Цель:
- Научить с помощью вопросов: какая? какое? какой? какие? распознавать слова, обозначающие признаки предметов среди других частей речи; ввести понятие “имя прилагательное”; уметь правильно задавать вопрос к прилагательным в зависимости от их рода.
- Продолжить работу над совершенствованием техники чтения и выразительности речи.
- Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- Воспитывать чуткое отношение к товарищам, учить воспринимать людей такими, какие они есть.
Ход урока
I. Организация класса.
- Сядете, когда назову слово, отвечающее на вопрос “какое?” и обозначающее признак предмета.
Я вижу небо голубое-голубое.
II. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы будем работать со словами, которые отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие? и обозначают признак предмета.
- Посмотрите, что главное на уроке:
На доске: Главное на уроке.
- Запомнить вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие признак предмета.
- Научиться распознавать слова, обозначающие признак предмета.
III. Оформление тетрадей.
- Оформим тетради.
- Но, прежде чем начать их оформление, проверим положение тетрадей и осанку.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Напоминаю, что сегодня 5 апреля, слово “классная” пишется с двумя буквами “эс”. Это слово из словаря. Написание таких слов мы запоминаем. Они не поддаются проверке.
IV. Объяснение нового.
- Внимание на доску.
На доске картинки: мяч яблоко шарик
- Какие предметы изображены на рисунках?
- Какой частью речи являются слова, обозначающие предмет?
именем существительным |
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
кто? что? |
- Хорошо. А сейчас догадайтесь о каком из изображенных предметов я говорю:
- Этот предмет: круглый, красный, вкусный.
- Какие слова помогли вам догадаться, что это яблоко.
- Эти слова обозначают признаки яблока, признак предмета, т.е. сообщают нам какое оно по цвету, размеру, вкусу, форме.
- Откройте учебник на странице 100.
- Прочитайте теорию о словах, которые обозначают признак предмета. Обратите внимание на какие вопросы отвечают такие слова.
- Итак, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
Какая? Какое? Какие? Какой? |
- Запомните это.
Слова, которые отвечают на эти вопросы, относятся к одной части речи, которая называется так:
На доске: Имя прилагательное.
- Прочитайте про себя.
- Вслух все вместе.
- А теперь научимся подбирать имена прилагательные по вопросам:
- Прочитай те слово, записанное на доске
На доске: Верблюд (какой?)
- К какой части речи оно относится?
- Докажите.
- Расскажите все, что знаете об этом животном, используя в своем рассказе слова, обозначающие признак предмета. горбатый, коричневый, большой
- Охарактеризуете следующие имена существительные.
Дом (какой?) Лиса (какая?) Море (какое?) Цыплята (какие?) |
деревянный, маленький, красный пушистая, рыжая, хитрая голубое, глубокое, красивое, соленое желтые, маленькие, шустрые |
- Молодцы, имена прилагательные подбирали правильно и заметили, что вопрос зависит от имени существительного.
- Ребята, а знаете, почему эта часть речи так называется: имя прилагательное.
Потому что все слова из этой части речи прилагаются к именам существительным. Эти слова обозначают признаки предметов, а предметы – это и есть имена существительные, то есть имя прилагательное характеризует имя существительное.
- Давайте убедимся в этом. Охарактеризуем существительное “молоко”.
- Подберите подходящие (показать) имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать данное имя существительное.
На доске:
Молоко
|
парное колючее горбатое вкусное теплое зеленое белая |
- Света нам прочитает имена прилагательные вслух, а вы про себя отмечайте, какими именами прилагательными можно охарактеризовать существительное “молоко”.
- Итак:
- Подходит ли к существительному “молоко” прилагательное “белая”?
- Как сказать грамотно?
- Что обозначают эти имена прилагательные?
признак молока |
- Да, признак данного предмета.
- Используя новые знания выполним упражнение из учебника на странице 105 (сто пять) под номером 7 (семь).
- Прочитайте первое задание к упражнению.
- Найдите и зачитайте только имена прилагательные в данном упражнении (с вопросом, пожалуйста).
- С помощью вопроса вы доказали, что это имя прилагательное.
Итак, вместо многоточия мы должны вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, которые только что зачитали.
У кота…лапки, ……коготок.
- Какие могут быть лапки у кота? бархатные
- А бархатные, это какие? нежные, мягкие
- У кота бархатные лапки, а коготок (какой?) острый.
- Прочитайте, какое предложение у нас получилось.
- Попытайтесь самостоятельно составить следующие предложения.
- Какие предложения у вас получились? 2-3 человека
- Прочитайте, свой рассказ.
- А как можно озаглавить его? (Котенок.)
- Какую орфограмму вы увидели в этом слове? – безударную гласную
- Каким словом проверим? Как напишем слово “котенок”?
- Запишем название рассказа на следующей строчке с красной строки.
- Просмотрите еще раз весь текст, с какими орфограммами вы встретитесь, работая с ним:
Безударный гласный: коготок – коготь;
Удвоенный согласный: длинный;
Сочетание ЧУ – ЩУ: чуткий;
Парный согласный в корне слова: шубка – шуба;
Клички животных пишутся: с большой буквы
- Запишите текст к себе в тетрадь
- Следим за посадкой!!!
- Подчеркните вставленные имена прилагательные волнистой линией (по вопросам).
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
- Я называю слово. Если это слово обозначает предмет, т.е. если это имя существительное – присели, а если признак предмета, т.е. имя прилагательное – хлопок.
