Цели:
- Продолжать знакомить детей со строением организма человека, особенностью и назначением его внутренних органов.
- Закрепить представление детей о строении своего тела и назначение его отдельных частей.
- Подвести детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье.
- Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей.
- Продолжать совершенствовать все стороны речи. Продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывание товарища.
- Развивать познавательную активность
- Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.
- Повышать через само-массаж, дыхательную гимнастику защитные силы детского организма.
- Воспитывать культуру поведения и навыки здорового образа жизни.
- Вырабатывать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве.
- Формировать желание правильно питаться.
- Активизировать слова: анатомия, анатомический музей, анатомический фартук.
Предварительная работа:
- чтение и рассматривание книг: “Человек. Вопрос?! Ответ” В. Л. Гарькавая; “Как устроено тело человека. Сердце”; “Мой первый атлас “Тело человека””. Доктор Джон Х.Р. Брук
- разгадывание кроссворда “Как называются наши органы”
Оборудование: схематическое изображение фигур мужчины, женщины и ребенка; рисунки – “портреты” здорового и больного человека; плакаты: “Кровеносная система”, “Дыхательная система”; “Пищеварительный тракт”; модели внутренних органов человека; модель тела человека с внутренними органами; анатомический фартук; картинки “Виды спорта”; сумка с атрибутами для игрового персонажа Стобеда.
Ход занятия
I часть. Орнамент
Дети проходят через условную дверь с подписью “Анатомический музей”.
Воспитатель: сегодня мы совершим увлекательную экскурсию в анатомический музей.
Анатомия – наука о строении организма. Мы поговорим о строении организма человека и увидим, что есть у каждого из нас внутри. Я буду вашим экскурсоводом и постараюсь сделать экскурсию интересной и запоминающейся. Давайте вспомним правила поведения в музее.
Дети: Громко не разговаривать, экспонаты музея руками не трогать.
Дети проходят в “1 зал”.
II часть
Первая экспозиция, представленная в анатомическом музее называется (пауза) провожу указкой “Наше тело”
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: схематические изображения мужской, женской и детской фигуры.
Воспитатель: У каждого человека есть тело. Оно имеет одинаковое строение. Какие части тела вы знаете? (Голова, руки, ноги, спина, живот.)
Дети называют и показывают на схемах знакомые части тела.
Воспитатель: Давайте те части тела, которые не назвали, вспомним с помощью игры “Один, два, три, что назову я, покажи”. По моей команде вы должны показать на себе части тела, которые я назову.
В конце игры хвалю детей и говорю, что они хорошо знают строение своего тела.
Воспитатель: Все части тела важны и нужны и сейчас мы это докажем, если поиграем в игру Игра “Для чего нам это нужно” (3–5 упражнений)
“Я научу – вы продолжайте...”
“Волосы (глаза, нос, уши и т.д.) нам нужны, чтобы...”
Дети заканчивают начатое воспитателем предложение.
Воспитатель: Всем известно, что хорошо работают только здоровые части тела.
“Будем мы с мячом играть, “портрет здоровья” рисовать”.
– Я буду бросать мяч и называть часть тела, а вы, возвращая мяч, скажите, какие они бывают, когда люди здоровы.
В нашем музее представлен портрет здорового человека.
Ребенок: У здорового человека ничего не болит, от этого он ощущает себя легким, сильным красивым. Улыбаясь окружающим, он дарит им частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может сделать счастливыми своих друзей.
Здорового человека легко узнать: у него прекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, легкая походка.
Воспитатель: А теперь игра “Наоборот”, вы должны сказать, какими бывают части тела при болезни.
По окончании игры показываю детям “портрет” – рисунок больного человека, у которого волосы тусклые, щеки серые, глаза печальные, плечи опущены.
Воспитатель: Какой из портретов вам больше нравится? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Все правильно, здоровый человек красивый и веселый (здоровый): в здоровом теле – здоровый дух.
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки (экспонаты) .Здесь дети заботятся о своем здоровье, стараясь сохранить этот волшебный дар. Каждый день они “строят” себя сами. Стремятся к тому, чтобы стать сильнее, крепче, умнее, добрее. А здесь (показываю) бездушно здоровье, разрушая себя.
Воспитатель: Вот мы и рассмотрели экспонаты 1 зала.
Теперь переходим во 2 зал.
III часть
Воспитатель: Этот зал называется “Внутренние органы человека”.
– Можем мы заглянуть внутрь себя?
Дети: Нет
Воспитатель: Нам помогут в этом экспонаты музея. Что вы видите перед собой?
