Цели и задачи:
- Образовательные – познакомить учащихся с понятием планиметрия, с одним из направлений в искусстве – кубизмом, его создателями.
- Развивающие – развить творческую и мыслительную деятельность учащихся с помощью создания рисунка в стиле кубизма, интеллектуальные и творческие качества личности ребят такие, как умение создавать новое, видение будущего рисунка, способность к оценочным действиям, сравнению и анализу своих чувств и впечатлений.
- Воспитательные ? прививать интерес к предмету “геометрия” через использование различной информации по различным предметам, воспитывать понимание значимости геометрии как научно-технического прогресса, Воспитание отношения к математике как части общечеловеческой культуры.
Тип урока: комбинированный.
Форма: теория критического мышления.
П л а н:
- Вводное слово учителя.
- Составление кластера по слову “планиметрия”.
- Чтение текса о планиметрии.
- О геометрических фигурах с показом слайдов.
- Рассказ о стиле “кубизм” и его создателях с показом слайдов.
- Выполнение рисунков учащимися.
- Подведение итогов.
Оборудование: Цветные мелки, листы формата А-4, гелевые ручки или фломастеры, карандаши или краски, кисти, карандаши простые, ластики, проектор, рисунки лица человека с урока рисования.
Ход урока
Стадия “Вызов”
Вводное слово учителя: сегодня мы начинаем изучение раздела математики – геометрии, она делится на два раздела: на планиметрию и на стереометрию. С 7-9 классы мы будем изучать планиметрию. В начале XX века великий французкий архитектор Ле Корбюзье сказал: “Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия”.
И действительно, посмотрите вокруг. Мир в котором мы живем представляет геометрию- форма домов, конструкция улиц и площадей, полей , гор, и т.д. Понимать и принимать природу, её красоту и мудрость нам поможет геометрия.
Внимательно прочитайте тему урока и вдумайтесь в неё. Сейчас мы составим кластер по слову планиметрия. Назовите, пожалуйста слова, понятия, которые ассоциируются с этим словом.
Ученики называют слова, учитель их записывает на доске в виде кластера.
Стадия “Содержание”
В рабочих тетрадях записываем число, тему урока. Затем учитель предлагает начертить таблицу, состоящую из двух столбцов:
До чтения | После чтения |
Впишите в первый столбец, что вы знаете,
понимаете под словом “Планиметрия”.
Затем, учитель раздает тексты детям для чтения. (Приложение 1).
По истечении определенного промежутка времени, детям предлагается заполнить второй столбец таблицы. Затем кто-нибудь по желанию озвучивает свои записи и аргументирует их.
По тексту многие поняли, что планиметрия изучает свойства геометрических фигур. А какие фигуры вы знаете? (учащиеся данного класса изучали математику по учебнику Петерсона. В 6 классе по программе изучались геометрические фигуры, поэтому дети могут назвать не только фигуры, но и их определения).
Ребята называют: квадрат, треугольник, ромб, трапеция, круг, овал, параллелепипед и др.
Нарисуйте эти фигуры себе в тетрадь.
А вы знаете, что с помощью геометрических фигур можно нарисовать целые картины, пейзажи, натюрморты, портреты и др. Эти занимались выдающиеся художники – экспрессионисты XVIII – XIX веках. О них нам сейчас расскажет учитель рисования. (Это может сделать ученик, посещающий художественную школу). (Приложение 2).
Слайды 1–10, см. Приложение 3
На уроках рисования вы уже рисовали лицо человека и сегодня вы их принесли на урок, а сейчас я вам предлагаю нарисовать лицо человека в стиле КУБИЗМА. Можно нарисовать другое лицо, а можно поправить данные рисунки и оформить их в цвете.
Стадия “Рефлексии”
По окончании выполнения рисунка, детям предлагается на оборотной стороне рисунка написать свои мысли, чувства, ощущения по мере выполнения рисунка. По желанию самого ученика перед всем классом показываются рисунки и зачитываются впечатления. Затем с согласия самого ученика рисунки вывешиваются на стенд “Облако впечатлений”.
Затем учитель предлагает вернуться к нашему кластеру и дополнить, поправить его, если это необходимо.