Тип урока: изучение нового материала.
Технологические особенности: урок проводится с использованием компьютера и интерактивной доски.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.
Демонстрационное учебное оборудование: камертон – 2шт., воздушный купол, насос, будильник, сосуд с водой, две ложки, линейка, стетоскоп.
Учебник: Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.
Цель урока:
- познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн;
- ввести понятия высоты, тембра и громкости звука, показать их отличия;
- сформировать понятие отражения звука, условия необходимые для существования эха;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи урока:
- Образовательная: усвоение новых физических терминов, формирование знаний о физических (амплитуда, период, частота) и физиологических (высота, громкость, тембр) характеристиках звука.
- Воспитательная: создание условий для воспитания культуры умственного труда, познавательного интереса; воспитание самостоятельности, трудолюбия, чувства коллективизма.
- Развивающая: формирование навыков восприятия зрительной и звуковой информации; развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, внимания, памяти; формирование физических знаний и приемов умственной деятельности, речевой культуры, создание условия для расширения кругозора учащихся.
План урока.
Этап урока (номер слайда) |
Дидактическая задача этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Время. |
Организация начала урока. | Подготовка учащихся к работе на уроке. | – Приветствие – определение отсутствующих. – проверка готовности учащихся к уроку. |
– Приветствие – включение учащихся в деловой ритм. |
2 мин. |
Проверка выполнения домашнего задания Слайд 5, 6, 7. |
Установление правильности осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | – Выявление уровня знаний. – ликвидация недостатка в знаниях и причин их появления. |
– Активная работа по повторению основных ранее изученных вопросов. | 13 мин. |
* Повторяем теоретическую часть ранее изученного материала по теме: “Волны”, Слайд 5. | * Отвечают на вопросы, обозначенные на Слайде 5. | |||
*Учитель дает задание “Проверь себя”, Слайд 6. | *Вставляют пропущенные слова и единицы измерения физических величин, проверка правильности выполненного, Слайд 6. | |||
* Объясняет цель задания – тренинг на знание формулы, выражающей зависимость длины, скорости и периода волны, Слайд 7. | * Выполняют задания тренинга, показывают знания формулы и выполняют качественные графические задачи, Слайд 7. | |||
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Слайд 2, 3, 4. |
Обеспечение мотивации. Подготовка учащихся к
доминирующему виду УПД на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений. |
* Учитель читает стихотворение “Откуда звуки
возникают?”, Слайд 2 .
*Постановка целей и задач урока, Слайд 4. |
* Прослушивание стихотворения, Слайд 2. * Просмотр фильма “Звуки природы”, Слайд 3. * Активность каждого ученика, т.е. его деятельность по принятию целей урока, Слайд 4. Запись темы урока в тетрадях. |
5 мин. |
Усвоение новых знаний. Слайд 8–17, 18–19. |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. | Сообщение учителем нового материала и рубрики: “Вот эта да-а!!!” * Демонстрация ЦОРов: – Источники звука. Звуковые колебания. Слайд 8. – Распространение звука. Скорость звука. Слайд 9. – Измерение скорости звука. слайд 10. – Высота и тембр звука. Громкость звука. слайд 11. – Образование звука при полете насекомого. Слайд 12. – Тембр. Слайд 13. – Характеристики звука. Слайд 14. – Отражение звука. Эхо. слайд 15. – Звуковой резонанс. Слайд 16–17. – Рубрика “Вот эта да-а!!!” (связь изучаемой темы с окружающим нас миром). Слайд 18–19. |
Запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, формулировка выводов. | 25 мин.
|
Первичная проверка понимания. Тест 20 № 1–5 |
Установление осознанности усвоения содержания нового учебного материала. Выявление пробелов и их коррекция. | Проверка учителем усвоения учащимися того, что является содержанием урока. Проверка усвоения знаний. | Показать при опросе понимание основного содержания усваиваемых знаний. | 5 мин.
|
* Тестовая работа Слайд 20 задания 1–5 | * Выполнение теста (устно) с учащимся у доски. | |||
Закрепление знаний. Слайд 20. № 6–8 | Обеспечение усвоения знаний и их применение к объяснению разных процессов, решение задач. | Организация деятельности учащихся по воспроизведению, выделению существенных признаков полученных знаний. | Применить полученные знания к объяснению явлений,
|
15 мин. |
*Тест (решение задач) Слайд 20 задания 6–8. | * Выполняют тест № 20, задание 6– 8. | |||
*Проведение эксперимента. – зависимость высоты тона и громкости звука. – распространение звука в различных средах А) с помощью стетоскопа; Б) стакан с водой 2 ложки. |
*Провести анализ демонстрационного эксперимента, сделать вывод. | |||
Обобщение и систематизация знаний. Слайд 21. | Формирование целостной системы знаний по теме. | Организация деятельности учащихся по переводу отдельных
знаний и умений в целостные системы учебного предмета и межпредметные
связи. * Постановка эвристического вопроса: “чем отличается шум хвойного леса от шума лиственного леса?” |
Участвуют в игре “Лабиринт”, объясняют физический смысл
каждой станции пути. Проверка правильности выполненного задания. * Проверка эвристического задания. |
10 мин. |
Самопроверка знаний. Слайд 22. |
Стимулирование учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования. | Проверка ЗУН. | Активная деятельность учащихся в ходе проверки знаний
отдельных ребят. * Решают задачу Слайд 22, проверяют решение. Решают качественные задачи. |
7 мин. |
Подведение итогов (Рефлексия.) | Дать анализ и оценку успешности достижения цели. | Дать общую характеристику работы класса (показать успешность овладения знаниями), оценить работу учащихся. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. | Учащиеся осмысливают свои действия и дают самооценку. | 6 мин. |
Информация о домашнем задании. Слайд 23. |
Обеспечение пониманияя цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения. | Запись домашнего задания в дневниках. | 2 мин. |
Список литературы.
- Учебник по физике для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – 8-е издание – М.: Просвещение, 2007. – 158с.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 8 класс.
- Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Увлекательная физика: Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. АРКТИ, 2001 г.
- fizika-zaharova.narod.ru/…/8class/Zvuk.doc
- class-fizika.narod.ru
- school-collection.edu.ru