Цель урока: определение взаимосвязи музыки и живописи.
Задачи урока:
Образовательные:
- Познакомить обучающихся с направлением в искусстве “Импрессионизм”.
- Формировать знания об импрессионизме, учить определять средства выразительности музыки и изо.
Развивающие:
- Развивать музыкальный и ритмический слух, вокально-хоровые навыки и умения.
- Развивать коммуникативные компетенции через работу в группах, ответы на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней;
- воспитывать позитивное отношение к искусству;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Музыкальный материал: К.Дебюсси “В лодке”.
Наглядные пособия: К. Моне “Впечатление. Восход солнца”, “Осень”, “Утро на море”, “Стога. Конец лета”; О.Ренуар “Жанна Самари”, “Натюрморт с фруктами”, “Две девушки у фортепиано”; Э.Мане “В лодке”.
Дыхательная гимнастика и распевка.
Ребята, я предлагаю вам вспомнить “Песню о картинах”.
Исполнение песни.
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова
1. Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, –
Обязательно картина
Называется пейзаж.2. Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.3. Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.
Учитель: О чем эта песня?
Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.
Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?
Дети: Изобразительному, живописи.
Учитель: Ребята, действительно мы определили жанры живописи, но мы с вами на уроке музыки и тема нашего урока “Можем ли мы услышать живопись?”
У: Для того, чтобы появилась музыка или живопись нужно творчество мастеров, они перед вами Приложение 1, скажите, как мы их называем?
(Композитор и художник.)
У: Композитор и художник в своих работах передают разнообразную палитру чувств человека, выбирая каждый свои средства выразительности.
1-е задание. Работа по группам выберите, какие средства использует композитор, а какие художник, выложите средства на таблице, которую я вам предлагаю. Приложение 2
2-е задание. Работа по группам. Ребята у нас есть средства музыки и изо и их определения. Соедините стрелочками средства с определениями. Приложение 3 и Приложение 4.
У: Сегодня мы познакомимся с направлением в искусстве, возникшем во Франции в 70-х годах 19 века, которое называется импрессионизм. (Приложение 5) Откуда же появилось это название? В 1874 г. в Париже прошла первая выставка картин. Критик в насмешку, воспользовавшись названием пейзажа Клода Моне “Впечатление. Восход солнца” назвал их импрессионистами. ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление). Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания.
Известные французские художники – импрессионисты Клод Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
У: Посмотрите, что необычного в этих картинах, какие средства импрессионизма вы видите…(Приложение 6)? К каким жанрам обращались импрессионисты? А есть ли эти жанры в музыке? Назовите произведения…. Посмотрите внимательно на картины и выберите средства музыки, которые вы использовали, если бы сочиняли музыку к этим картинам. (Ответы.)
У: Клода Дебюсси французского композитора называют основоположником импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени. Он использует в своей музыке прием приглушенности или яркого звучания.
3-е задание. Послушайте произведение Клода Дебюсси (Приложение 7) и в группах определите средства выразительности, которыми пользовался композитор, скажите, как звучала музыка… (Ответы групп.)
У: Посовещайтесь в группах и выберите то изображение, (Приложение 8) которое раскрывает музыку, придумайте название произведению.
4-е задание. Сделать в группе вывод – Можем ли мы услышать живопись и высказать свои суждения. (Ответы групп.)
5-е задание. (Работа по группам.) (Приложение 9)
У: Сопоставьте средства музыки и изо, средств музыки -5, а изо -4, какое средство осталось? (Ответы групп.)
У: Чему можно сопоставить характер?
Вывод: Итак, впечатление – характер.
Итог урока.