Логопедическое занятие по автоматизации звука [р] на лексическом материале "Фрукты"

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Коррекционно-развивающие:
    Развитие фонематического восприятия.
    Развитие мышления, внимания и памяти.
  2. Образовательные:
    Расширение и активизация словаря на материале темы “Фрукты ”.
    Определение позиции звука [р] в слове.
    Употребление слов в единственном и множественном числе.
  3. Воспитательные:
    Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
    Воспитание интереса к занятию.

Оборудование: красивая палочка, большая картинка с изображением клоуна, большая картинка с изображением повара, маленькие картинки с изображением фруктов, косточки от слив.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. У меня в руках палочка. Это не простая палочка, а волшебная. Сейчас мы с вами будем передавать ее друг другу. У кого в руках окажется палочка, тот должен будет назвать фрукт, который он больше всего любит. (Логопед передает красивую палочку ребенку. Тот называет любимый фрукт и передает палочку другому ребенку.)

Логопед. Молодцы! Я вижу, вы любите фрукты. Как вы думаете, зачем мы их едим? (Ответы детей.)

Логопед. Правильно, фрукты вкусные и полезные, они помогают нам быть здоровыми.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить о фруктах. Посмотрите, это клоун Рома. Дети, давайте покажем нашему гостю, что мы умеем делать.

II. Артикуляционная гимнастика:

“Чистка верхних зубов”

Зубы верхние – смотри:
Чищу “чашкой” изнутри.

“Маляр”

Язык как кисточка моя,
И ею небо крашу я.

“Барабанщик”

За зубами в бугорок
Бьет широкий язычок.

“Лошадка”

Рот широко открываю,
К небу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок,
И раздается щелчок.

“Грибок”

Широко открою рот,
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на небо,
Челюсть вниз – и вся учеба.

III. Дидактическая игра “Поможем клоуну Роме” (Приложение. Рис. 1).

Логопед. Посмотрите, сколько фруктов у клоуна Ромы. Давайте найдем фрукты, в названии которых есть звук [р] и определим, где находится этот звук в слове: в начале, в середине или в конце. (Дети выполняют задание.)

Логопед. А сейчас я предлагаю положить любые фрукты в коробки по обе стороны от Ромы. (Дети кладут картинку с изображением фрукта слева или справа от Ромы и проговаривают выполненное предложением: я положил красное яблоко в коробку слева от Ромы.)

Логопед. Дети, что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.)

Логопед. Чтобы все это приготовить, нам понадобится много фруктов.

IV. Упражнение “ Один – много”.

V. Дидактическая игра “Веселый повар” (Приложение. Рис. 2).

Логопед. Дети, расскажите, какие варенье, сок, компот, ватрушки с какой начинкой приготовил повар из фруктов. (Дети, глядя на закрепленную на подносе веселого повар в маленькую картинку с изображением фрукта, рассказывают: веселый повар приготовил из груш грушевое варенье, грушевый сок, сварил грушевый компот, испек ватрушку с грушевой начинкой.)

VI. Гимнастика для пальцев рук:

Этот пальчик-апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик-слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик-абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик-груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас.

(Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. В конце показывают ладошками вокруг и на себя”.)

VII. Мимические упражнения.

Логопед. Дети, а какой лимон на вкус? А яблоко? (Дети изображают на своем лице кислый лимон, вкусное яблоко, сладкий виноград и т. д.)

VIII. Развитие мелкой моторики, глазомера.

Логопед. Дети, посмотрите, у меня на столе лежат косточки от слив. Вам необходимо выложить из них сливу.

IX. Итог занятия.

Логопед. Дети, что вам понравилось на занятии?

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4–5 лет. //Логопед. 2006. № 1, стр. 66.
  2. Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Санкт – Петербург. Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”. 2006 г.