Мультимедийная викторина по ИЗО "Жизнь и творчество русских художников"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся как в общем, так и в дополнительном образовании. Сейчас невозможно представить работу студии изобразительного искусства без наличия электронного ресурса.

Электронный ресурс ИЗО студии может быть использован в качестве:

– иллюстраций учебного материала (например, иллюстрации картин, схемы построения композиций рисунка, таблица смешения цветов, видеофрагменты по использованию традиционных и современных техник изображения различными художественными материалами);
– для поддержки учебного материала (например, упражнения по работе карандашом и кистью; задания по композиции; тесты для проверки теоретического материала);
– как источник учебного материала (электронный учебник обучения рисованию и живописи; разработка заданий для самостоятельной работы по освоению различных художественных техник, например, мастер-класс от профессионала из серии “Шаг за шагом” по изображению простого пейзажа, облаков, деревьев, моря и т.д.). Большая часть электронного ресурса может быть разработана в форме мультимедийной презентации, которая послужит как наглядность при фронтальной работе, так и как интерактивное средство обучение.

В последнее время многими педагогами идет поиск формы презентации, которая могла бы организовать и стимулировать деятельность учащихся на протяжении всего урока или отдельной его части. Я остаюсь небезучастна в данной проблеме. Так мною разработана мультимедийная презентация учебно-познавательной викторины по теме “Жизнь и творчество русских художников”. Данную викторину можно провести в качестве обобщения темы на уроках ИЗО, МХК или во внеурочной работе. Презентация содержит материал из жизни выдающихся русских художников, посвященный их творчеству и жизни и построена на основе флеш-анимации.

План проведения викторины.

Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме “Творчество русских художников”.

Задачи:

  • воспитательные: формировать коммуникативные способности; учить ценить фактор времени; воспитание чувства личной ответственности за общее дело;
  • образовательные: формировать поисковый тип познавательной активности; учить приобретать знания самостоятельно;
  • развивающие: развивать мыслительные способности обучающихся – умение сравнивать, дифференцировать, анализировать, проводить рефлексию своей деятельности; развивать навыки культуры речи, познавательный интерес.

Задачи занятия: познакомить обучающихся с творчеством и эпизодами из жизни русских художников.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Форма обучения: групповая.

Межпредметные связи: история, литература.

Оборудование мероприятия: мультимедийное сопровождение викторины, ПК, экран, секундомер, сигнальный звонок, табло результатов.

  • Организационный этап:

Взаимное приветствие педагога и обучающихся.
Информация о теме мероприятия, его цели, задачи, форма проведения (слайд 1).
Представление членов жюри (пригласить старшеклассников).
Организация 2-х (3-х) групп по 6–7 человек.
Проведение инструктажа работы групп.

Рекомендуется подготовить памятку организации работы в группе, например, она может содержать следующие рекомендации:
– Выбрать командира группы.

Командир:
– распределяет обязанности между всеми участниками: (определяет, кто будет следить за временем, читать вопрос, записывать идеи, публично “защищать” итоги работы групп;
– несет ответственность за организацию работы в группе.

Группа самостоятельно определяет способ работы:
– вся группа работает над заданием; или
– работа в малых группах с последующим обсуждением; или
– задание выполняется индивидуально каждым участником, затем обсуждается, или
– группа выбирает иной способ работы.

  • Ход викторины.

– Вступительное слово педагога.
“ Сегодня мы проведем состязания знатоков русской истории живописи. На уроках истории, литературы, изобразительного искусства вы знакомились с выдающимися картинами русских художников. А известно ли вам о том, сколько трудов и исканий стоит художнику создание каждого полотна? Какова история некоторых замечательных картин? Что вы знаете о жизни русских художников? Я уверена, что с помощью викторины вы не только интересно проведете свой досуг, но и пополните свои знания.

– Оглашение правил игры (слайд 2):
“Вам будут предложены вопросы по следующим номинациям: “Судьба художника”, “Из истории картины: пейзаж, бытовой и исторический жанр”, “Описание картины. Каждая номинация содержит вопросы различной сложности, которые соответственно оценены баллами. Поочередно каждая команда выбирает любой вопрос для обсуждения, представитель команды громко для всех зачитает его. Затем обе команды приступают к обсуждению. Через три минуты ведущая команда первой оглашает свой ответ. Заслушивается ответ и второй команды. После его оглашения открывается слайд с правильным ответом. Баллы засчитываются той команде, которая первой дала правильный ответ. И так далее по очереди. В общей сложности необходимо каждой команде ответить на 10 вопросов. Желаю вам удачи!”

  • Игра.
  • Итог викторины:

Представители жюри подводят итоги викторины, оглашают.

  • Рефлексия:

Обсудить результаты игры. Командирам предложить провести рефлексию деятельности своей команды, то есть, рассказать, как им была организована работа в команде, какой способ работы команд был выбран, насколько он оказался продуктивным. Участникам команд предложить высказать свои впечатления от игры: насколько интересны были сведения о художниках и их творчестве в вопросах, что нового они узнали и есть ли желание провести подобную викторину по другой теме. Обсудить новые темы.

Используемая литература:

  1. Леонид Волынский. Лицо времени. “Детская литература. 1971 г.
  2. Ольга Туберовская. В гостях у картин. “детская литература”. 1964 г.

Ресурс Интернет:

  1. http://wikipedia.org/ – “Энциклопедия искусства”.
  2. http://www.artprojekt.ru/school/compozicia/ – “Энциклопедия искусства”.