"…Мудрость бо обретаем…"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Чтец 1. (Слайд 1–2. “Ярослав Мудрый”)

“Велика бывает польза от учения книжного”, – писал летописец.

Издавна на Руси любили и почитали книгу. Известно, что великий князь Ярослав Мудрый никогда не расставался со своим сундуком, окованным железом. Вы все, конечно подумали, что там было золото. Но это не так! Там были книги в красивых переплетах и украшенные драгоценными камнями. Так наши предки почтительно относились к многовековой мудрости. Ярослав Мудрый читал их и днем и ночью. Собрал он писцов многих, и переводили они с греческого языка на славянские языки.

Чтец 2. (Слайд 3.“Древнерусские книги”)

Чтобы создать книги, люди должны были изобрести письменность. Знаки письма были придуманы не сразу. Первоначально для передачи информации люди использовали какие–либо предметы. Например, инки использовали узелки. Они передавали что–либо с помощью нитей разного цвета и узелков. Такой же вид письма использовался и нашими предками – славянами. Владели таким письмом только волхвы–кудесники. От них в наследство нам осталась поговорка: “Завяжи узелок на память”.

Чтец 3. (Слайд 4. “Изображение рисунков древних художников”.

Слайд 5.“Таинственное древо языков”)

Примитивные рисунки первобытных людей на стенах пещер, вы полненные резьбой и красной охрой называют петроглифы (резьба на камне) – это начало письменности.

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;
Дальше шли изображения
Небо, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком…
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашения,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки,
Грозно поднятые кверху, –
Знаком гнева и угрозы…
Таковы рисунки были
На коре и ланьей кожи.
(Лонгфелло. Песнь о Гайавате.)

Чтец 4. У древних египтян была пиктографическая письменность, то есть письмо рисунками. Каждый рисунок обозначал слово или несколько звуков. Знаки – рисунки называли иероглифами. Их было 750. Часто один знак обозначал разные слова. Прочитать такие записи часто невозможно. Только французскому ученому Франсуа Шомпольону удалось расшифровать надпись на Розетском камне, найденном в Египте. Камни с информацией перемещать было очень сложно.

Чтец 1. Но египтяне сделали уникальное изобретение – папирус – материал для письма. Они первыми стали писать с красной строки. Писали черной и красной красками, заостренными палочками. Теперь информацию можно было не только записать, но и переместить.

Чтец 2. (Слайд 6. “Глиняные таблички”)

Нет ничего проще, чем писать на глине. Глины много! Можно взять кусочек, слепить блин и писать, выдавливая письменные знаки. Такую письменность изобрели в Месопотамии. Она называется клинопись. Найденные археологами глиняные таблички из сгоревшей библиотеки Ашшур Банапала рассказали об истории Ассирии.

Чтец 3. Уникальное изобретение было сделано в 10 веке до н.э. финикийцами. Финикийцы изобрели первый алфавит. Финикийский алфавит позаимствовали греки. Они дополнили его гласными буквами.

Алфавит финикийцев повлиял на письменность всех народов Европы.

Чтец 4. (Слайд “Сосуд. 9 век”)

На Руси письменность была уже в языческие времена. Об этом свидетельствуют договоры русских князей с Византией. Славяне использовали для записей прямые линии– “черты” и “резы”.Археологами найден сосуд под Смоленском типа амфоры, на котором сохранилась надпись “гороушна”, т.е. “горчица”, датируемая первой четвертью 9 века. В 9 веке среди славян распространяется христианство. Оно пришло на Русь из Византии. Для церковной службы потребовались перевести книги на славянский язык. “Черты” и “резы” для этого не годились.

Славяне знали, что другие народы уже пользуются знаками для обозначения каждого звука – алфавитом. Но неудобным оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи. Необходимо было создать собственный алфавит.

Чтец 1. (Слайд 7. “Кирилл и Мефодий”)

За этот нелёгкий труд взялся византийский учёный Константин по прозвищу “Философ” (позже он принял имя Кирилл). Ему помогал его брат Мефодий. Братья– просветители были из семьи военачальника, мать была гречанка, отец– болгарин. Они получили хорошее образование при дворе византийского императора. Кирилл стал патриаршим библиотекарем, преподавал философию, хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский, арабский языки. В 863 году братья были направлены в Моравию в целях проповеди христианства.

Чтец 2. (Слайд 8. “Славянские азбуки”)

Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит, придумали название, составив его из 2–х славянских букв “аз” и “буки”. Получилась “АЗБУКА”. Часть букв они приспособили из греческого алфавита, придав им замысловатую форму. Буквы Ж, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ю, Я были изобретены учёными. Буквы Ш и Б отдалённо напоминали финикийские. Эту азбуку ещё называют глаголица – “ГОВОРЯЩЯЯ”.

Чтец 3. Глаголица – первоначальная славянская азбука применялась до 18 века и была вытеснена более простой по написанию Кириллицей. На протяжении многих веков одни буквы изменились, другие исчезли из русского алфавита.

В русском языке осталось…
33 родных сестрицы –
Писаные красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся.

“КИРИЛЛИЦА” более близка к греческому алфавиту, которым веками пользовались сами греки и другие народы древности, а также многочисленное население Византийской империи. Например, звук “а” в глаголице передавался знаком креста, а в кириллице – греческой буквой “альфа”. Буквы использовались и для обозначения цифр.

