Тип урока: комплексное применение знаний.
Вид: деловая игра с защитой проектов.
Цели:
- Образовательные:
- ознакомление учащихся с возможностями среды PowerPoint по созданию коллективной мультимедийной презентации;
- повторение особенностей основных периферийных устройств;
- обучение созданию мультимедийного проекта.
- Развивающие:
- развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение);
- развитие творческой познавательной деятельности;
- развитие умений нешаблонно подходить к решению самых разнообразных задач, умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своих действий;
- развитие монологической речи в своих ответах; выделение главного в изучаемом материале;
- анализ ответов своих товарищей;
- стимулирование познавательного интереса учащихся к предмету “Информатика”, к профессиям, связанными с данной дисциплиной.
- Воспитательные:
- воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения (воспитание культуры речи, свободное владение специальной терминологией);
- пополнение и активизация словарного запаса учащихся;
- воспитание уверенности в собственных силах;
- воспитание понимания и принятия друг друга;
- воспитание информационной культуры учащихся;
- воспитание чувства ответственности за публичное выступление.
Вид используемых на уроке средств в ИКТ: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: локальная сеть, программа Power Point, дополнительное программное обеспечение (демонстрационные материалы – приложение).
Подготовка кабинета: 4 рабочих места для группы в 3-4 человека.
Ожидаемые результаты: самостоятельное обоснование учащихся удобства использования презентации в дебатах или выступлениях, развитие творческого воображения, формирование навыков работы в группе
Форма проведения урока: урок построен в виде игры с использованием приемов моделирования решения задач из реальной жизни. На уроке моделируется ситуация деловой игры: группам учащихся предлагается задача-ситуация, которую необходимо будет решить, используя свои знания и представленную информацию в кейсе (кейс – это ситуационная задача и информация, необходимая для ее решения, которая размещена в специальной папке). Группе учащихся необходимо будет подготовить и защитить проект “Покупка принтера для фирмы”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Меня зовут <ФИО преподавателя> Тема нашего урока «Создание коллективного мультимедийного проекта». (Приложение 1. Слайд 1) Сегодня это очень актуальная тема: что ни день, мы слышим о проектах коммерческих, научных, экологических и т.д. В ходе урока мы с вами создадим проект и проведем его презентацию, т.е. защиту. А проходить наш урок будет в виде деловой игры: “Рекламное агентство по продаже компьютеров”. Итак, мы начинаем.
2. Мотивационный этап
– Я менеджер по кадрам фирмы, занимающейся
рекламами по продажи компьютеров. Фирма еще
очень молода, но перспективна. Растут
потребительские запросы, увеличивается денежный
и товарный обороты, а так же штат работников.
Как менеджер по кадрам, я заинтересована в
подборе персонала для фирмы. А так как вы будущие
<операторы ЭВМ>, то подбор сотрудников для
рекламных отделов нашей фирмы будет проводиться
из вас. Вас 14 человек, а мне нужно выбрать 3(им даю
фигурку, совпадающую с их группой), которые
возглавят отделы, а остальные будут
разработчиками рекламного проекта. Поэтому я
проведу среди вас кастинг, (т.е. подбор
кадров) по следующим критериям: (Приложение
1. Слайд 2)
- молодые люди, умеющие работать в программе Power Point,
- профессионально компетентные,
- юноши и девушки, умеющие работать в команде.
3. Кастинг. Повторение материала (Приложение 1. Слайды 3-4)
– Вам необходимо ответить на ряд вопросов. (Слайды презентации)
- Назначение приложения MS Power Point.
- Как создать слайд?
- Как вставить текст в слайд презентации?
- Как вставить картинку в презентацию?
- Как настроить анимацию текста?
- Как удалить слайд?
- Как изменить фон слайда?
- Как настроить переход слайдов?
- Как поменять местами слайды?
- Как запустить презентацию на исполнение?
4. Организация групп. Правила игры
– У нас определились начальники отделов.
Теперь сформируем бригаду техников. Для этого
каждый из вас найдет свою бригаду по
соответствующим геометрическим фигурам.
Выбирайте.
Теперь бригады определены (бригада кружочков,
треугольников, квадратов), а чтобы работать в
группе, сядьте, пожалуйста, за столы с
соответствующими опознавательными знаками.
