Образовательная цель. Дать понятие о генетической связи и генетическом ряде, рассмотреть “в динамике” генетические ряды металлов и неметаллов, проверить знания, умения и навыки учащихся по изученным темам, используя различные методы и формы контроля знаний.
Развивающая цель. Формировать умения наблюдать, делать самостоятельные выводы, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная цель. Воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах.
Тип урока. Обобщающе-контролирующий.
Форма урока. Традиционная, с элементами развивающего обучения.
Методы. Словесные, словесно-наглядно-практические.
Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, держатель, растворы гидроксида натрия и сульфата меди (I).
Ход урока
I. Вводная часть.
а) приветствие учащихся;
б) проверка домашнего задания.
Учитель: Ребята, в нашей школе учится ученик – Петя Верхоглядкин, который постоянно допускает ошибки. И сегодня во время самостоятельной работы он опять был очень невнимателен. Помогите ему, пожалуйста, справится с заданием.
Учащиеся должны исправить ошибки в уравнениях реакций, написанных на доске.
Слайд №1
Учитель: Молодцы, ребята. Я прихожу к выводу, что вы очень внимательные.
На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели основные классы неорганичеcких соединений: их состав, классификацию и свойства. А цель сегодняшнего урока, установить, существует ли генетическая связь между этими классами неорганических веществ.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
II. Основная часть.
Слайд №2
Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений.
Учитель: Обратите внимание, мы записали ВАЖНЕЙШИЕ классы. А как же называются эти классы?
Ученик: Оксиды, кислоты, соли и основания.
Учитель: Верно. И для того, чтобы проверить, знаете ли вы определения этих классов, мы поиграем с “Химическим кубиком”.
Ход игры: Желающий выходит к доске, подбрасывает кубик, на гранях написаны термины, и дает определение тому термину, который на него смотрит.
Учитель: Хорошо, определения вы знаете, но как говорил великий педагог А.С. Макаренко.
Слайд №3
Задание: Я показываю карточки, на которых написаны три формулы, но одна из этих формул лишняя. Что это за формула и почему она лишняя?
Слайд №4
Учитель: Ну, а сейчас, чтобы выполнить следующее задание вам понадобятся знания химических свойств оснований. Вы можете использовать опорные схемы, которые имеются у вас в тетрадях.
Игра “Любит – не любит”
Слайд №5
Учащиеся должны написать все возможные реакции между гидроксидом натрия и веществами, находящимися в лепестках ромашки. Назвать полученные вещества и указать тип реакций.
Учитель: Что общего вы видите во всех этих уравнениях?
Ученик:
1) Во всех реакциях исходное вещество – гидроксид натрия.
2) В результате образуется – соль.
Учитель: Какой вывод можно сделать, вспомнив цель нашего урока?
Ученик: Из веществ, относящихся к одному классу, можно получить вещества, относящиеся к другим классам. Например: из вещества, относящегося к классу оснований, можно получить вещество, относящееся к классу- соли. Из кислотного оксида – соль. Из вещества, относящегося к классу кислот, вещество, относящееся к классу соли.
Учитель: А чем отличается реакция взаимодействия гидроксида натрия с сульфатом меди(II) от остальных?
Ученик: В данной реакции второй продукт не вода, как в остальных, а гидроксид меди(II)
Затем учащиеся, практически, осуществляют данную реакцию с помощью реактивов, имеющихся у них на столах. (Но сначала следует напомнить о технике безопасности.)
Учитель: По какому признаку вы судите, что данная реакция произошла?
Ученик: Образование осадка.
Затем по таблице растворимости определяем, какой осадок образовался. Нагреваем полученный осадок, обращаем внимание на изменение окраски, записываем уравнение в тетрадях и на доске. Делаем вывод, что из нерастворимого основания при нагревании можно получить основной оксид.
Учитель: Мы с вами повторили некоторые свойства оксидов, кислот, солей и оснований. Рассмотрели генетическую связь между этими классами.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задания, различающиеся по уровню сложности.
Ш. Закрепление.
Это задания уровня А, В, С.
Слайд №6
Самый сложный уровень – С. Самый легкий – А.
Задания написаны на доске, трое учащихся выходят к доске, выполняют посильные для себя задания, остальные работают в тетрадях.
Уровень А
Са —>СаО —> Са(ОН)2 —> Са СО3
Учитель: Ребята, а используем ли мы в повседневной жизни какие-то из этих веществ?
Учащиеся рассказывают о применении оксида кальция, гидроксида кальция и карбоната кальция.
Уровень В
Сера –>оксид серы(IV) –>сернистая кислота –>сульфит калия –>нитрат калия
Учитель: Совсем недавно, ребята, 9 мая, мы отмечали знаменательное событие – 65 лет со дня Великой Победы, так вот конечный продукт реакции – нитрат калия (калийную селитру) – использовали во время Великой Отечественной Войны для изготовления “дымного пороха”
Уровень С.
Магний —> А —> хлорид магния —> В —> А
Затем проводим тестирование. На выполнения этого задания отводится пять минут. Проверяем результаты методом взаимоконтроля. Правильные варианты ответов выводим на экран.
I вариант
I. Найдите соответствие между веществами в первом столбике и классами веществ во втором столбике:
1. НNО2 | а) кислотный оксид |
2. Аg NО3 | б) основной оксид |
3. НgО | в) кислородсодержащая кислота |
4. Си (ОН)2 | г) основание |
д) соль | |
е) бескислородная кислота |
II. В приведенной ниже схеме уравнений трех последовательных превращений определите вещества X, Y, Z.
III. В приведенных ниже уравнениях реакций вместо вопроса необходимо написать:
Fe + Cи SO4 —> ? + FeSO4
3 Na O H + H3PO4 —> ? + Na 3 PO4
Ag NO3 + КСI —> ? + КNO3
II вариант
I. Найдите соответствие между веществами в первом столбике и классами веществ во втором столбике:
1. СО2 | а) кислота |
2. Н3РО4 | б) соль |
3. Na2SO4 | в) кислотный оксид |
4. Fe (OH)2 | г) основной оксид |
д) растворимое основание | |
е) нерастворимое основание |
II. В приведенной ниже схеме уравнений трех последовательных превращений определите вещества Х, У, Z:
III. В приведенных ниже уравнениях реакций вместо вопроса необходимо написать:
2Na OH + Си SO4 = ? + Na2SO4
Na2SO4 + Ва СI2 = ? + 2 Na CI
Са (ОН)2 + СО2 = ? + Н2О
Проверяем правильность выполнения данного задания.
Слайд №7
Если в первом задании учащиеся ответили правильно на все четыре вопроса, то получают четыре балла и т.д.
Если общий балл получился:
9,10 – ставится отметка “5”;
7,8 – отметка “4”;
5,6 – отметка “3”.
Затем учащиеся, получившие отметку “5”, поднимают руки, учитель объявляет им, что им нет необходимости готовиться к следующему уроку, т.к. данный раздел они усвоили достаточно хорошо.
Учащимся, получившим отметку “4” следует повторить те фрагменты раздела, в которых они допустили ошибки.
Учащимся, получившим отметки “3” и “2” - еще раз изучить данный раздел.