Открытый урок по литературному чтению "Сказочный калейдоскоп". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по изученному разделу “ Литературные сказки”;
  • способствовать развитию речи, технике чтения, воображению, мышлению, памяти, внимания, эмоциональной сферы, творческим способностям учащихся, способствовать развитию интереса к изучаемому предмету;
  • воспитывать уверенность, самостоятельность в учениках, прививать навыки организации учебного труда и рационального использования рабочего времени на уроках, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • учебник “ Родная речь” 4 класс. Л.Ф.Климанова,
  • выставка книг литературных сказок,
  • выставка детских рисунков к сказкам,
  • конверты с пословицами, “Егоркины скороговорки”,
  • “ Чистоговорная книга”,
  • тесты “ Закончи пословицу”, “ Собери пословицу”,
  • коллективная поделка учащихся “ Серебряное копытце”,
  • декорации к сценке “ Каша из топора”,
  • игровое поле, разделенное на сектора с волчком, воздушные шары;
  • аудиозаписи: “ Голоса птиц”, “ Маленькая страна”, “ Лесной олень”, “ Мы желаем счастья вам”,
  • электронные пособия: “ Супердетки. Развитие навыков быстрого чтения”, “ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”,
  • видеозапись сказки “ Аленький цветочек”,
  • мультимедиа, телевизор, магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.

I. Организационный этап.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
– Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
В.Кривошеев “ Доброе утро”

– Ребята, мы с вами очень любим уроки чтения.

“ Чтение – это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил воли”
В.А.Сухомлинский.

(Учащиеся называют пословицы о чтении.)

1. Речевая разминка.

1. Аутогенная тренировка.

(Упражнение на расслабление мышц и снятие зажимов.)

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.

Вы на лесной поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда я скажу

“ пять”, вы откроете глаза.1, 2, 3, 4, 5.

(Когда у детей закрыты глаза, в класс неслышно входит Оле-Лукойе и садится за парту сзади.)

2. Самомассаж. Дыхательная гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика

а) Упражнение “ Дудочка – улыбка”.

б) Упражнение “ Непослушный язычок”.

2. Чтение текста.

– О ком будем читать текст – отгадайте загадку.

“Что это ты такой колючий?”
“ Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи –
Волки, лисы и медведи”.

“ Колючая вода”.

Любит ежонок вишневый компот
И молоко с удовольствием пьет.
А газировку не пьет никогда-
Очень колючая эта вода.

– Полезна газировка или нет? Почему?

– А какие соки вы пьете в школьной столовой?

Задание к тексту: прочитайте текст медленно, быстро – скороговоркой, с радостью.

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы будем разговаривать
И четко выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

1. Ребята! Дома вы продолжали трудиться над составлением книги.

“Чистоговорная книга” – (2 ученика)

Проверим вашу работу, ваше творчество.

(“ Чистоговорная книга”. Авторы: ученики 4 класса.)

Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Жу – жу, жу – молоко дадим ежу.
Же– же– же – знаем сказку о еже.
Жи – жи – жи как живете вы ежи?

2. “Узнай скороговорку по картинке”.

3. Знакомство с новой скороговоркой.

(“Егоркины скороговорки”. Авторы: ученики 4 класса.)

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

4. Игра “ Собери слова”.

(2 ученика работают на компьютере по электронному пособию “ Супердетки. Навыки быстрого чтения”, а остальные на доске.)

Игра “ Собери слова”.

Ответ: сеновал, столяр, залежи, газон, грибочки, хоровод, борода.

Задание: найдите в энциклопедии “ Кирилла и Мифодия” по электронному пособию как еще по-другому можно назвать столяра?

III. Физминутка.

Падают снежинки, медленно кружась,
Вся семейка наша дружно собралась.
– Кто не любит сказок?– спросим у ребят.
– Мы таких не знаем!– хором закричат.
Как прекрасно слушать целый зимний день
Литературные сказки. Это нам не лень!

IV. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

– Кто был величайшим сказочником всех времен и народов?

– Откуда вы это узнали? Из какого источника? (Энциклопедия “ Все обо всем”)

Ребята, я уже вам говорила, что урок у нас необычный. А что, же, необычного вы заметили в классе? Оглянитесь вокруг себя!

(Дети замечают, что в классе находится сказочный персонаж – Оле-Лукойе.)

Оле-Лукойе поет:

– Ребята! Из какой сказки к нам пришел Оле-Лукойе?

(Сказка Г.Х.Андерсена “ Оле-Лукойе”.)

Оле-Лукойе:

Никто не знает столько сказок, сколько их знает Оле-Лукойе. Сегодня я хочу посмотреть, а как вы знаете литературные сказки и можно ли вас считать знатоками сказок?

Учитель:

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Обобщать знания по теме “ Литературные сказки”.)

Да, сегодня мы будем вместе с литературным героем обобщать материал по изученным литературным сказкам и учиться сравнивать, развивать фантазию, воображение, творчество. Обобщение наших знаний мы проведем в виде игры “ Что? Где? Когда?” и называется она – “ Сказочный калейдоскоп”.

Ребята, прошу занять свои места за игровым полем

(Звучит музыка.)

(Учитель представляет учеников, учащиеся занимают места у стола, где находятся: волчок, круг, разделенный на сектора с конвертами– номерами заданий.)

– Вдохните, подтянитесь, а ну-ка улыбнитесь, скажите громко для меня: “ Все мы, друзья!”

