Мой взгляд на воспитание. "Самое главное в жизни - быть человеком"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


"Воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества.
Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров,
а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания.
К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий".
Ю. Рюриков

Осень: "В такое время мудрая природа нам в буднях открывает чудеса:". Какие великолепные слова! Искристые, теплые, волшебные! Вдохновенные! Как красива природа осенью! Сколько разноцветных красок!

По дороге домой, восхищаясь красотой природы, можно о многом поразмышлять: В такие минуты мысли в голове кружатся, как листья осенние на ветру. Каждый лист, упавший с дерева, имеет, как и человек, свою судьбу. Один падает в книгу читающего на скамейке и становится закладкой, другой залетает в кузов грузового автомобиля и становится путешественником, третий, падая на водную гладь обыкновенной лужи, почувствует себя кораблем в огромном море. Так и люди: один человек становится писателем, другой - путешественником, третий - капитаном корабля. Разные листья: Разные люди:

Работая в школе не первый год, постоянно находишься в поиске: ищешь свой путь, свою тропу, по которой мог бы с уверенностью вести своих учеников, открывая все лучшее, что заложено в ребёнке. Единого рецепта нет, и не может быть, так же, как нет одинаковых детей. А кому принадлежит пальма первенства в воспитании? Родителям? Учителям? Обществу? А может, всем вместе?!

То, каким будет наше будущее, зависит от нас - взрослых. "Наши дети - это наша старость, - справедливо заметил А.С. Макаренко, - правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

С рождения рядом с ребенком должны быть верные наставники, вдохновители, хранители духовных ценностей: родители, педагоги-воспитатели, способные глубоко переживать радость и огорчение, тревогу и возмущение. Мы живем в сложном, многогранном, тесном мире, полном противоречий и проблем, где подрастающее поколение испытывает на себе агрессию окружающих и чувствует боль: ребенок с протянутой рукой, просящий милостыню; дети, живущие на вокзале; подростки, попавшие в сети наркомании; беспризорные дети: Эпидемия бездуховности:

Сегодня, когда в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, когда взрослые ведут свою игру, большинство из них всё же понимают, как все это неблагоприятно влияет на ребёнка. Ведь дети, как губка, быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое. Поэтому необходимо воспитывать ребенка так, чтобы он не только не потерялся в этом непростом мире, но и смог найти свое место в жизни, защитить себя и близких. Так, чтобы его, как осенний лист, не втоптали в грязь, не сожгли без пользы в общем костре, чтобы он научился жить, любить, творить, восхищаться красотой, быть милосердным. Ведь так важно реализовать себя в обществе, выстроить свою судьбу и стать достойным гражданином своей страны.

" :Нам от самого порога жизнь раскинула пути, выбирай свою дорогу и по ней смелей иди". Но какой бы жизненный путь не выбрали наши воспитанники, они всегда будут помнить, что самая главная в жизни профессия - быть Человеком. В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы перед глазами воспитателя всегда было яркое представление о гармоничном сочетании всех этих понятий. Миссия воспитателя состоит в том, чтобы воспитать в ребенке Человека - благородного, великодушного, любящего, доброго, честного, бескорыстного, справедливого, терпеливого, самостоятельного, трудолюбивого... Это, конечно, идеал!

А в жизни? Странно, но, чем лучше становится жизнь, тем труднее воспитывать, и тем больше возрастает ответственность всех, кто причастен к воспитанию... Необходимо учиться у детей принимать реалии нашего времени. Ведь не зря, по мнению В.А. Сухомлинского, "где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка есть своя струна, она звучит на свой лад". Задача воспитателя - настроиться на тон этой струны, поскольку воспитание - необратимый процесс, а воспитатель не имеет права на ошибку, ведь природа не предоставит второго шанса воспитать человека.

В чем же выражается результат воспитания? Когда воспитатель имеет моральное право сказать: "Мои усилия принесли плоды?". Жизнь доказывает: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что ребенок начинает задумываться о самом себе и размышлять над вопросом: "Что во мне хорошего и что плохого?". Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя со стороны и задумался над собственной судьбой.

Дорога домой: Вокруг кружатся листья... Листья, как судьбы, подхватываемые ветром, уносятся вдаль: Вот так и ученики скоро разлетятся каждый за своей судьбой. И пусть она будет у них счастливой. Видит Бог, наставник старался, учил их жить. "Жить, - писал Ж.Ж. Руссо, - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте".