Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу “ Литературные сказки”;
- способствовать развитию речи, технике чтения, воображению, мышлению, памяти, внимания, эмоциональной сферы, творческим способностям учащихся, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету;
- воспитывать уверенность, самостоятельность в учениках, прививать навыки организации учебного труда и рационального использования рабочего времени на уроках, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
- учебник “ Родная речь” 4 класс. Л.Ф.Климанова,
- выставка книг литературных сказок,
- выставка детских рисунков к сказкам,
- конверты с пословицами, “Егоркины скороговорки”,
- “ Чистоговорная книга”,
- тесты “ Закончи пословицу”, “ Собери пословицу”,
- коллективная поделка учащихся “ Серебряное копытце”,
- декорации к сценке “ Каша из топора”,
- игровое поле, разделенное на сектора с волчком, воздушные шары;
- аудиозаписи: “ Голоса птиц”, “ Маленькая страна”, “ Лесной олень”, “ Мы желаем счастья вам”,
- электронные пособия: “ Супердетки. Развитие навыков быстрого чтения”, “ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”,
- видеозапись сказки “ Аленький цветочек”,
- мультимедиа, телевизор, магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.
I. Организационный этап.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
– Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
В.Кривошеев “ Доброе утро”
– Ребята, мы с вами очень любим уроки чтения.
“ Чтение – это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил воли”
В.А.Сухомлинский.
(Учащиеся называют пословицы о чтении.)
1. Речевая разминка.
1. Аутогенная тренировка.
(Упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов.)
Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Вы на лесной поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда я скажу
“ пять”, вы откроете глаза.1, 2, 3, 4, 5.
(Когда у детей закрыты глаза, в класс неслышно входит Оле-Лукойе и садится за парту сзади.)
2. Самомассаж. Дыхательная гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика
а) Упражнение “ Дудочка – улыбка”.
б) Упражнение “ Непослушный язычок”.
2. Чтение текста.
– О ком будем читать текст – отгадайте загадку.
“Что это ты такой колючий?”
“ Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи –
Волки, лисы и медведи”.
“ Колючая вода”.
Любит ежонок вишневый компот
И молоко с удовольствием пьет.
А газировку не пьет никогда-
Очень колючая эта вода.
– Полезна газировка или нет? Почему?
– А какие соки вы пьете в школьной столовой?
Задание к тексту: прочитайте текст медленно, быстро – скороговоркой, с радостью.
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Мы будем разговаривать
И четко выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
1. Ребята! Дома вы продолжали трудиться над составлением книги.
“Чистоговорная книга” – (2 ученика)
Проверим вашу работу, ваше творчество.
(“ Чистоговорная книга”. Авторы: ученики 4 класса.)
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Жу – жу, жу – молоко дадим ежу.
Же– же– же – знаем сказку о еже.
Жи – жи – жи как живете вы ежи?
2. “Узнай скороговорку по картинке”.
3. Знакомство с новой скороговоркой.
(“Егоркины скороговорки”. Авторы: ученики 4 класса.)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
4. Игра “ Собери слова”.
(2 ученика работают на компьютере по электронному пособию “ Супердетки. Навыки быстрого чтения”, а остальные на доске.)
Игра “ Собери слова”.
Ответ: сеновал, столяр, залежи, газон, грибочки, хоровод, борода.
Задание: найдите в энциклопедии “ Кирилла и Мифодия” по электронному пособию как еще по-другому можно назвать столяра?
III. Физминутка.
Падают снежинки, медленно кружась,
Вся семейка наша дружно собралась.
– Кто не любит сказок?– спросим у ребят.
– Мы таких не знаем!– хором закричат.
Как прекрасно слушать целый зимний день
Литературные сказки. Это нам не лень!
IV. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.
– Кто был величайшим сказочником всех времен и народов?
– Откуда вы это узнали? Из какого источника? (Энциклопедия “ Все обо всем”)
Ребята, я уже вам говорила, что урок у нас необычный. А что, же, необычного вы заметили в классе? Оглянитесь вокруг себя!
(Дети замечают, что в классе находится сказочный персонаж – Оле-Лукойе.)
Оле-Лукойе поет:
– Ребята! Из какой сказки к нам пришел Оле-Лукойе?
(Сказка Г.Х.Андерсена “ Оле-Лукойе”.)
Оле-Лукойе:
– Никто не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лукойе. Сегодня я хочу посмотреть, а как вы знаете литературные сказки и можно ли вас считать знатоками сказок?
Учитель:
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Обобщать знания по теме “ Литературные сказки”.)
Да, сегодня мы будем вместе с литературным героем обобщать материал по изученным литературным сказкам и учиться сравнивать, развивать фантазию, воображение, творчество. Обобщение наших знаний мы проведем в виде игры “ Что? Где? Когда?” и называется она – “ Сказочный калейдоскоп”.
Ребята, прошу занять свои места за игровым полем
(Звучит музыка.)
(Учитель представляет учеников, учащиеся занимают места у стола, где находятся: волчок, круг, разделенный на сектора с конвертами– номерами заданий.)
– Вдохните, подтянитесь, а ну-ка улыбнитесь, скажите громко для меня: “ Все мы, друзья!”