Правила игры: вы по очереди крутите волчок, который, остановившись, покажет номер вопроса, на который вы будите отвечать. Оле-Лукойе будет оценивать ваши ответы, и “раскрывать зонтики” (правильный ответ – цветной зонтик, не правильный – черный зонтик – жетоны). В конце игры подведем итоги и узнаем, заслуживаете ли вы звание “ Знатока сказок”?

V. Актуализация знаний.

Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто очень любит сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было
А, может быть, и нет!
Ведь в жизни пригодятся любые сказки детства.
Они всегда помогут на все найти ответ!

VI. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.

Итак, начинаем нашу игру “ Сказочный калейдоскоп”.

Первый раунд.

(Ученик вертит волчок, который останавливается и показывает номер вопроса.)

Первый вопрос “ Разминка”.

– Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?

  1. Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)
  2. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)
  3. Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)
  4. Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор)
  5. Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка)

(Оле-Лукойе раздает учащимся за ответы жетоны – зонтики.)

Второй раунд.

Второй вопрос “ Узнай автора”.

– Я зачитаю вам отрывки из библиографий писателей. А вам нужно будет назвать полные их имена.

Третий раунд.

Третий вопрос.

Внимание, смотрим на монитор! Третий вопрос нам задает библиотекарь нашей школы Видеозапись. Вопрос библиотекаря.

– Ребята! Вы являетесь частыми гостями нашей библиотеки, любите читать сказки.

Какие вы знаете литературные сказки, и чем они отличаются от народных сказок?

VII. Воспроизведение знаний на новом уровне.

Четвертый раунд.

Вопрос четвертый – тест “ Закончи пословицу”.

(2 ученика выполняет тест на компьютере, остальные – на карточках. Все учащиеся выполняют тест по уровням сложности.)

– К какой литературной сказке можно отнести первую пословицу?

Пятый раунд.

Вопрос пятый.

Творческая мастерская письма “ Дыхание Зимы”.

Если ты подумаешь,
То четверостишие придумаешь.

Задание: “ Сочини четверостишие ”.

  1. Зима, зима на улице.
    Зимние деньки…..(продолжи стихотворение).
  2. Снежинка– пушинка
    Тает– улетает (сочини четверостишие).

Шестой раунд.

Мечта девочки из сказки
Сегодня может сбыться!
Приглашает нас к себе
“ Серебряное копытце”

Коллективная работа учащихся 4 класса (макет).

(Звучит мелодия песни “ Лесной олень”, ученик исполняет песню собственного сочинения.)

– Очень ждал чудес прекрасных
Четвертый любопытный класс.
Но оказалось то, ребята –
Чудеса они у нас!

(Показ картин родной природы – Дергачевского района.)

Чтение стихотворения учеником.

Есть много в мире уголков отличных,
Природа там красива и щедра.
Но край любимый все-таки прекрасней,
Здесь все напоминает чудеса!
Мне дорого здесь все: поля и степь,
Подсолнухи, тюльпаны и кувшинки.
Все то, что с детства близко и знакомо,
Что только есть в краю моем родном!

Ребята! Совсем недавно в печати вышла книга Е.В.Черкасовой “ Радуга над полем”, где подробно описывается история Дергачевского района. Рекомендую вам ее прочитать.

VIII. Физминутка.

IX. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.

Седьмой раунд.

Вопрос седьмой.

“ Живая картинка”.

Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма “ Аленький цветочек”, но без звука. Вам нужно будет озвучить кадры.

Ребята! В цветы в сказках нас всегда чем– то удивляют и в нашей жизни их считают самыми удивительными растениями.

Презентация “ Почему цветы являются самыми удивительными растениями”.

(Ученица 4-го класса.)

Восьмой раунд.

Вопрос восьмой.

Инсценировка русской народной сказки “ Каша из топора”.

Учитель:

Ребята, чему учит нас сказка “ Каша из топора?”

X. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.

Оле-Лукойе:

– Ребята! Я люблю украшать комнаты. Давайте и мы с вами украсим нашу елочку к Новому году игрушками, которые вы сделали своими руками.

Каждая сказка чему-то учит, о чем– то заставляет задуматься.

– Чему учат вас изученные вами литературные сказки?

(Дети берут в руки елочную игрушку из картона, сделанную к уроку своими руками, записывают на ней – ответ и вешают на елку.)

Учитель:

– Дорогие ребята! Вы сегодня в игре показали хорошие знания сказок и получили (заработали) много очков– “ зонтиков”. И сегодня я хочу вручить вам сертификаты “ Знатоков сказок”. (Вручение сертификатов.)

Звучит песня “ Сказочная страна” в исполнении ребят 4-го класса.

Оле-Лукойе:

– Ой, пора в сказку возвращаться!
И не хочется, а надо прощаться.
А за то, что вы много знаете,
Да хорошо отвечаете,
С удовольствием читаете,
Каждому “ знатоку сказок”
По шоколадке сладкой
Сегодня подарю.

(Звучит мелодия песни “ Мы желаем счастья вам”.)

Учитель:

– Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель прокалывает воздушный шарик, откуда падают звездочки счастья на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)

XI. Определение и разъяснение домашнего задания

Учитель: работу над сказками вы продолжите дома. Нам нужно с вами пополнить нашу книжную корзину книжками – малышками, которые вы изготовите, сочинив свою сказку. Эту книжную корзину мы отнесем в детский садик и подарим дошкольникам.