Вам необходимо будет подготовить и защитить
проект “Покупка компьютера для пользователя”. (Приложение 1. Слайд 5)
Товар, представленный вами должен обеспечить:
максимальное удовлетворение пользователя,
формирование у него желания творчески и
продуктивно работать, экономичность и
качественность характеристик данного
устройства.
В вашу фирму поступил заказ. (Приложение
2, Приложение 1.
Слайды 6-8) Заказчик просит вас собрать для
него компьютер, но точно не знает, какой
конфигурации должен быть этот компьютер и какое
дополнительное оборудование ему понадобится.
Ваша задача: помочь заказчику в определении
конфигурации компьютера. Условия выполнения
заказа следующие: с одной стороны, заказчик не
должен приобрести ненужную вещь, надо толково и
убедительно доказать заказчику, что ему
потребуется именно такой комплект.
Времени у нас мало, поэтому все сроки будут
изменяться в минутах. Каждая бригада за помощью
может обратиться к своему начальнику.
Вспомогательный материал находится в кейсе
на рабочем столе. Что можно найти в этом кейсе:
- Информация об основных устройствах, их характеристиках.
- Структура проекта.
Ваша задача внимательно изучить,
проанализировать информацию, на основании
анализа нужно будет разработать, представить и
защитить проект покупки компьютера для
различных пользователей.
Чем более убедительными будут ваши аргументы и
доводы, тем выше вероятность того, что вы будете
сотрудниками нашей фирмы!
5. Собеседование с организаторами группы.
Пока я проведу дополнительное
собеседование с начальниками отделов, остальные
сотрудники заполнят анкетные данные в виде
кроссворда
Для создания презентации необходимо в группе
распределить роли, кто, за что будет отвечать.
В каждой рабочей группе есть распределение
обязанностей.
Задачи начальника:
- Провести организационное собрание: распределить обязанности (инженер-мотажник, статист, аналитик, дизайнер), выбор дизайна презентации
- Проконсультировать служащих во время работы над презентацией.
- Организовать обсуждение защиты своей презентации
Задачи членов Бригад:
- Подготовка слайдов презентации (настройка анимации, настройка показа)
- Подготовить защиту проекта.
- Продемонстрировать начальнику готовый материал.
6. Кроссворд для сотрудников
(Приложение 3)- Последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты.
- Определенный стиль оформления презентации.
- Один из режимов отображения слайдов.
- Мультимедийный эффект.
- Схема размещения структурных элементов на слайде.
- Процесс показа презентации.
- Отдельная электронная страница презентации.
Ответы кроссворда:
- Презентация.
- Дизайн.
- Сортировщик.
- Анимация.
- Авторазметка.
- Демонстрация.
- Слайд.
– Ко мне есть вопросы? Вы готовы к работе?
– У вас есть ровно 10 мин., чтобы изучить,
проработать материал кейса и представить свои
проекты. Прошу всех быть предельно
внимательными, проявить активность и творческий
подход к делу.
7. Правила ТБ и охраны труда при работе за компьютером
Прежде чем перейти к выполнению практической части, вспомним, как правильно работать за компьютером.
- сидеть надо так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь можно было пользоваться клавиатурой и воспринимать информацию, передаваемую на экран монитора;
- работать за компьютером надо на расстоянии 60-70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь;
- ученикам, имеющим очки для постоянного ношения, - в очках.
8. Практическая работа в группах по созданию проектов.
– Приступаем к работе. (Звучит музыка)
9. Тест для начальников (Приложение 4)
Пока группы работают, начальники работают с тестом-анкетой.
Вопрос №1 – 3;
Вопрос №2 – 3, 1, 3;
Вопрос №3 – 2, 4, 5;
Вопрос №4 – 1;
Вопрос №5 – 4.
10. Релаксирующая минутка “Достань звезду!”
– Заканчиваем работу в группах.
Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте
три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе, что
над тобой ночное небо, усыпанное звёздами.
Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду,
которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой или
желанием. (5-10 секунд.)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы
дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех
сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою
звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед
собой в красивую просторную корзинку. Советую
вам дышать так: делать глубокий вдох, когда вы
тянетесь за звездой, и выдох, когда достаёте ее и
кладёте в корзинку. (Когда у всех детей "звезды
будут лежать в корзинках", можно продолжить
дальше).
11. Активизация внимания
– Я думаю, что каждый собрал свои звезды, а
теперь перейдем к самому ответственному этапу.
Уважаемые коллеги у вас был заказ клиента. На
основании анализа данных нужно было представить
и защитить проект покупки компьютера для
пользователя.
Надеюсь, что каждая команда уже приготовила свой
проект и готова выступить с его защитой.
12. Проблемная ситуация (новый материал)
– Прежде чем приступить к этой работе хочу
обратить внимание на следующий факт. У вас
получились отдельные, разрозненные слайды
презентации.
Каждый из вас, на своём месте сделал один слайд, а
затем по локальной сети вы передали свои работы
на компьютер учителя.
– Я получила от вас несколько работ. Теперь наша
задача создать общую презентацию. Как мы это
будем делать? Можно через буфер обмена. Но
сколько это займет времени? А можно это сделать
намного быстрее. (Приложение 1.
Слайд 9)
1. Зайти в первую презентацию.
2. Поставить курсор туда, куда нам нужно вставить
следующий слайд, т.е. в конец документа.
3. Вставка – файл – выбрать нужный документ –
вставить.
Запишите алгоритм выполнения работы себе в тетрадь.
– Теперь у нас получилась единая презентация.
13. Защита проектов
– Итак, переходим к защите проектов. Вы
конкурирующие бригады, поэтому нужно быть
предельно внимательными при защите проектов
соперников. После выступления у вас будет
возможность задать интересующие вас вопросы
выступающему и группе в целом.
Выступление команд.
14. Анализ и подведение итогов
– Спасибо за выступление. Вы представили
великолепные проекты. Ваши выступления были
настолько аргументированы, что я была в
замешательстве, при выборе самого лучшего
проекта. Вы славно поработали сегодня. Каков же
мой вердикт. На работу в нашу фирму я буду
рекомендовать бригаду ______ Почему?
Нужно отметить, что группа подготовила хороший
проект. А это значит, что в целом команда
поработала очень продуктивно. Выступающий от
бригады представил более убедительные аргументы
и выводы в защите своего проекта. Я думаю, что вы
все со мной согласитесь. Кроме этого, выступающий
и его группа полно и компетентно отвечали на
вопросы конкурентов. Остальных мы возьмем на
стажировку.
15. Домашнее задание
– Для успешной подготовки рекомендую вам ознакомиться с материалом стр. 137-142 по учебнику Угриновича.
16. Рефлексия
– Поэтому уважаемые коллеги, пожалуйста,
заполните анкету-резюме, для отдела кадров фирмы.
Ответьте на следующие вопросы: (Приложение
1. Слайд 10)
– Интересно ли было вам работать в команде?
– Все ли у вас получилось?
– Все ли было понятно при работе над проектом?
– Интересен ли был урок для вас?
Каждому ответу определите свой цвет:
“Да!!!” – красный;
“Ни да, ни нет…” – желтый;
“Нет!!!” – зеленый.
– Перед вами на столах лежат картинки разноцветных фруктов (красные, зеленые и желтые). У каждой группы на столе лежит картинка с деревом без фруктов, я предлагаю “одеть дерево”, т.е. приклеить цветные фрукты, в зависимости от ваших “ цветных ответов”.
17. Заключительное слово
– Ваши деревья с фруктами говорят о том, что
цели нашего урока достигнуты и вы справились с
поставленными перед вами задачами.
Я поздравляю вас, что вы успешно прошли
испытание.
В завершении хочу сказать вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО
за вашу хорошую работу, активность и творческий
подход к делу. Мне приятно было работать с вами,
потому что вы доброжелательные, творческие
личности.
Как менеджер фирмы желаю вам оставаться такими
же: улыбающимися, всегда молодыми людьми. На
будущее желаю вам повышать ваш профессионализм,
огромного здоровья, удачи и найти достойную
работу (не только высокооплачиваемую, но и по
душе).
В Приложении 5 приведен самоанализ данного урока.