Цель урока:
- уяснить учащимися процесс создания фирм с определенной правовой формой;
- на практике закрепить ранее полученный материал о регистрации фирмы, зарегистрировав свою фирму;
- продолжать отрабатывать навыки работы в группе.
Базовые понятия: фирма; виды фирм (индивидуальная, полное товарищество, товарищество с ограниченной ответственность, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество); уставной капитал; акции; инвестиции; прибыль; издержки (постоянные, переменные, предельные); дифференциация товара и услуги; реклама; устав; учредительный договор.
Раздаточный материал:
- бинарные тесты; таблица “Преимущества и недостатки разных видов фирм”; инструкция “Регистрация фирм”; листы ЛСФ (лицевой счет фирмы); ЛСУ (лицевой счет ученика)
- материалы, подготовленные фирмами (группами) – это заявление на регистрацию, устав, учредительный договор, реклама, образец товара или услуги с дифференциацией.
Возможно, понадобится компьютер с проектором, если будут подготовлены видеосюжеты или телевизионные рекламы.
Требуемое время: 2 часа.
Описание урока:
В основе лежит деловая игра “Регистрация фирмы, в которой ребята, организовавшись в группы, по предварительному заданию образуют фирму, подготовив соответствующую информацию и документацию необходимую для регистрации фирмы, разрабатывают дифференцированные товар или услугу, рекламируют их. И все это представляют регистрационной комиссии, которая может состоять из учителей-коллег или из учеников старших или параллельных классов.
Ход урока
- Фирмы занимают свои места. Учитель приветствует участников. Сообщает цель урока. Представляет регистрационную комиссию.
- Регистрационная комиссия предлагает участников перед основной процедурой регистрации выполнить задания на проверку экономической грамотности фирм.
- Фирмы в течение 10 мин. Заполняют таблицу “Преимущества и недостатки фирм” и бинарные тесты, которые раздаются по 2 экземпляра на фирму.
- Проводится взаимопроверка при помощи учителя.
- Проводится подсчет результатов, комиссия заносит их в ЛСФ.
- Процесс регистрации фирмы, где фирмы По-очереди представляют о себе
подготовленную информацию и документацию по следующему плану:
– заявление на регистрацию и информацию с названием фирмы, адресом,
– может быть выполнен логотип;
– рекламируют свой товар или услугу, знакомят с их дифференциацией;
– представляют документацию – устав и учредительный договор
– (комментируют их);
Регистрационная комиссия все этапы регистрации фиксирует в ЛСФ и задает фирмам вопросы.
Содержание вопросов:
– Почему вами был выбран данный вид фирмы?
– Каковы источники вашего уставного капитала?
– Каким образом будет распределяться прибыль?
– На какие категории населения будет распространяться ваш товар (услуга)?
– Какую дополнительную дифференциацию товара (услуги) вы могли бы предложить?
– Какими бы видами рекламы вы воспользовались бы? И т.п. - Подведение итогов регистрации. Во время подведения итогов участники фирм (групп) заполняют свои ЛСУ и сдают учителю.
- Обнародование итогов, поздравление фирм с регистрацией с комментарием по “номинациям”.
- Вопросы комиссии к зарегистрированным фирмам об их последующих действиях (открытие счета в банке на имя фирмы в размере уставного капитала; изготовление фирменной печати; регистрация в налоговой инспекции и в пенсионном фондах).
- Объявляются оценки за урок учителем на основании ЛСФ и ЛСУ.
Прилагается раздаточный материал:
Вид фирмы | Преимущества | Недостатки |
Индивидуальная фирма | ||
Товарищество | ||
Акционерное общество |
Таблица “Преимущества и недостатки различных видов фирм”.
Задание: Определите, какие из перечисленных признаков относятся к преимуществам, а какие – к недостаткам той или иной формы предпринимательства. Поставьте номера признаков в соответствующие им по смыслу графы таблицы. Обратите внимание, что некоторые номера могут быть использованы не единожды.
Признаки:
- простота организации (учреждения, управления и т.д.);
- свобода действия (отсутствует необходимость согласовывать в принятии решения);
- сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);
- ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
- неограниченная ответственность;
- специализация в управлении;
- быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
- ограниченная ответственность;
- относительная стабильность фирмы;
- относительная нестабильность фирмы;
- возможное злоупотребление в результате разделения функций собственности и управления;
- возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
- владелец – сам себе хозяин;
- можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
- относительная сложность учреждения и регистрации.
Ответы: подсчет балов идет по правильным ответам :
21–19 ответ – 3 балла.
15–18 – 2 балла.
11–14 – 1 балл.
Вид фирмы | Преимущества | Недостатки |
Индивидуальная фирма | 1, 2, 3, 13 | 4, 5, 10 |
Товарищество | 1, 6, 12 | 4, 5, 10 |
Акционерное общество | 6, 7, 8, 9, 12 | 11, 14, 15 |
Бинарный тест.
Напротив номера ответа поставьте, если согласны “ + ”, если не согласны “ – ”:
- Фирма – это организация, приобретающая факторы производства, соединяющая их в процессе производства для создания и продажи благ и услуг с целью получения прибыли
- Прибыль равна выручке от реализации товара или услуги.
- Общие затраты производства равны себестоимости товара или услуги.
- Постоянные издержки производства зависят от объема выпуска.
- К переменным издержкам производства можно отнести плату за аренду помещения.
- Затраты на сырье и зарплату рабочим относятся к переменным издержкам.
- Средние издержки находятся путем деления общих издержек производства на количество выпуска товара.
- Общие издержки включают в себя постоянные, переменные и предельные издержки.
- Экономический смысл предельных издержек в том, что они показывают выгодно или невыгодно будет увеличении производства на одну единицу.
- Цель любой фирмы – это увеличение выручки.
Ответы: 1 “+”; 2 “-”; 3 “+”; 4 “-”; 5 “-”; 6 “+”; 7 “+”; 8 “-”; 9 “+”; 10 “-”
9–10 б. – “5”; 7–8 б. – “4”; 5–6 б. – “3”
Инструкция “Регистрация фирмы”.
В органы местного самоуправления предоставляются следующие информация и документы:
1. Заявление на регистрацию (указываются имена учредителей, название и адрес будущей фирмы);
2. Устав – документ, определяющий отношения между фирмой и обществом:
– кто является владельцем или совладельцем фирмы;
– какая правовая форма организации выбрана;
– какую продукцию будет выпускать фирма, или какие услуги будет оказывать;
– размеры уставного капитала и доля каждого совладельца.
3. учредительный договор – документ, определяющий отношения между учредителями :
– правила управления фирмой, установленные владельцами (совладельцами);
– правила распределения прибыл;
– правила в других ситуациях жизни фирмы
Лицевой счет ученика.
№ |
Фамилия, имя |
Учет работы при подготовке задания |
Учет работы на уроке |
Итог | ||||||
выдвижение идей |
создание документов |
разработка рекламы |
выполне- ние заданий |
представле- ние фирмы |
ответы на вопросы |
+ |
0 |
- |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Критерии оценки: “+” – участие (1 балл); “0” – неучастие (0 баллов); “ – ” – мешал работе (0 баллов).
Лицевой счет фирмы.
№ | ФИРМА | Учет работы фирмы | Общие баллы | ||||||
тест | таблица | реклама | Дифференциация товара, услуги |
устав | Учредит. договор |
Ответы | |||
1. 2. 3. 4. 5. |
Критерии оценки: 3 балла – отлично; 2 балла – хорошо; 1 балл – удовлетворительно.
Общие балы: если фирма набрала от 15 до 21 баллов, то она успешно прошла регистрацию