Программные задачи:
- Познакомить с согласным звуком С;
- Определять позицию звука в слове;
- Продолжать учить определению количества слогов в слове;
- Закрепить: образование множественного числа существительных, употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов, слов – антонимов; согласование числительных с существительными;
- Составление предложений с данным словом по картинке;
- Совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память;
- Пополнять словарный запас.
- Развитие логического мышления.
Ход занятия
Дети стоят на ковре полукругом. Закройте глаза. Подставьте ладошку (кладу снежинки белого и голубого цветов). Что упало вам на ладошку? У кого белые снежинки остаются со мной, у кого голубые – идут с воспитателем. Вот вам интересная игра. (Игра из пособия “Трудный звук, ты наш друг”, звуки с с*.)
А у нас с вами будет своя игра. (С мячом.)
Послушайте два слова, запомните, но верните второе слово: дом – собака, нога – стол, рука – слон, голова – стул, кукла – сова, машина – сумка. Вы вернули слова: собака, стол, слон, стул, сова, сумка – какой одинаковый в начале этих слов? (С). Это гласный или согласный звук? (Согласный.) Характеристика звука С.
Наступила зима, замерзли реки, заледенели деревья, замело все дороги. Осталась только одна узкая дорожка. Идем осторожно, пока слышим звук С. (Вначале логопед, затем дети друг другу.)
Тропинка привела нас к мешочку. А что в нем? Загадка.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Кто знает отгадку? (Снеговик.)
У нас в группе тоже есть снеговики. Сколько их? – Три. (В разных частях группы разложены снеговики.)
Поколдуем и узнаем, к какому снеговику пойдем в гости.
Повторить за логопедом слоги:
Са – со – су – сы (каждому ребенку, меняя порядок слогов).
На ощупь достать из мешочка геометрическую фигурку (в мешочке з фигурки разного цвета) к какому первому снеговику пойдем?
– К снеговику с красным бантиком, потому что достали красный треугольник.
– У снеговика с красным бантиком есть конверт. Нашли снеговика? Что в конверте? Посмотрим?.
(На ковре.) Я назову картинки.(Логопед называет картинки со звуком (С)в начале слова.) Какой одинаковый звук вы услышали в названии всех картинок? (С). Еще раз послушайте, какая картинка лишняя? (Добавляется картинка без звука (С)) Почему? (нет звука С). Поиграем с ними.
- Назови ласково;
- Назови картинки с цифрой 5;
- Игра “жадина”;
- Игра “чего много”;
- Согласование числительных с существительными.
- Для чего нужен светофор.
(Каждый ребенок выполняет одно из заданий.)
Вдруг пошел сильный снег и засыпал все. (Каждая картинка накрывается снежинкой.) Какие картинки замело снегом? (Игра с мячом.)
– Достаем следующую фигурку из мешочка что достали?
– Синий квадрат, идем к снеговику в синей шапочке и синем шарфе.
– Снеговик провел фотосессию, и хочет разместить фотографии на стенде. И
задумался как? (Деление слов на слоги.)
Достаем последнюю фигуру.
– Это зеленый круг, идем к снеговику с зеленым ведром на голове.
– Снеговик предлагает поиграть с елочками.
Сели за столы. Упражнение “Елочки”. Обведи:
- Самую высокую елочку
- Елку, которая нарисована последней
- Елку, которая нарисована рядом с последней
- Елку, которая нарисована между самой высокой и самой низкой
- Которая по счету елочка осталась? (Первая, самая маленькая.)
И у меня есть елочка. Новый год кончился, а она украшена необычными шарами. Вот шары, а в них картинка. Давайте снимем игрушки и сложим их на полочки.
- На верхние полочки положим шары, где звук С в начале слова.
- На нижние веточки повесим картинки, где звук С в конце слова.
- Какие картинки остались? На какие полочки их положим?
– Какая картинка лежит в правом нижем углу? Над глобусом? Слева от капусты? Под капустой? Между ананасом и солдатиком?
На полянку к нам зашла старая разбойница. Она не хочет, чтобы мы играли дальше. Как ее обхитрить? (Ответы детей.)
А я предлагаю волшебное зеркало из Королевства кривых зеркал. Видите разницу?
Была старая Толстая Горбатая Злая Старые туфли Грязная юбка |
Стала молодая Худая Стройная Добрая Новые Чистая |
Разбойница предлагает вам снежки. Но они немного подтаяли. Как быть?
– Вставим заплатку. (На каждой “заплатке” картинка со звуком (С))
– Чтобы заплатка прижилась, надо слово сказать так, чтобы звук (С) слышался четко. Составьте предложение по своей картинке и скажите его в волшебную коробочку.
А из волшебной коробочки (с двойным дном) логопед достает по снеговику за хорошую работу.
Вот и заканчивается наша игра на сегодня. С каким звуком мы сегодня играли?
Оценка занятия.