Урок литературного слушания в 1-м классе «Сказки о природе. В.И. Белов "Родничок"»

Разделы: Начальная школа


Цель: уметь воспринимать литературный текст: не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор, увидеть и понять подтекст, взаимоотношения героев, отношение к ним автора.

Задачи:

  • включить в круг чтения сказку В.Белова “Родничок”;
  • уметь определять жанр прослушанного произведения;
  • уметь составлять модели обложки и схематический план.

Тип урока: урок слушания.

Оборудование: детские книги, модели обложек, компьютер, презентация (Приложение 1), реквизит для инсценировки, листы бумаги ? машинописного листа и цветные карандаши, листы-заготовки для книжки-самоделки.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Организационный момент

 
– Урок пройдёт под девизом: “Торопись на доброе дело, а худое само поспеет”. Как понимаете девиз?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте удачи. Будем делать только добрые дела.

Дети объясняют смысл пословицы.

II. Актуализация опорных знаний

 
– Давайте вспомним, какие произведения мы уже читали. Рассмотрите книги и определите, какая из них соответствует данной модели. Работа в группах. (Каждая группа получает по 3 книги и 1 модель)
Примечание. Для рассматривания подбираются большеформатные детские книги в типовом оформлении (на первой странице четко читается фамилия автора и заголовок, есть “говорящая” иллюстрация). Каждая группа объясняет свой выбор.
1-я группа: модель – стихотворение о Родине 1-я группа – Дрожжин “Привет”;
2-я группа: модель – рассказ о природе 2-я группа – Соколов-Микитов “Русский лес”;
3-я группа: модель – сказка о животных. 3-я группа – Сутеев “Кто сказал “Мяу”

Модели вешают на доску.

III. Открытие нового знания

 
Слушание сказки Белова “Родничок”.
Звучит запись журчащей воды.
 
– Закройте глаза и представьте себе какую-нибудь картину. Что представили? Ответы детей.
– А теперь послушайте... (Учитель рассказывает или читает сказку В.Белова “Родничок”.) (Слайд 2)

Выявление первичного восприятия произведения.

 
Что понравилось?
– Что не понравилось?
Понравился родничок, он всех поил водой.
Не понравился комар, он дал родничку плохой совет.
Упражнения по формированию специальных умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему услышанного произведения. Эти понятия (и умения) хорошо усваиваются учащимися при моделировании обложки. Каждый ребенок на своем листочке моделирует обложку.
– Есть ли на доске модель обложки произведения, которое вы сейчас услышали? Нет.
– Что я вам читала? (Слайд 3) Сказку.
Правильно, это сказка.  
Нарисуем на листочке “заместитель”... ...кружок (рисуют).
– О ком или о чём сказка?
Закрасим кружок... (Слайд 4)
О родничке, о природе.
...зеленым цветом.
– Вы хотите узнать, кто написал эту сказку?
– В.И.Белов. (Учитель показывает портрет писателя.) (Слайд 5)
Да.
Вы еще не умеете писать, поэтому мы вместо фамилии нарисуем в верхней части листа красную рамочку. Дети рисуют на своих листочках рамочки – “заместители”.
– Подумайте, как Белов озаглавил свою сказку? Родничок.
Как мы обозначаем заголовок произведения?

Далее следует работа с готовой моделью (Слайд 6):

Синей рамочкой.
– Покажите фамилию автора. Прочитаем: Белов.
Покажите заголовок. Прочитаем: родничок.
 
Динамическая пауза.  

IV. Первичное закрепление

 
Работа с содержанием произведения.  
– Как начинается сказка? Какое настроение в начале сказки? Родился в поле родничок.
Радостное настроение.
Дети перечисляют героев.
– Кто герои, и какие они?
– Как менялся родничок и почему?
Родничок становился больше, потому что он делился со всеми водой.
– Что изменилось после встречи с комаром? После встречи с комаром родничок не стал ни с кем делиться.
– Как автор показал своё отношение к комару? Комар не спросился и “спасибо” не сказал. Автор показал его невоспитанным.
– Как заканчивается сказка? Почему родничок заглох? Родничок заглох. Потому что он стал жадным, ни с кем не стал делиться.
– Что хотел сказать автор? Если ты добрый, то твоя жизнь будет долгой, интересной и радостной.
Составление схематического плана.  
– Вы хотите научиться рассказывать эту сказку? Что нам поможет запомнить последовательность событий? Да. Нам поможет схематический план.
Вводим “заместители” героев. Как их можно обозначить? (Слайд 7, 8) Кто появился у родничка первым? Кто потом?.. Первыми буквами “имен”:
Р – родничок, П – пчёлка,
С – синичка, З – зайчик,
М – Маша, Д – дедушка,
К – комар

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 
Работа в тетради.  
Рассмотри цепочку событий и найди ошибку.

Самопроверка (Слайд 8)

– Кто нашел ошибку?

Дети выполняют в рабочей тетради задание №3 – карандашом исправляют ошибку.

VI. Включение нового знания в систему знаний

 
Упражнения в чтении:  
чтение “имен” героев с эмоциональной окраской.

 

Сначала слово прочитывает читающий ребенок, затем можно попросить повторно прочитать слово нечитающего ученика.
На доске:

 
– Постарайтесь прочитать так, чтобы было понятно ваше отношение к этому герою.

Чтение пословицы:
Торопись на доброе дело, а худое само поспеет.

 
– Кому из героев сказки вы дали бы такой совет? Чему учит сказка? Родничку. Не надо слушать плохих советов, надо быть добрым, помогать друг другу, делиться с друзьями.
Повторное слушание (необходимо для проверки и углубления эстетического восприятия текста).  
Так как сказка В.Белова “Родничок” легко и быстро запоминается детьми, то при повторном слушании учитель читает слова автора, а дети исполняют роли героев сказки с опорой на план-схему (Слайд 8) Дети с помощью учителя распределяют роли, надевают маски и инсценируют сказку.

VII. Рефлексия деятельности

Познакомились со сказкой В.Белова “Родничок”.
– Что нового узнали?  
– Чем занимались на уроке? Моделировали обложку, читали слова, инсценировали сказку, чтобы рассказать ее друзьям, родным.
– Для чего мы это делали? Что было трудно или легко?

Учитель собирает листочки с моделями, вкладывает их в обложку и вместе с детьми ее оформляет.

 

VIII. Домашнее задание

 
Предлагается свободный выбор заданий по силам и желанию ребенка.

1) Рассказать сказку друзьям или родным.
2) Придумать продолжение сказки.
3) Нарисовать иллюстрацию к заданному эпизоду для создания книжки-самоделки.

 

Материалы соответствуют программе “Литературное чтение. 1 класс”
(Авторы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. УМК “Начальная школа XXI века”).