Методическая разработка "Батик. Создание мраморных разводов при окрашивании тканей"

Разделы: МХК и ИЗО


Батик – это ручная роспись ткани. Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» – рисовать, писать. Ручная  роспись тканей  немаловажный  раздел  декоративно-прикладного   искусства. Этот вид  прикладного  искусства  имеет  глубокие  народные  корни  и  традиции, дошедшие  до  сегодняшних дней. Современные художники по текстилю, уважая прошлое  этого  искусства, черпают  из  него творческие замыслы. Появляются новые технологии  на основе использования традиций древней  росписи  ткани. 

Роспись по шёлку – это захватывающее и красивое искусство. Огромный выбор разнообразных красок, красителей, пигментов и других химических средств, составляющих арсенал мастера художественной росписи по тканям, помогает художнику создавать сложнейшие произведения в различных стилевых направлениях. Мягкость шёлка, переливающиеся краски – этот вид декоративного творчества не может не захватывать.
Роспись по шёлку предоставляет бесчисленные возможности для создания уникальных художественных тканей, которые могут быть использованы как в декоративных, так и в функциональных изделиях.

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит своё отражение в регулярных выставках этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущие место в ряду декоративных искусств. Батик широко используется в дизайне, интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Обворожительные мраморные разводы, созданные этим способом, легче всего получаются на шёлке понж и хаботай. Понж – это гладкая ткань с приятным блеском, удобен в работе.  Шёлк хаботай также имеет гладкую поверхность, но он более густого переплетения и соткан из нескольких более толстых нитей, что делает его более прочным и плотным.
Поскольку при фиксации цвета будут смешиваться и создавать новые оттенки, помните, что следует выбирать такие краски, которые хорошо сочетаются и смешиваются.

Цель: освоение техники выполнения мраморных разводов при окрашивании ткани. 

Задачи:

  • Ознакомление с техникой батика.
  • Приобретение  знаний,  умений  и  навыков,  необходимых  для  работы с тканью.
  • Выполнение мраморных разводов на ткани.
  • Развитие  фантазии,  воображения,  творческого  мышления,  эстетического и художественного вкуса,  трудолюбия, бережливости, аккуратности, усидчивости.
  • Применение полученных знаний в дальнейшей  практической жизни.

Актуальность:

Изделия  из батика пользуются  большой  популярностью.  Расписывать шёлк становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры.

Материалы и приспособления:

  • Шарф или кусок тонкой ткани понж или хаботай.
  • Парозакрепляемые красители (не более четырёх-пяти цветов).
  • Белый уксус для закрепления (кислотные красители).
  • Неглубокий поддон.
  • Палитра для смешивания красок.
  • Пластиковые пипетки или кисти.
  • Резиновые перчатки.
  • Плёнка для защиты стола (прозрачный или белый пластик).
  • Контейнер для микроволновой печи и кулинарная плёнка.
  • Микроволновая печь.

ХОД РАБОТЫ

1.   Покройте стол защитной плёнкой. Наденьте резиновые перчатки, налейте немного уксуса в поддон и намочите в нём шёлк. Отожмите излишки уксуса и положите влажный шёлк на плёнку. (Рисунок 1)

2. Разложите влажный шёлк на плоскости, аранжируя ткань свободными складками. Шёлк останется лежать так, как вы его расположили. Складки слипнутся друг с другом и с пластиковой плёнкой. (Рисунок 2)
Совет: Уделите немного времени раскладыванию и аранжировке ткани, стараясь не уплотнять её слишком сильно, так как мраморный рисунок образуется за счёт равномерно «холмистой» поверхности ткани.

3. При помощи пипетки набирайте красители разных цветов и разбрызгивайте их по всей ткани. Если нет пипеток, то можно с помощью кисти набрать краску с баночки и аккуратно капать на ткань. (Рисунок 3)

Совет: Чтобы избежать появления крошечных точечных пятен, пипетки следует всякий раз наполнять большим количеством красителя.

4. Старайтесь распределять цвета равномерно, контролируйте количество красителя. (Рисунок 4)

5.  Когда все красители нанесены, смешайте их на шёлке кончиками пальцев. Старайтесь сохранять рельефные складки. Чем больше вы манипулируете с тканью, тем сильнее перемешиваются цвета. (Рисунок 5)

6. Соберите мокрый шёлк в комок и положите его в пластиковый контейнер так, чтобы вся ткань плотно лежала на дне. Накройте контейнер вентилируемой крышкой и поместите его в микроволновую печь. (Рисунок 6)

7. Установите регулятор печи на среднюю мощность и запаривайте ткань в течение четырёх минут. Достаньте контейнер и аккуратно откройте крышку, чтобы выпустить горячие пары уксуса.  (Рисунок 7)

8. Выньте шёлк и постирайте в тёплой мыльной воде. Прогладьте ткань во влажном состоянии, разглаживая все складочки и придавая шёлку красивый блеск. (Рисунок 8)

Литература:

  1. Алпатова И.А. Узорные ткани. Русское декоративное искусство. – М.: Детская литература, 1995. – Т.3.
  2. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани /Под ред. Н.Н. Соболева.М.Л., 1931.
  3. Вайткявичене Р.В. Первоосновы техники батика / «Школа ипроизводство», –1987. –№8.
  4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – Магнитогорск: АРС-Экспресс, 1996.
  5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.–     М., 1981.
  6. Корюкнн В.Н. Батик. – Л., 1978.
  7. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. – М., 1964.
  8. Тангус О.В. и др. Технология росписи тканей. – М., 1960.