Дети: Рисунки и модели внутренних органов человека.
Воспитатель: Давайте поговорим о каждом из них по порядку.
Обращаю внимание детей на модель внешнего вида легкого человека.
Воспитатель: Что это?
Дети: Легкие
Воспитатель: Для чего нужны легкие?
Дети: Для дыхания
Воспитатель: Как воздух попадает в легкие?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите руки на грудь и глубоко вдохните, Что вы заметили?
Дети: Грудь стала больше, она как будто надулась.
Воспитатель: Почему это произошло?
Дети: Воздух наполнил легкие
Воспитатель: Выдохните воздух. При выдохе легкие как будто становятся меньше. Почему это происходит?
Дети: Воздух выходит наружу.
Предлагаю детям подышать глубоко, чтобы почувствовать, как работают легкие.
Ребенок: Легкие работают без остановки, Воздух, который мы вдыхаем, нужен всем частям нашего организма. Это каждый должен знать; чтобы жить – надо дышать.
Обращаю внимание детей на таблицу и модель внешнего вида сердца.
Воспитатель: Как называется этот орган?
Дети: сердце
Воспитатель: Какую работу выполняет сердце?
Дети: Гонит кровь по сосудам.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите: с сердцем напрямую связаны все кровеносные сосуды. По ним сердце как насос, гонит кровь к каждому органу.
Предлагаю детям положить руку на область сердца и послушать, как стучит – работает сердце.
Ребенок: сердце, как и легкие, работает без остановки. По сосудам кровь бежит, если сердце в нас стучит.
Воспитатель: Как вы думаете, куда попадает съеденная нами пища?
Дети: В желудок.
Воспитатель: Какую важную работу выполняет желудок?
Дети: Переваривает пищу.
Ребёнок: У желудка есть помощники, которые помогают ему растворить любую – даже самую твердую – еду. Как они называются?
Дети: Желудочные соки.
Воспитатель: Все, что человек съедает, к нему в желудок попадает. Желудок соки выделяет, еду в кашицу превращает.
Обращаю внимание на рисунок и модель внешнего вида печени.
Воспитатель: Как называется этот внутренний орган?
Дети: Печень.
Воспитатель: Для чего нам нужна печень?
Ребёнок: Она очищает пищу и защищает человека от всего вредного, что попадает в организм с пищей. Печень – это фильтр нашего организма, печень от беды спасает: все что вредно, собирает.
Воспитатель: Мы рассмотрели с вами по отдельности все экспонаты, которые находятся в этом зале. Но внутренние органы человека, вот так по отдельности, можно увидеть в анатомическом музее. Внутри нас они расположены в определенном месте и в тесной связи друг с другом.
Показываю детям анатомический фартук, на котором прорисованы контуры внутренних органов человека, и убедиться в этом нам поможет анатомический фартук.
Воспитатель: Чтобы вы точно знали, где что находится, надо на контурные изображения наложить модели соответствующих внутренних органов человека.
Дети выполняют задание, закрепляя модели на фартуке с помощью липучки.
Воспитатель: Вот и готов анатомический фартук. А сейчас произойдет волшебное превращение.
Предлагаю детям закрыть глаза и надеваю фартук на ребенка.
Воспитатель: Один, два, три, на (имя) посмотри. Теперь для нас не секрет, что находится внутри у (имя). Точно также устроены все люди: дети и взрослые.
Воспитатель: Теперь вы знатоки своего организма, (а чтобы стать Неболейками, нужно знать правила здорового образа жизни, и неукоснительно их выполнять)
IV часть. Сюрпризный момент
Воспитатель: К нам в музей пожаловал еще один посетитель. Вы его знаете?
Дети: Да. Это Стобед.
В руках у Стобеда сумка с фантой, сникерсом, тортом, чипсами и другой вредной едой. Одет в теплую шапку и шарф. Заходит, охает:
– И сердце болит, и желудок и кашляю.
Ребенок: Стобед, мы должны беречь свое сердце и заботиться о его состоянии, как например, следим за зубами. А знаете ли вы, что один удар сердца может подбросить стакан воды на один метр. Но если этого силача постоянно не тренировать, он может быстро одряхнуть. Вот несколько правил. Соблюдайте их, чтобы сохранить свое сердце здоровым.
- Регулярно занимайтесь физкультурой, бегайте и играйте в подвижные игры.
- Не ешьте слишком много, чтобы не растолстеть, а то ваше сердце тоже растолстеет, а это очень вредно для здоровья.
- Если вы больны, лежите в постели, сколько велел врач.
