“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. А.Франц
Цели:
- формировать и развивать интерес учащихся к занятиям математикой;
- развивать логическое мышление, интуицию, внимание, догадку, эрудицию;
- формировать навыки общения, умения работать в коллективе;
- прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробудить любознательность и инициативу учащихся.
Предварительная подготовка: помощь учащимся в организации команд и выборе капитанов; подготовке домашнего задания; подбор материалов для конкурса и наглядном оформлении плакатов.
Оборудование:
- высказывание А.Франца на плакате;
- названия станций;
- оформления станций;
- тексты заданий;
- рисунки и плакаты.
Ход игры
1. Организационный момент.
Начинается игра с подготовки к походу. Класс делится на две команды. Каждой команде даются задания:
- придумать название команды;
- придумать девиз команды;
- выбрать капитана.
Игра начинается с представления команд и девизов. После этого учащиеся отправляются в туристический поход, где должны побывать на цветочной поляне, отдохнуть на чудесном пруду, посетить таинственный лес. Прежде чем отправиться в поход, проверим готовность команд к соревнованиям и их знание “прописных истин”. Ребята должны будут собрать пословицы из разрезанных частей. В ходе игры за каждый правильный ответ команда будет награждена медалью.
РазминкаПословицы для первой команды:
Одно дерево срубишь - десять посади.
Одному ехать - и дорога длинна.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Пословицы для второй команды:
Цветочная полянаОдин в море - не рыбак.
Трус умирает сто раз, а герой - один раз.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Семеро с ложкой - один с плошкой.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Затем каждая команда отправляется по своему маршруту.
На цветочной поляне ребята собирают цветы (из мозаики), причем, кто быстрее соберет, тот и первый начинает разгадывать загадочный цветок. В загадочном цветке на лепестках будут записаны математические загадки. Всего на цветочной поляне было предложено 11 загадок.
1. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка)
2. Шли две матери с дочерьми, да бабушка с внучкой. Нашли полтора пирога. По сколько им достанется? (по половинке)
3. Двенадцать братьев друг за другом стоят, но друг друга не видят. (месяцы)
4. Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (минус)
5. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
6. Как далеко в лес может забежать заяц? (до середины, дальше он уже выбегает из леса)
7. Напишите 100 пятью единицами. (111-11)
8. У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь? (пять)
9. Можно ли в решете принести воду? (когда она замерзнет)
10. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2*2)
11. Как нужно трижды записать цифру 3, чтобы в итоге получилось 4? (3:3+3)
Чудесный подводный мир
В чудесном пруду ребята ловят рыбу удочками. Но поймать рыбу не так просто, потому, что в каждой рыбке заложена математическая задача. Всего на пруду было предложено 12 задач.
1. От куска материи каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок материи? Кусок материи 100 м. (4 дня)
2. Разложить 30 орехов на 3 кучки, чтобы в каждой было нечетное число. Как это сделать?
3. Спутник земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как это объяснить? (одинаковы)
4. Из Москвы в Ленинград вышел поезд со скоростью 50 км/час, а из Ленинграда в Москву со скоростью 60 км/час. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (на одинаковом)
5. По стеблю ползет улитка, высота стебля 1м. Днем она поднимается на 4 дм, ночью опускается на 2 дм. На какой день улитка будет на вершине?
6. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый?
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
8. За покупку надо заплатить 19 рублей. У тебя только 3-х рублевые купюры, а у кассира только 5 рублевые. Как ты расплатишься?
9. Назовите десятизначное число, используя различные цифры.
10. Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич?
11. Одно число в 4 раза больше другого, сумма этих чисел 20. Найти эти числа?
12. Три различных числа сначала сложили, затем перемножили, и они оказались равными. Назвать эти числа.
Таинственный лесВ таинственном лесу ученики вышли на тропинку, где нашли математические цепочки, которые требовали их решения. На доске прикрепляются цепочки вычислений. Ребята должны будут восстановить цепочки вычислений и выйти из леса.
Подсчитав общее количество медалей, выявляем команду победителя, набравших наибольшее количество медалей.
Такая математическая игра привлекает ребят необычностью и побуждает проявить их смекалку, находчивость и показать свои знания по математике. И главное то, что в игре может принимать участие каждый ученик: и сильный и слабый. Ведь у каждого из них будет возможность выбора по своим способностям.