Чтец 4. После смерти Кирилла, Мефодий и его ученики распространяли славянскую письменность и проповедовали в Моравии. Вскоре они подверглись гонениям со стороны католического духовенства, обвинены в ереси, брошены в тюрьму, а затем высланы из страны.

Приют изгнанникам дала Болгария.

Чтец 1. (Слайд .“Повесть временных лет”.)

Из Болгарии славянская азбука пришла на Русь и способствовала расцвету древнерусской литературы. Книги Древней Руси создавались и переписывались монахами. История донесла до нас имя Нестора– летописца. Этот учёный монах написал самую первую историю Древней Руси – “Повесть временных лет”.

Чтец 2. Нестор-Летописец”.

На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-чёрными рядами
Вставляет красную строку. Весёлыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных – фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) –
Украсит он заставки, и концовки,
И заголовки все – ведь некуда спешить… (Богданович М. Переписчик.)

Чтец 3. Древнерусские летописцы были не просто писцами, но философами.

Буквы, написанные ими, отражают целый мир славянской культуры, наполненный удивительными. Диковинными существами.

Чтец 4. (Слайд “АЗ”.)

“АЗ” – первая буква алфавита, основа мира. Причудливый зверь симург, соединяющий в себе свойства птицы, зверя, человека, представляет соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. От этой буквы произошло название алфавита – “азбука”. Книжники Древней Руси отождествляли её с буквой “АЛЬФА” древнегреческого алфавита, “АЛЬФА”– это начало всех начал. “Я есть АЛЬФА и ОМЕГА”.

Чтец 1. (Слайд “Буки”.)

“БУКИ”– вторая буква русского алфавита. Есть поговорка “Не суйтесь, буки, поперёк аза”. Буки олицетворяют собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает движение. Сложное переплетение орнамента, напоминающего деревья, травы символизирует собой природу, в которую вплетается человек.

Чтец 2. (Слайд “Веди”.“Добро”)

Буква “ВЕДИ” – восходит к слову ведать, знать. Маска– символ тайны, окружающий знание.

Буква “ДОБРО”– название равнозначно слову “добро”. На изображении буква ассоциируется с образом царя Давида– псалмопевца и поэта. Это образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях.

Чтец 3. (Слайд “Мыслите”)

Буква “МЫСЛИТЕ” – изображается в виде двух диковинных симургов. Эти звери символизируют мироздание. Симметричность изображения означает восход и заход солнца. В центре из переплетения рождается символ амфоры – сосуда мудрости. Амфора премудрости переполнена, из неё как бы изливается мудрость.

Чтец 4. (Слайд “Он”.Слайд “Рци”)

Буква “ОН” – Царственный петух. Он символизирует собою солнце– свет, знания, источник мудрости.

Буква “РЦИ” – мы видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем–то возвещая. О чём? “Говори и слушай премудрость!”

Чтец 1. (Слайд “Слово”)

Буква “СЛОВО” – автор изображает её в виде пойманного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперёд на ловлю премудрости. Это зримое напоминание поэтического образа в “Слове о полку Игореве”, где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян “пускал 10 соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь”.

Начертания букв славянского алфавита дают на возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Украшая буквы, древнерусские книжники украшали мысль и передавали её.

Чтец 4. (Слайд “Памятник Святым Кириллу и Мефодию”)

Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно. Эта практика существовала в Древнем Египте, финикийском и греческом алфавитах, но потом была утрачена.

Если читать буквы, то нетрудно заметить, что некоторые из них образуют фразы, адресованные ученикам:

Аз буки веди – я буквы знаю
Глаголи добро есть – утверждай: добро есть
Како люди мыслите – как праведные думайте
Рци слово твердо – исповедуй веру неуклонно
Я буквы знаю – я Писание знаю.
Текст способствует пониманию Священного Писания.

Чтец 1. (Слайд “Берестяные грамоты”)

Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. Появились первые книги. Они изготовлялись из телячьей кожи и были рукописными. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди. Бумаги на Руси ещё не знали. Но смогли найти дешёвый материал для письма. Это была кора берёзы – береста. В Великом Новгороде найдено более 700 берестяных грамот. Тексты на них процарапаны ПИСАЛАМИ – металлическими или костяными палочками. Они содержат распоряжения, жалобы, просьбы “Пришли мне чтения доброго…”, “Господи, помози рабу своему…”.

Чтец 2. (Слайды “Памятники Просветителям)

Много лет спустя братья – просветители Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых православной церкви. День этих святых – 24 мая – празднуется во всех православных странах как День славянской письменности.

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Хвала вам, апостолы веры Христовой!
Хвала вам, Мефодий и славный Кирилл!
Приход ваш к славянам – и Руси путь новый
К познанию истинной веры открыл…
С тех пор дорогие народа преданья,
И песни о быте его и страданьях,
И повести славных деяний людских
Мы свято храним на страницах живых.
Восхвалим же, братья, Апостолов веры!
В великом семействе славянском своём
Слова их святые, святые примеры,
Как высшее благо навек соблюдём!
И им всей душою, не как лицемеры,
Достойно хвалебную песнь воспоём! (В.Жуковский)

Во всех православных странах существуют памятники просветителям, их лики запечатлены на иконах, написан гимн в их честь.

(Звучит Гимн в честь Просветителей.)

Литература

  1. Краткая история письма.– М.: Наука,1995 г.
  2. Славянская письменность.– М.: Просвещение,1998 г.
  3. Романов В. У истоков славянской письменности.– М.: Наука, 2004 г.
  4. Титаренко К. Тайна славянской письменности.– Наука,1995 г.