Белый, рогатый, тетрадь, колючий, ручка, дневник, пушистый, зебра, хитрый.
V. Чтение нового произведения.
- Ребята, догадайтесь, о ком я говорю:
|
|
- Какие слова вам помогли точно узнать о каком животном идет речь?
- К какой части речи они относятся?
- Как можно сказать одним словом: заяц, медведь, белка. (Животные.)
- Сегодня на уроке мы прочитаем сказку о животных.
- Откройте учебник на странице 101 (сто первой)
- Прочитайте название сказки. (Как малышу маму нашли.)
- Садитесь удобнее. Послушайте сказку.
- Приготовьтесь ответить на мои вопросы. Это может сделать только внимательный слушатель. Чтение сказки учителем.
- Кому понравилась сказка?
- Что случилось с малышом?
- А кто догадался, кто же была мама малыша?
- Прочитаем эту сказку целыми словами еще раз, чтобы глубже понять прочитанное. Но для этого поработаем над техникой чтения.
- Возьмите в руки карандаш. По моему сигналу начнете читать шепотом. Когда скажу стоп, поставьте точку, где закончили читать.
- Начали (я хожу слушаю).
- Стоп, поставили точку.
- Руку на локоток.
- А теперь читаете с самого начала то же самое, но постарайтесь прочитать дальше первой точки, потому что текст знакомый.
- Посмотрим, у кого получится.
- Начали.
- Стоп, поставили точку.
- Поднимите руку, кто прочитал дальше первой точки. Молодцы.
- Вы прочитали только второй раз, а как улучшилась техника чтения?
- А теперь читаем то же самое третий раз. Постарайтесь прочитать дальше второй точки, но уже без ошибок и целыми словами.
- Начали.
- Стоп, поставили точку.
- Поднимите руку, кто прочитал дальше второй точки. Молодцы.
- А теперь поработаем над дикцией. Будем читать скороговоркой. При этом важно четко проговаривать окончания.
- Я бы читала так…
- Попробуйте также (t=10 мин.)
- Стоп. А теперь продолжайте читать дальше чуть медленнее, но зато целыми словами. (Я хожу слушаю.)
2 урок.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Продолжаем работать над сказкой. Читаем сказку выразительно, целыми словами, готовясь к выборочному чтению.
VI. Работа по содержанию произведения
- Все следим. (Читают по цепочке по абзацам.)
- Каким был малыш?
- Найдите и прочитайте это в тексте.
- Какие прилагательные употребляет автор для характеристики малыша?
- Хорошо. Кто помог малышу отыскать его маму?
- Почему рассмеялся Малыш?
- Найдите и зачитайте этот отрывок.
- Почему мамы всего леса переполошились, услышав плачь Малыша?
- Почему Малыш не согласился жить с Бельчихой, Барсучихой, Медведицей?
- А почему ему нужна была только его мама?
- Вспомните, каким цветом представила себе Лягушка маму Малыша.
зеленым
- К какой части речи относится это слово? Докажите.
– какая? – вопрос имени прилаг., признак мамы, т.е. признак предмета.
- После чтения необходимо позаботиться о своем зрении.
Физминутка.
- Встаньте. Постарайтесь увидеть у меня на картинке фигуру и занять такое же положение.
- Отдохнули. А теперь продолжаем работу.
- Вспомните, что у нас главное на уроке:
- Так на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета
- Что еще было главным на уроке?
- Вот мы сейчас и проверим, научились ли вы распознавать слова, обозначающие признак предмета.
VII. Закрепление пройденного.
- Для этого выполните упражнения из рабочей тетради на стр.37 под номером 67.
- Прочитайте текст и скажите, о ком идет речь? (Про себя.)
- Какая у дятла спинка?
крылья?
лапки?
шапочка?
- Слова какой части речи помогли нам понять, как выглядел дятел?
- Хорошо. А теперь выполним это упражнение по заданию учебника.
- Прочитайте это задание.
- Списывайте внимательно, без ошибок, диктуя себе по слогам. При списывании заметьте, какие имена прилагательные встречаются в тексте.
- Обратите внимание на посадку. Как сижу, так и пишу.
- Кто уже написал, попечатайте, не теряйте время зря. Проверьте, грамотно ли вы списали текст.
- Возьмите в руки карандаш. Давайте найдем в тексте имена прилагательные и подчеркнем их волнистой линией.
- А как вы будете узнавать имена прилагательные?
- По каким вопросам?
- Итак, давайте искать слова, отвечающие на эти вопросы и обозначающие признак предмета.
- Какие имена прилагательные увидели? (обязательно с вопросом от имени существительного)
- Верно, подчеркните их волнистой линией.
- Итак , что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы отвечают?
- Расскажите друг другу про имя прилагательное, используя схему, которая дана на доске.
- Поднимите руку, кто запомнил сведения об именах прилагательных?
- Молодцы. Это было главное на уроке.
VIII. Итог:
И в заключении, подводя итог нашему уроку мне хочется еще раз проверить, как хорошо вы усвоили новую тему:
Имя прилагательное.
- Составьте предложение, чтобы в нем было имя прилагательное, а мы его постараемся найти.
- На какой вопрос отвечает это имя прилагательное?
- Молодцы. Я сегодня довольна нашей работой. Мы смогли не только познакомиться с новым материалом, но и повторить изученный материал, поработать над техникой чтения, над ее выразительностью.
Мне хочется сегодня сказать спасибо за урок:…(оценки).
Урок окончен.