- Старайтесь не слишком уставать от быстрых игр и не переутомляйтесь,
- Обязательно спите ночью 8-9 часов.
Ребенок:
Стобед, Стобед, не садись,
В круг к ребятам становись.
Отдыхай-ка вместе с нами
С пользой для дыхания.
Дыхательная гимнастика:
1. “Дыхание”. Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой. И.п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряженно.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (4-6 раз).
2. “Дыхание” Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим. И.п. – О.с.
1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться – прекратить вдох, и сделать паузу на 4 секунды;
2 – плавный выдох через нос (2 раза)
3. “Вырасти большой” Вырасти хочу скорей, добро делать для людей. И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носк5и (вдох);
2 – опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох) Произносить звук “у-х-х” (4 – 5 раз)
4. “Погладь бочок” Мы погладим свой бочок от плеча до самых ног И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены.
1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опускать руку и плечо (выдох), тоже левой рукой (6 раз)
5. “Носик” Очень любим свой нос, А за что? Вот ваш вопрос И.п. – О.с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (6 раз)
Воспитатель: А сейчас, Стобед, наши ребята научат тебя выполнять само-массаж лица и массаж пальцев рук.
Ручки растираем
(Дети потирают ладони)И разогреваем
(хлопают в ладоши)И лицо теплом своим
Нежно умываем
(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
(Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро.
(Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)Их вперед сгибаем,
(Сгибают ушные раковины руками вперед)Тянем вниз за мочки
(Оттягивают уши вниз за мочки)А потом руками
Трогаем мы щечки
(Легко похлопывают щеки ладошками)Раз, два, три, четыре, пять –
Выйти пальцы погулять
Этот палец самый толстый,
Самый сильный и большой
(Массируется большой палец).Этот палец для того,
Чтоб показывать его
(Массируется указательный)Этот палец самый средний
И стоит он в середине
(Массируется средний палец)Это палец безымянный,
Избалованный он самый
(Массируется безымянный)Этот палец, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
(Массируется мизинец).
Ребенок:
Вы зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст друзья!
Воспитатель: Да, Стобед, а желудок у тебя болит потому, что ты любишь “вредную” еду.
Стобед:
Вовсе нет
Желтая фанта –
Напиток для франта.
Ребенок:
Будешь фанту пить, смотри –
Растворишься изнутри.
Стобед:
В мире лучшая награда –
Это плитка шоколада.
Ребенок:
В мире лучшая награда –
Кисть большая винограда,
Стобед:
Стать здоровым мне помог
С острым кетчупом хот-дог,
Ребенок:
Будешь часто есть хот-доги,
Через год протянешь ноги.
Стобед:
Я собою очень горд –
Я купил сегодня торт.
Ребенок (Никита Ш.):
Фрукты, овощи полезней –
Защищают от болезней.
Стобед:
Знайте, дамы, господа,
Спикерс – лучшая еда.
Ребенок:
Будешь сникерсом питаться -
Можешь без зубов остаться.
Стобед: Спасибо, ребята! Вы помогли мне запомнить правила здорового человека. Теперь я их буду выполнять и тоже стану Неболейкой.
VI часть. Итог занятия
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Вам
понравилось в нашем анатомическом музее?
Что нового мы сегодня узнали.
– Мы узнали о строении организма.
– Мы узнали, что надо есть полезную пищу.
– Мы узнали, что нужно заниматься спортом.
– Мы еще раз убедились в том, что надо выполнять
правила здорового образа жизни. А чтобы наш
Стобед лучше их запомнил, давайте исполним песню:
“Неболеек”
Если очень захотеть
Взрослым всем и детям,
Можно жить и не болеть
Никогда на свете.
Мы хотим вам дать совет,
Как дожить до сотни лет.
Припев:
Зарядкой занимайся.
Почаще умывайся,
Конечно закаляться
Конфеты не жевать!
Морковку, кашу кушать
И маму с папой слушать,
А вместо телевизора
На улице гулять!
Если будете зимой
На коньках кататься,
Ну а летнею порой
Каждый день купаться,
Если будет вам не лень
Зубы чистить дважды в день
Припев.
Тогда на радость маме,
Тогда на гордость папе
Станете вы ловкими
И сильными, друзья!
Болезни все отступят,
Здоровье крепким будет,
И даже Неболейками
Вас назовут тогда!
Примечание.
Автор частично использовал материал из журнала
“Воспитатель ДОУ” №3, 2008 – “Экскурсия в
анатомический музе” (авт. Паутова Н.Г., Борисова
Н.Н.)