующий день начинались соревнования — состязания на боевых колесницах, запряженных четверкой лошадей (слайд 3). Гонки на колесницах стали одним из самых ярких и опасных событий на Играх.
Игровое задание на мячах – прыгунах
Затем появлялись мастера самого трудного вида спорта — пентатлона, повторите это слово (дети повторяют хором слово). Пентатлон означает пятиборье, то есть один спортсмен принимает участие в пяти видах спорта. Давайте посмотрим, что же это за виды спорта (слайд 4, изображение бегунов в Древней Греции). Как вы думаете, что это за вид спорта? (Ответы детей.)
Инстр.: Правильно, это бег на один стадий. Эта дистанция равнялась 192 метрам (слайд 5, стадион в Олимпии). Сейчас это место, где проводятся соревнования по бегу, называется стадион (от слова “стадий”). Как называются люди, которые занимаются бегом? (Ответы детей.)
Инстр.: Сейчас мы с вами превратимся в бегунов и попробуем испытать свои силы.
Игровое задание “Бег между предметами”.
Игра “Вызов номеров”
Инстр.: Молодцы, вы были очень внимательными и быстрыми. Теперь посмотрите не следующий слайд (слайд 6, прыжки в длину). Какой это вид спорта? (Ответы детей.)
Инстр.: Да, это прыжки в длину. В Древней Греции прыгать нужно было обязательно с гантелями, каменными или металлическими. А как называют спортсменов, которые прыгают? (Ответы детей.)
Инстр.: А сейчас мы превращаемся в прыгунов и дальше проверяем свои силы.
Игровое задание – прыжки с мячом, зажатым между ног
Инстр.: Хорошо. А теперь вы снова дети, и посмотрим, какой же следующий вид спорта входит в пятиборье. Это метание диска, посмотрите, как это делает спортсмен (слайд 7, метание диска и копья). Плоский камень, который бросали, называли диском, а таких спортсменов — дискоболами (дети повторяют название).
Еще один вид пятиборья — метание копья. Копье — это палка длиной в рост человека, с закругленной шишечкой на конце. Эта шишечка нужна для того, чтобы копье летело далеко и никого не могло поранить.
Инстр. А теперь мы превращаемся в метателей копья.
Игра “Забрось копье в обруч”
Инстр.: Молодцы. У вас очень хорошо получилось.
Последний вид спорта — это борьба (слайд 8, изображение кулачного боя и борьбы). Ею заканчивался второй день соревнований. А как называют спортсменов, которые борются? (Ответы детей). А как вы думаете, какие спортсмены побеждают в борьбе? (Сильные и ловкие). Предлагаю проверить вашу силу.
Игра “Перетягивание каната”
Инстр.: Третий день посвящался соревнованиям молодых людей. Они выполняли все то же самое, что и взрослые спортсмены. Только задания у них были полегче (более короткая дистанция, короче длина прыжка).
Ребята, давайте вспомним, какие соревнования были у взрослых спортсменов? (Ответы детей, в помощь – слайды 3-8)
Инстр.: Правильно. Но на Олимпийских играх соревновались не только спортсмены, но и поэты, музыканты и певцы, которые воспевали победителей.
В заключение Олимпийских игр проходило торжественное, праздничное награждение. Громко объявлялись имена победителей, и судьи им вручали лавровый венок или пальмовую ветвь, перевязанную алой лентой (слайд 9). Зрители шумно приветствовали чемпионов, забрасывая их цветами. Победители пользовались большим почетом и уважением, в их честь слагали песни, на площадях устанавливали памятники, чемпионам выдавали денежные призы. Вот так проходили Олимпийские игры в Древней Греции и мы сегодня были участниками этих игр. Вы показали себя быстрыми, ловкими, смелыми атлетами и стали победителями наших соревнований. А если вы победители, то заслуживаете награды как настоящие олимпийцы – лавровый венок (Вручение лавровых венков). Сейчас нам нужно вернуться в детский сад на нашей машине времени.
Игра с парашютом
Инстр.: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Я надеюсь, вам понравилось наше путешествие на Олимпийские игры в Древнюю Грецию, и вы узнали много нового и интересного.
Части занятия | Частные задачи | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводная |
Дать знания о древних Олимпийских играх | Рассказать об Олимпийских играх в Древней Греции | 4-5 мин. |
Дети свободно стоят в зале |
Подготовить организм к предстоящей деятельности | Игра “Парашют” | 2 мин. |
Плавный взмах рук вверх,
опустить вниз:
|
|
Основная |
Учить взаимодействию в команде. Обогащать и активизировать словарь детей. |
Игровое задание “Бег между
предметами” Игра “Вызов номеров” Игровое задание – прыжки с мячом, зажатым между ног.
Игра “Забрось копье в обруч” Игра “Перетягивание каната” |
10 -12 мин. |
Следить за правильностью
передачи эстафеты. Отметить быстрых и внимательных детей. Одновременно отталкиваться двумя ногами; крепко зажимать мяч коленями. Отметить точные броски детей. Выполнять задание по сигналу. |
Закреплять знания детей о состязаниях на Олимпийских играх древности | Инстр. Ребята, давайте вспомним, какие соревнования были у взрослых спортсменов? | Спросить детей, которые не отвечали на занятии. | ||
Заключительная |
Подвести итог деятельности детей | Награждение | 3-4 мин. |
Отметить детей, которые правильно выполняли задания. |
Игра малой подвижности “Парашют” | Плавный взмах рук вверх,
опустить вниз:
|
Список литературы
- С.О.Филиппова, Т.В.Волосникова Олимпийское образование дошкольников: Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС; 2007.
- В.С.Родиченко и др. Олимпийский комитет России Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. – М.: Советский спорт, 1997.