Проблемы психологической эффективности поддержки семьи в сохранении линии преемственности при переходе ребенка из детского сада в школу

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К.Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях "подготовительного обучения" и "методического обучения в школе". [5, с.23] А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной.

Семья при подготовке к школе сталкивается с достаточно серьезными психологическими проблемами.

Современное образование должно обеспечивать комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребенка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными звеньями образовательной системы сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

Для учителя начальных классов все просто: преемственность - это наличие у ребёнка перед поступлением в школу определённых знаний и навыков. И только. Психологическая готовность, желание ребёнка учиться и познавать новое, общаться со сверстниками для него несущественны. И это понятно, так как основным показателем работы учителя является отметка. Какова отметка - таков и ученик. Перед большинством учителей ребёнок не предстает целостной личностью.

Для воспитателей дошкольных учреждений преемственность - забота о том, чтобы к детям, когда они придут в школу, не было никаких претензий.

Для родителей преемственность - это вообще пустой звук.

А на ступени "дошкольное образовательное учреждение - начальная школа" мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учет тех достижений, которых они смогли достичь на ступени дошкольного образования.[2 - c.29]

Опрос родителей показывает, что они ждут от дошкольного учреждения хорошей подготовки старших дошкольников к школе. И, естественно, выполнить такой социальный заказ - одна из главных задач воспитателей и психологов. Но, кроме того, детей готовят к школе и сами родители.

Как же они это делают?

Занятия с педагогами дополнительного образования, посещение подготовительных классов при гимназиях и лицеях, различных "групп подготовки к школе" в развивающих центрах, домах культуры и т.п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, "интеллектуально подготовленными".

А что касается альтернативных детскому саду учебных центров, групп раннего развития по подготовке к школе, то они приносят больше вреда, так как на их базе проходят подготовку организованные дети из дошкольных учреждений, а не неорганизованные. Они дублируют программы дошкольного учреждения, дают опережающие знания, которые ребёнок должен был бы получить только в первом классе.

Но такого багажа знаний бывает достаточно, чтобы пройти собеседование при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребенка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований, а вот уже в школе начинаются проблемы).

Кроме этого, современные родители плохо понимают своих детей. Мы можем сколько угодно рассуждать о недопустимости подготовки к школе в том виде, в котором мы с ней сейчас сталкиваемся, о том, что не надо учить детей писать и читать, но все это продолжается из года в год.

Да и не только родители, но и учителя, по результатам нашего опроса, предполагают умение ребенка писать и читать. Не удивляют вас такие высказывания, если наша базовая программа даже не предусматривает обучение ребенка чтению?

Но мы ведь действительно зависим от школы! Позиция школы порождает у родителей своеобразную моду на подготовку ребенка к школе. Школа для родителей - это важно, а детский сад - это проходной, незначимый этап. Родители, приводя ребенка в школу на занятия, не задумываются, что ребенок испытывает большие перегрузки, т.к. в детском саду у него тоже были занятия, пусть в игровой форме, но требующие умственной, физической активности, а ему без организации сна еще необходимо сидеть на подготовительных курсах. А мы говорим о сохранности здоровья детей.[3- c.43.]

Такая подготовка не снимает проблем, которые могут возникнуть у ребенка в школе, а, наоборот, может сформировать новые проблемы из-за нерациональной организации занятий, несоответствия требований, неадекватных задач, которые ставятся перед дошкольниками. Не в высшие же учебные заведения мы их готовим, они должны прожить свое дошкольное детство полноценно, они должны наиграться. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Школа не должна принимать на подготовительные курсы детей, посещающих детский сад.  И надо ли потом удивляться, что ребёнку неинтересно учиться в школе и его познавательная активность падает? И тем самым обесценивается значимость детского сада, успехов детей, получается, что детский сад плохо подготовил к школе.

Не надо учить малыша раньше времени считать, писать и говорить по-английски, и проблем не будет! Не зря говорится, что лучшая подготовка к школе - беззаботно прожитое детство. Конечно, с ребенком необходимо работать постоянно. Прежде всего, эта работа должна быть индивидуальной, учитывающей особенности развития и возможности ребёнка и проводиться как можно чаще в игровой форме.

Многие детские сады совместно со школами пытаются найти точки соприкосновения - через организацию для детей подготовительных групп экскурсий в школу, посещение школьной библиотеки. Но все это не является преемственностью в полном смысле, это одна из форм взаимодействия, сотрудничества с целью более легкой адаптации детей к школе.

Мы объясняем родителям, что образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, и не только тем, что в детском саду кормят вкуснее и туалеты там чище. В школе - совершенно иная организационная культура, к сожалению, менее индивидуализированная. У ребенка не будет персонального шкафчика, кровати, полотенца и правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школы. На все это накладывает свой отпечаток окружающая социальная микро-макросреда.

Ситуация перехода ребенка из детского сада в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между высокими достижениями выпускников детского сада и теми требованиями которые предъявляет школа (особенно инновационная, престижная) поступающим на обучение детям, а родители часто этого не понимают.[1- c.16]

Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе; совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Также решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе "детский сад-школа" в других направлениях программами пока не предусмотрены. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам.

Должно быть первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники  дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений, уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).[4,c.19]

Конечно, не все так мрачно. Мы учим ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Учим подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

В течение ряда лет школа № 10 работает в тесном сотрудничестве с детским садом № 34. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. В системе организовано взаимопосещение подготовительных занятий в детском саду и уроков в школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение последнего собрания в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.

В тесном тандеме работают психологические службы детского сада и школы. При выпуске из детского учреждения психолог детского сада дает полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. В свою очередь, психолог школы в октябре проводит тестирование первоклассников на предмет адаптации последних к школьной жизни. Школьный психолог работает с детьми в течение всех лет обучения в школе, со своими выводами и рекомендациями знакомит учителей. Психолог школы № 10 участвует в собраниях родителей выпускников детского сада.

Если детский сад обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, школа совершенствует достижения дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); оказывает специальную помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств. Чтобы это произошло, мы внедряем новые формы сотрудничества - проведение круглых столов, мастер-классов, семинаров, взаимопосещений, совместное проведение педагогических советов с участием родителей.

Организация преддошкольной подготовки с целью создания равных стартовых возможностей проводится и для неорганизованных детей.

Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией и привели к разработке педагогами детского сада программы психологических занятий для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, получившей название "Мамы, в школу собирайтесь!", авторы Сиротинская В.Н., Сташкова Т.Н. и программы "Что у вас, ребята, в школьных рюкзаках?" (программы для будущих первоклассников и родителей по ознакомлению со школьно-письменными принадлежностями), автор воспитатель Петросян Л.Б. Эти программы помогают педагогам успешно проводить работу по подготовке детей и их родителей к школе.

Разработан психологический портрет идеального первоклассника, который является как бы образцом будущего первоклассника, и помогает родителям в подготовке детей к школе.

В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

Литература

1. Е. Арнаутова. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. - М.: Сфера. 2006.-С.-16

2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004. -С.29

3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. , 1991.-С.43.

4. Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. , 2002. -C-19.

5. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 23.