Правила игры: вы по очереди крутите волчок, который, остановившись, покажет номер вопроса, на который вы будите отвечать. Оле-Лукойе будет оценивать ваши ответы, и “раскрывать зонтики” (правильный ответ – цветной зонтик, не правильный – черный зонтик – жетоны). В конце игры подведем итоги и узнаем, заслуживаете ли вы звание “ Знатока сказок”?
V. Актуализация знаний.
Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто очень любит сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было
А, может быть, и нет!
Ведь в жизни пригодятся любые сказки детства.
Они всегда помогут на все найти ответ!
VI. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.
Итак, начинаем нашу игру “ Сказочный калейдоскоп”.
Первый раунд.
(Ученик вертит волчок, который останавливается и показывает номер вопроса.)
Первый вопрос “ Разминка”.
– Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
- Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)
- Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)
- Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор)
- Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка)
(Оле-Лукойе раздает учащимся за ответы жетоны – зонтики.)
Второй раунд.
Второй вопрос “ Узнай автора”.
– Я зачитаю вам отрывки из библиографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.
Третий раунд.
Третий вопрос.
Внимание, смотрим на монитор! Третий вопрос нам задает библиотекарь нашей школы Видеозапись. Вопрос библиотекаря.
– Ребята! Вы являетесь частыми гостями нашей библиотеки, любите читать сказки.
Какие вы знаете литературные сказки, и чем они отличаются от народных сказок?
VII. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Четвертый раунд.
Вопрос четвертый – тест “ Закончи пословицу”.
(2 ученика выполняет тест на компьютере, остальные – на карточках. Все учащиеся выполняют тест по уровням сложности.)
– К какой литературной сказке можно отнести первую пословицу?
Пятый раунд.
Вопрос пятый.
Творческая мастерская письма “ Дыхание Зимы”.
Если ты подумаешь,
То четверостишие придумаешь.
Задание: “ Сочини четверостишие ”.
- Зима, зима на улице.
Зимние деньки…..(продолжи стихотворение). - Снежинка– пушинка
Тает– улетает (сочини четверостишие).
Шестой раунд.
Мечта девочки из сказки
Сегодня может сбыться!
Приглашает нас к себе
“ Серебряное копытце”
Коллективная работа учащихся 4 класса (макет).
(Звучит мелодия песни “ Лесной олень”, ученик исполняет песню собственного сочинения.)
– Очень ждал чудес прекрасных
Четвертый любопытный класс.
Но оказалось то, ребята –
Чудеса они у нас!
(Показ картин родной природы – Дергачевского района.)
Чтение стихотворения учеником.
Есть много в мире уголков отличных,
Природа там красива и щедра.
Но край любимый все-таки прекрасней,
Здесь все напоминает чудеса!
Мне дорого здесь все: поля и степь,
Подсолнухи, тюльпаны и кувшинки.
Все то, что с детства близко и знакомо,
Что только есть в краю моем родном!
Ребята! Совсем недавно в печати вышла книга Е.В.Черкасовой “ Радуга над полем”, где подробно описывается история Дергачевского района. Рекомендую вам ее прочитать.
VIII. Физминутка.
IX. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.
Седьмой раунд.
Вопрос седьмой.
“ Живая картинка”.
Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма “ Аленький цветочек”, но без звука. Вам нужно будет озвучить кадры.
Ребята! В цветы в сказках нас всегда чем– то удивляют и в нашей жизни их считают самыми удивительными растениями.
Презентация “ Почему цветы являются самыми удивительными растениями”.
(Ученица 4-го класса.)
Восьмой раунд.
Вопрос восьмой.
Инсценировка русской народной сказки “ Каша из топора”.
Учитель:
Ребята, чему учит нас сказка “ Каша из топора?”
X. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.
Оле-Лукойе:
– Ребята! Я люблю украшать комнаты. Давайте и мы с вами украсим нашу елочку к Новому году игрушками, которые вы сделали своими руками.
Каждая сказка чему-то учит, о чем– то заставляет задуматься.
– Чему учат вас изученные вами литературные сказки?
(Дети берут в руки елочную игрушку из картона, сделанную к уроку своими руками, записывают на ней – ответ и вешают на елку.)
Учитель:
– Дорогие ребята! Вы сегодня в игре показали хорошие знания сказок и получили (заработали) много очков– “ зонтиков”. И сегодня я хочу вручить вам сертификаты “ Знатоков сказок”. (Вручение сертификатов.)
Звучит песня “ Сказочная страна” в исполнении ребят 4-го класса.
Оле-Лукойе:
– Ой, пора в сказку возвращаться!
И не хочется, а надо прощаться.
А за то, что вы много знаете,
Да хорошо отвечаете,
С удовольствием читаете,
Каждому “ знатоку сказок”
По шоколадке сладкой
Сегодня подарю.
(Звучит мелодия песни “ Мы желаем счастья вам”.)
Учитель:
– Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель прокалывает воздушный шарик, откуда падают звездочки счастья на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)
XI. Определение и разъяснение домашнего задания
Учитель: работу над сказками вы продолжите дома. Нам нужно с вами пополнить нашу книжную корзину книжками – малышками, которые вы изготовите, сочинив свою сказку. Эту книжную корзину мы отнесем в детский садик и подарим дошкольникам.