Дополнительная образовательная программа "Школа юного лидера"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

– Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
– А куда ты хочешь попасть? – спросил Кот.
– Мне всё равно… – сказала Алиса.
– Тогда всё равно, куда пойти, – заметил Кот.
– … только бы попасть куда-нибудь, пояснила Алиса.
– Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, – сказал Кот.
– Нужно только долго идти, никуда не сворачивая!

Л. Кэррл. Алиса в стране чудес.

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи “вожаки” всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

Задачи:

  • Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
  • Формировать у старшеклассников знаний, умений, навыков управленческой культуры и потребности быть лидером.
  • Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
  • Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности.
  • Организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы.
  • Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях гимназии.

Возраст участников: старший школьный возраст(14-16 лет). Программа рассчитана на 72 часа, охватывает два учебных года, 36 часов в год. Предлагаемая программа состоит из шести разделов.

Логика подачи материала в программе курса основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике , станет критерием успешности прохождения данного курса.

Ожидаемые результаты:

  • Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
  • Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
  • Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
  • Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
  • Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Программа кружка предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др. Программа предполагает приглашения на занятия различных специалистов, а именно юристов, дизайнеров, методистов ДДТ, ЦДДТ, режиссера театральной студии ДМШ.

Учебно-тематический план занятий кружка
“Школа юного лидера”

Название занятия

Количество часов
Всего Теория Практика
Первый год обучения
Раздел 1. Кто такой лидер?(6 часов)
1. “Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. 1  
2. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. 1 1
3–4. Практикум по итогам теста. 2 2
5–6. Кто такой лидер? Их роли. Специфические и общие качества лидера. 2 1 1
  Итого: 6 3 3
 

Раздел 2. Организаторская техника лидера (14 часов)

7–10. Я и команда. Готовность стать лидером. 4 2 2
11. Правила руководства. 1 1  
12–13. Принципы организаторской деятельности. 2 2
14–16. Понятие “стиль работы лидера”, его виды 3 2 1
17–20. Практикум “Чемодан лидера”. 4 4
  Итого: 14 7 7
 

Раздел 3. Умения и навыки лидера (16 часов)

21–22. Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. 2 1 1
23. Умение управлять людьми. 1 1
24–26. Как правильно вести беседу? 3 2 1
27–28. Навыки ораторского искусства. 2 1 1
29–30. Игра “Поспорим с “Великим”. 2 2
31–34. Лидер – это человек воспитанный. 4 2 2
35–36. Практикум “Узелки на память”. 2 2
  Итого: 16 7 9
  Итого за 1 год обучения: 36 17 19
 

Второй год обучения
Раздел 4. Понятие лидерства (5 часов)

1. “Школа юного лидера”: вводное занятие. “Коллективный портрет лидера”. 1 0,5 0,5
2–3. Тест “Лидер ли я?” 2 2
4–5. Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. 2 1 1
  Итого: 5 1,5 3,5
 

Раздел 5. Виды деятельности лидера (19 часов)

6. Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. 1 1
7–8. Виды КТД. 2 2
9–10. Практикум “В копилку лидера”. 2 2
11–13. Проектная деятельность в работе лидера. 3 1 2
14–17. Основные навыки выступления лидера. 4 1,5 2,5
18–21. Разные пути общения. 4 1,5 2,5
22–24. Планирование деятельности. Рефлексия. 3 1 2
  Итого: 19 8 11
 

Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер. (12 часов)

25–26. Российская государственная символика. 2 1 1
27–29. Гражданская позиция лидера. 3 2 1
30–32. Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. 3 2 1
33. Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”. 1 1
34–36. Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”. 3 1 2
  Итого: 12 6 6
  Итого за 2 год обучения: 36 15,5 20,5

Содержание деятельности

Первый год обучения

Раздел 1. Кто такой лидер? (6 часов)

“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”.

Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Лидер – ориентир.

Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста. Советы английских учёных М.Вудсона, Д. Френсиса.

Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Раздел 2. Организаторская техника лидера. (14часов)

Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.

Правила руководства. Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя, двойного контроля, необходимой квалификации, реальных возможностей, руководства с отклонениями, использования автономии.

Принципы организаторской деятельности. Составляющие мастерства лидера. Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Организаторские знания, умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, техника речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом.

Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.

Практикум “Чемодан лидера”. Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, техники речи, зрительной памяти, наблюдательности – “На что похоже”, “Что нового?”, “Биография по взглядам”, “Живые вещи”, “Зондирование души объекта” (К.С.Станиславский).

Раздел 3. Умения и навыки лидера. (16 часов)

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Знакомство с книгой Терренса Уэбстер – Дойла “Почему меня все обижают: как справляться с задирами”. Причины агрессивности. Способы снятия и ослабления стресса.

Умение управлять людьми. Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений в организации или в коллективе, выявление лидеров и выборы актива на основе состязательности – “День рождения”, “Киностудия”.

Как правильно вести беседу? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.

Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.

Игра “Поспорим с “Великим”. Подготовка лидера как оратора. Умение анализировать и высказывать своё мнение. По поводу – реплики – цитаты известных писателей, политических деятелей, учёных. Театрализованный спор.

Лидер – это человек воспитанный. Правила поведения в общественных местах, в гостях, за столом. “Золотые ” правила этикета лидера.

Практикум “Узелки на память”. Практические советы лидеру – Как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Второй год обучения

Раздел 4. Понятие лидерства. (5 часов)

“Школа юного лидера”: вводное занятие. “Коллективный портрет лидера”. Повторение основных понятий. Составление коллажа о себе. Тест “Выбери шар”. Листок “Моя уникальность”. Создание коллективного портрета лидера.

Тест “Лидер ли я?”. Определение адекватности, творчества, коммуникабельности, инициативности, устойчивости групповому давлению, мотивации, личной активности, самоориентации, мягкости, авантюристичности, проницательности, радикализма.

Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. Знакомство с результатами теста. Склонность лидеров к соперничеству, сотрудничеству, к компромиссам, умение избегать конфликтов, способность к адаптации к каждому члену коллектива в процессе совместной деятельности.

Раздел 5. Виды деятельности лидера. (19 часов)

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.

Виды КТД. Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

Практикум “В копилку лидера”. Игры коллективного знакомста и общения – “Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.

Проектная деятельность в работе лидера. Шаги проекта. От идеи до анализа деятельности. Выстраивание шагов проектной деятельности. Работа в группах. Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации.

Основные навыки выступления лидера.
Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?

Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.

Планирование деятельности. Рефлексия. Учимся планировать свою жизнь. Выработка умений ставить перед собой цель и добиваться её.

Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер. (12 часов)

Российская государственная символика. История герба, государственного флага. Гимн. Герб моей семьи, рода. Герб лидера.

Гражданская позиция лидера. Понимание слова “Родина”. Деятельность на благо Родины. Формирование в личности растущего человека национального и культурного достоинства, “Я” – патриота.

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллютеня.

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест “Экзаменуем лидера”. Определение уровня притязаний каждого лидера. Работа с инструкциями. Анализ теста. Индивидуальные консультации.

Смотр ЗУН лидеров. Презентация “Я – лидер”. Подведение итогов работы. Награждение. Вручение свидетельств об окончании Школы юного лидера.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Учебный класс (стулья – 24 шт., столы – 12 шт., доска – 1шт.).
  • Стенд переносной – 1 шт.
  • Карточки с тестами “Я – лидер” – 15 шт.
  • “Лидер ли я?” – 15шт.
  • “Шары” – 15 шт.
  • Магнитофон – 1 шт.
  • Комплект дисков с записями современных мелодий.
  • Ножницы – 15 шт.
  • Клей ПВА – 7 шт.
  • Цветной картон – 10 шт.
  • Цветная бумага – 10 шт.
  • Маркеры – 15 шт.
  • Текст Конвенции о правах ребёнка – 10 шт.
  • Верёвка – 10 м.
  • Набор “Символы России”.
  • Видеопроектор – 1 шт.
  • Экран – 1 шт.
  • Трибуна – 1 шт.
  • Портретная рамка (большая) – 1 шт.

Список литературы

  1. Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
  3. Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
  4. Игротека “Лидер 21 века”. – Н.Новгород, 2006.
  5. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
  6. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
  7. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  8. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
  9. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
  10. Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
  11. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков , М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
  12. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
  13. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
  14. Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
  15. Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
  16. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
  17. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
  18. Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
  19. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
  20. Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.