Урок по ИЗО по теме "Декоративное рисование. Пряники"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: Урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

Технология урока: Традиционный урок с использованием ИКТ.

Главная дидактическая цель урока: добиться понимания всеми учащимися принципов стилизации форм предметов в народном декоративно-прикладном искусстве.

Обучающие цели:

  1. Продолжить развитие навыков анализа формы изображаемого предмета.
  2. Закрепление знаний о стилизации форм предметов.

Развивающие цели:

  1. Познакомить с пряничным искусством на Руси.
  2. Познакомить с русскими обычаями.

Воспитывающие цели:

  1. Возбудить интерес к традициям русского народа.
  2. Прививать художественный вкус.

План урока (45 мин.)

  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Сообщение темы урока 1 мин.
  3. Изложение нового материала 15 мин.
  4. Требования к работе 3 мин.
  5. Самостоятельная работа 22мин.
  6. Подведение итогов 2 мин.
  7. Организованный конец урока 1 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы познакомимся с пряничным искусством на Руси, с некоторыми русскими народными обычаями и попытаемся “испечь” пряник.

Изложение нового материала. (Презентация)

Предшественники пряников появились еще во время неолита, когда наши предки научились печь хлеб и экспериментировали с различными вкусовыми добавками. Первое упоминание на Руси о “медовом хлебе” относится к 9 веку. “Медовый хлеб” примерно наполовину состоял из меда. Он выпекался из ржаной муки с добавлением ягод, душистых трав и кореньев.

Первые сведения о пряничном искусстве на Руси относятся к 12 веку. В Новгороде при раскопках обнаружили пряничные доски, примерно относящиеся к этому периоду. Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. В одной из старинных былин говорится: “Начали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими”. В 17 веке пряники были принадлежностью и царского стола. Своё современное название они приобрели в 12-13 веке, когда стали доступны пряности из Индии. Традиционно в пряники добавляли черный перец, померанец (горький апельсин), мяту, анис, имбирь, гвоздику и мускат. Каждая местность имела свои рецепты изготовления пряников.

Самым древним способом приготовления пряников была ручная лепка. Это так называемые лепные "козули", а также “тетёры” или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезени и в Каргополе (слайды 2 и 3).

Позже появились печатные пряники, на которые наносился рисунок с помощью доски (слайд 4), и резные пряники (из теста вырезали форму по трафарету) (слайд 5). Такие вырезные или силуэтные пряники под старинным названием "козули" выпекают до сих пор в Архангельске (слайд 6). Сегодня русский север, пожалуй, единственное место в России, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение. И происходит это не вследствие консерватизма мышления северян, а как наследственное уважительное отношение к предкам и их традиции. Традиция изготовления пряников связана с празднованием Рождества. В святочные недели "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме; прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу. Персонажами этих козуль, приуроченных к новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах.

Пряник – ритуальный хлеб (т.е. печётся к какому-либо празднику или событию). С пряниками было связано много народных обычаев. Их выпекали к различным праздникам: на Рождество (козули), к весенним праздникам Благовещения и Пасхи; их дарили в знак чести (уважения) и любви. Однажды мастера из Тулы в знак чести подарили императрице Екатерине II пряник размером 3 метра.

В некоторых местах (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 сантиметров. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки (она, обычно, длилась около недели) выигрывали по 15-20 пудов (240-320 килограммов) пряников. Играли в пряники и по-другому: надо было взять его в руку так, чтобы от одного удара он разломился на три части.

Пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них изготавливали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой.

И, наконец, ни одна свадьба на Руси не обходилась без пряников. Пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали отведать по кусочку особого пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался “разгонным” или “разгоня”. На другой день после свадьбы молодожёны шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда и пошло выражение “класть на пряник”.

Для торжественных случаев пряники выпекали в большом количестве, вот и мы “напечём” сегодня для наших гостей много-много пряников.

Необходимо помнить, что пряники пекут из теста, а потому форма изображаемого на прянике персонажа стилизована, будь то ёлочка, цветок, птичка, человек или животное.

Давайте вспомним, что такое стилизация формы предмета (слайд 7).

- Правильно, стилизация - это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов.

- Что это за условные приёмы?

- Конечно, это упрощение или усложнение формы, изменение цвета или отказ от него, отказ от передачи объёма.

Хочется напомнить вам, что упростить форму вовсе не значит обеднить её, упростить – это лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.

Пряники, как любые изделия в народном декоративно-прикладном искусстве создаются, как правило, на основе стилизации реальных природных форм.

Мы сегодня “печём” резные пряники (слайд 8). Из полос кровельного железа делали на Руси формы – резцы или трафареты – контурные изображения животных, птиц, людей. Человек обычно изображался спереди, а животные – сбоку. Внизу была полоска “земли” - подставка, скрепляющая хрупкие части фигурки. Вырезанные пряники пекли в печи, затем украшали цветной сахарной глазурью. Для получения оранжевого цвета добавляли в глазурь сок моркови, фиолетового – сок свёклы и т.д. Сейчас добавляют в глазурь чаще всего искусственные пищевые красители.

Перед нами (слайд 9) пряник, изображающий птицу. Роспись выполняется сахарной поливой (глазурью). Глазурью изображаются в фигурке самые характерные детали: клюв, глаз, крыло, хвост. Точка, заключённая в круг, - это зоркий птичий глаз, широкий остроконечный штрих - сильный клюв. В ритмичном движении вьётся струйками крыло, её витки несут образную информацию о форме крыла и его месте, плавный завиток на “земле” напоминает стихию воды, и птица кажется плывущей. Так простыми приёмами достигали мастера яркого художественного образа.

Требования к работе.

Так как испечь пряники мы не можем, а выполняем лишь эскизы, то и последовательность работы немного меняется.

1. Чистый лист бумаги – это тесто. Положим на бумагу трафарет и карандашом обведём его, словно острым ножом вырежем по трафарету форму пряника (слайд 10).

2. Цветными восковыми мелками украсим свой пряник, словно сахарной глазурью, подчеркнём характерные особенности птицы или животного: клюв, гребешок, крылья, лапки, рога, хвосты и т.д. Чем ярче украсим свой пряник, тем лучше (слайд11).

3. А вот теперь на палитре подберём цвет испечённого пряника – красно-коричневый – и закрасим этим цветом весь пряник! По краю пряника проведём более тёмную полоску, как будто пряник по краю подрумянился (слайд 12).

Вот и готов наш пряник!

А теперь приступаем к самостоятельной работе (слайд 13).

Самостоятельная работа.

Подведение итогов.

Посмотрите, какие чудные пряники у нас получились (слайд 14)!

В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков.

И все же не стоит забывать о том, что и по сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, городецкие, ржевские, архангельские пряники, а значит, есть надежда на то, что мастерство изготовления пряников, пришедшее к нам из глубины веков, будет продолжать жить и радовать всех – от мала до велика.

Организованный конец урока.

Оборудование урока:

для учителя:

  • компьютерная презентация “Пряники”;
  • шаблоны;
  • карандаш, цветные восковые мелки, акварельные краски, кисть, лист белой бумаги, тряпочка.

для учащихся: карандаш, цветные восковые мелки, акварельные краски,кисть, лист белой бумаги, тряпочка.

Экспозиция на доске

1 – образец задания, выполняемый учителем в классе

Литература

  1. С. Жегалова и др. “Пряник, прялка и птица Сирин”, М.: “Просвещение”, 1983 г.
  2. И.Малахин “Пряники”. Журнал “Вокруг света” №2/2002 г.
  3. (Интернет-ресурс:http://pryanik33.narod.ru/STATJA/Trditions.html)