Цели: ознакомление с происхождением образных слов и крылатых выражений, возможностями их использования в современной речи.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием фразеологизм.
- Развивать познавательную деятельность.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Учитель. Сегодня мы поговорим о словах и крылатых выражениях, об их значении, возможностях и величии. Мы точно не знаем, когда и где они появились. Это было очень давно, но сегодня попробуем разобраться, в чём причина их возникновения. Итак, переносимся на много веков назад. Начнём с поговорки...
1 слайд
Вспомните определение поговорки.
(Ответы детей в свободной форме).
Ученик. (Работа с толковым словарём В.И.Датя). Вот, что говорил о поговорке известный собиратель русского фольклора В.И.Дать: "Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без суждения, заключения. Это первая половина пословицы".
2 слайд.
Назовите известные вам поговорки. Какие образы чаще всего встречаются вам?
Ученики.
Белая ворона, вешать собак, журавль в небе, здоров как бык.
Учитель.
Вы заметили, что образов из животного мира оказатось больше всего?
В чём же причина этого явления?
(Ответы детей в свободной форме).
Учитель.
Да, действительно, люди тысячелетиями находились в нерасторжимой связи с животным царством. Человек смотрел вокруг себя и видел, в окружающих предметах хорошо знакомых четвероногих.
Работа в парах (творческое задание).
Перед вами лист бумаги, на котором вы должны подобрать и записать названия растений, связанных с животным миром.
Ответы детей: Волчья ягода, заячья капуста, львиный зев. мышиный хвост, ежевика.
Учитель.
Животное было для человека не только источником питания и одежды, но и мерилом многих человеческих качеств.
3 слайд
Назовите животных, которым человек приписывай свои качества. Ответы детей: гусь лапчатый, курица мокрая, ворона-разиня.
Учитель.
Стоит какому-нибудь человеку предаться одному из пороков, как общество тут же с осуждением возвращает ему звание животного. Сейчас попробуем объяснить значение некоторых образных слов и крылатых выражений. А помогут нам разобраться в этом вопросе ребята, которые заранее подготовились к нашему занятию.
4 слайд
Как белка в колесе. (Иллюстрация).
Выражение употребляется в значении: беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.
Ученик.
Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвётся.
Да только всё вперёд не поддаётся.
Как белка в колесе.
(И.А. Крылов)
Учитель.
Почему человека со слабым слухом называют "глухарём)? Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев сценку. Итак... Действующие лица:
Автор Э.Шим
Глухарь
Сорока.
Действие происходит на лесной поляне.
Автор. За что люди так обидели птицу, назвав её глухарём? А может он и правда, глухой? Прежде, чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки
Сорока. - Глухарь, охотник идёт!
Глухарь. Г эке-тэке-тэке...
Сорока. - Глухарь, слышишь! Оглох, что ли?
Глухарь. - Тэке-тэке-вжжиу... Ась? Кто? Чего? Я ведь когда пою, ничего не слышу...
Сорока. - Охотник, говорю, идёт!
Глухарь. - Ах, ты, ёлки-сосенки, верно ведь! Спасибо, сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.
Автор (Вопрос детям) Так за. что же глухаря назвали глухарём?
Ученик.
Когда глухарь поёт. или. как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как только смолкает песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается.
Учитель.
Сейчас предлагаю принять участие в блиц турнире. Я буду называть вам образные выражения или крылатые слова, а вы объяснять их значение и использование в речи.
Список используемых фразеологизмов: вертеть вола, вешать собак. Дать дрозда, делать из мухи слона, журавль в небе, как с гуся вода, канцелярская крыса, кот в мешке, красный как рак, медвежья услуга, нем как рыба, трудолюбив как пчела, страусовая политика.
Учитель.
Настало время для заключительного задания.
(Индивидуальная работа обучающихся с дидактическим материалом).
Вы знаете много поговорок - сравнений, таких как "красный как рак" Нужно восстановить пропущенные в клетках буквы в словах, а затем к каждому слову подобрать смысловой рисунок. В результате у вас получатся семь известных поговорок.
Итог занятия.
Проводится анализ детских работ.