Цель: знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, прививать любовь и бережное отношение к уникальной природе родного края.
Оборудование: Дидактический материал, фотогербарий, гербарии растений, иллюстрации лекарственных растений.
Ход занятия
Организационная часть.
– Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными растениями. Чтобы узнать, какие лекарственные растения можно встретить в окрестностях нашего города, я предлагаю вам отправиться в сказку и стать ее участниками, настоящими исследователями.
Испекла бабушка Колобок и поставила его на подоконник остывать. Колобок получился красивый, румяный. Остывает Колобок и слушает, что дома происходит.
Бабушка:
Вот уже и устала,
А раньше бывало,
Я этих слов вовсе не знала.
Дед: А меня видать продуло – знобит так, что сил моих нет. То ноги, то живот, то голова, что поделаешь, старость пришла. А таблетки аптечные мне пить непривычно. Мне отвары растений целебных помогают отлично.
Бабушка: Нет, у меня сил за травами идти, ты старик лечись, чем есть.
Колобок слушает и про себя рассуждает.
Негоже мне без дела отдыхать, нужно деду и бабушке лечиться помогать, ну-ка спрыгну я с окошка, да покачусь вдоль дорожки, лечебные растения отыщу, заодно и на мир посмотрю. А чтобы быстрее собрать, все, что надо, возьму с собой ребят из детского сада.
Ребята, скажите, чем кроме таблеток вас лечат родители, когда вы болеете? Ответы детей.
Но прежде чем отправиться в путешествие с Колобком по аптекам, вспомним главное правило поведения в природе: не шуметь.
Лес, луг-это дом, в котором живут растения и животные, нельзя шуметь в чужом доме.
Колобок: А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам она как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
Дети: Подорожник.
Колобок: Вы знаете, ребята, что иногда так бывает, пойдешь на речку или в лес за ягодами порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет. Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествует вместе с нами. Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, астме. Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли. (Дети кладут подорожник в корзину.)
Колобок:
Если слабость и сонливость,
И побегать нет сил,
Пей шиповника отвары,
В нем целебный витамин.
Ребята, плоды шиповника очень полезны, в них, много целительного витамина С. Настои и сиропы шиповника самые насыщенные витаминами. Вот сегодня ребята, я получила письмо шиповника и хочу ее вам прочитать.
Письмо Шиповника.
Здравствуйте, ребята! Вы меня не спутаете ни с каким другим кустарником. Я невысокий, колючий. Да шипы у меня есть, но все равно я очень красив. Недаром меня называют дикой розой. А еще я очень полезен. С давних пор шиповник называют лекарством от 40 болезней. Когда осенью на моих веточках созревают плоды, то всем кажется, словно это красные и оранжевые бусы развесили ветках. Не уничтожайте меня, а разумно пользуйтесь моими дарами. Этим вы и здоровье себе укрепите и мне вреда не причините.
Покатился, покатился Колобок, а мы за ним все вместе идем, ни на шаг не отстаем.
Колобок: Ребята, посмотрите, что это за растение?
Дети: Мать-и-мачеха.
Колобок: А вы знаете, почему оно так странно называется?
Дети: Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.
Колобок: Отчего же это травка, которая раньше всех появляется?
Дети: Он самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Колобок: Припоминаю, ее так и называли дедушка с бабушкой: “кашель” Да, да вспомнил.
Ребята, наверно вы устали, наш Колобок быстрый, давайте отдохнем.
Игра ”Кто быстрее”.
Ход игры: педагог раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
Колобок: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним какие растения мы с вами собирали? (Ответы детей.) Перечисляют лекарственные растения, называют их полезные свойства. Мы познакомились с малым количеством растений, существует еще, очень много других, о них мы поговорим на следующем занятии.
Колобок: А вы знаете правила сбора растений? (Ответы детей.)
Правильно ребята, надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых растений. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Почему? Не рвать растения, занесенные в “Красную книгу”. Почему? (Ответы детей.)
Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни. Нельзя хранить травы в железной посуде, эти металлы губительны для витаминов.
А сейчас ребята давайте поиграем в “Аптеку” Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать “аптекарь”. Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.
Колобок: Ребята, как вы думаете, нужно ли охранять растения?
Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали.
Колобок: Спасибо, ребята, за помощь. Мне пора возвращаться.
Давайте, ребята поблагодарим Колобка, за то, что он показал и рассказал нам о лекарственных растениях.
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом!
Нужно только не лениться,
Нужно только поучиться,
Находить в лесу растений
Те, что для людей полезны,-
И отступят все болезни!