Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того чтобы повысить мотивацию к изучению химии применяю различные технологии в обучении, которые позволяют включить обучающихся в активный познавательный процесс.
Цели урока:
- Закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания;
- Познакомить с реакциями разложения и начать формировать умение составлять уравнения химических реакций;
- Продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;
- Продолжить отрабатывать умение учащихся решать задачи по уравнениям химических реакций;
- Продолжить формировать умения наблюдать, сравнивать;
- Формировать химическую культуру, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Оборудование:
- Для демонстрационных опытов: тигельные щипцы, лучинка, спиртовка, KNO3 кристаллический, древесный уголь, HNO3 (конц.), Н2О2, MnO2., лабораторный штатив с лапкой;
- Компьютер, проектор, презентация “Реакции разложения”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационный момент.
Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно изменяется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Наша задача, изучив свойства веществ, научиться использовать полученные знания во благо человечества.
III. Актуализация знаний.
- Что мы знаем о химических реакциях? (Cлайд 2)
- Какие условия необходимы для возникновения химической реакции? (Слайд 3)
- Каковы признаки протекания химической реакции? (Слайд 4)
- Приведите примеры химических реакций.
Вывод: Химических реакций много. Они протекают постоянно. Что нужно сделать, чтобы не запутаться в этом многообразии химических реакций?
Научиться классифицировать химические реакции.
Введение понятия реакции разложения.
1. Просмотр мультимедиа “Электролиз воды”(цифровая база видео по химии). Приложение 2
Затем в ходе беседы оформить запись:
вода → водород + кислород
2Н2О 2Н2 + О2
2. Демонстрационные опыты.
а) Разложение калийной селитры. В пробирку помещают KNO3, пробирка закрепляется в штативе и подогревается – селитра быстро плавится, превращается в густую жидкость. Бросить в расплав раскаленный уголек, уголек в пробирке еще более раскаляется, начинает подпрыгивать, взаимодействуя с кислородом.
2KNO3 2KNO2 + O2 (Слайд 5)
б) Разложение гидроксида меди(II). Подогреть пробирку со свежеполученным осадком Cu(OH)2 – он почернеет из-за образовавшегося оксида меди(II).
Cu(OH)2 CuO + H2O (Слайд 6)
в) Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2, сырой моркови, картофеля).
H2O2 2H2O + O2 (Слайд 7)
г) Разложение оксида ртуть (II). Опыт Дж. Пристли
2HgO 2Hg + O2 ↑ (Слайд 8)
Обсуждаются вопросы:
- Что объединяет все эти реакции? (Слайд 9)
- В чем их отличие?
- Как, одним словом мы можем назвать процессы, которые протекают? (Слайд 9)
- Какие условия необходимы для осуществления данных реакций? (Слайд 9)
Вывод:
1. Идет процесс разложения веществ (реакция разложения). Во всех реакциях вступает в реакцию одно вещество, а образуются два или более новых веществ: как простых, так и сложных. Попытайтесь сформулировать определение реакции разложения.
2. Как правило, почти все реакции разложения относятся к эндотермическими реакциям, т.к. для протекания требуется определенные условия, нагревание, электрический ток, присутствие других веществ, ускоряющих реакция – катализаторов. (Слайд 10)
Катализаторы в автомобилях. (Слайд 11)
- На дороги ежедневно выезжают миллионы автомобилей, и каждый из них – источник загрязнения воздуха. Особенно это чувствуется в крупных городах, где выхлопные газы автомобилей могут создавать большие проблемы.
- В современных автомашинах присутствует каталитический преобразователь или автомобильный катализатор. Задачей автомобильного катализатора является снижение количества вредных веществ в выхлопных газах. Среди них:
- окись углерода (СО) – ядовитый газ без цвета и запаха
- углеводороды, также известные как летучие органические соединения – один из главных компонентов смога, образуется за счёт неполного сгорания топлива
- оксиды азота (NO и NO2 ) – также являются компонентом смога, а также кислотных дождей, оказывают влияние на слизистую человека.
Катализаторы в природе распространены повсеместно. Достаточно сказать, что все превращения веществ в живых организмах происходят с участием природных катализаторов – ферментов и поэтому не требуют высокой температуры. Это очень важно – иначе живые ткани, проводя химические реакции, могли бы свариться, Без особых “биологических” катализаторов – ферментов – не получится ни вкусный хлеб, ни аппетитный сыр, ни квашеная капуста. Разрезанное яблоко темнеет на воздухе, оттого что фермент полифенолоксидаза ускоряет окисление находящихся в клетках плода полифенолов – органических веществ. Когда ранку заливают перекисью водорода, пероксид водорода “вскипает” – бурно разлагается на воду и кислород под влиянием фермента каталазы, находящегося в крови. Каталаза нужна организму для уничтожения пероксида водорода, который образуется в процессе клеточного дыхания.
В пищеварительных соках содержится десятки ферментов: липазы, разлагающие жиры на глицерин и органические кислоты; протеазы, разлагающие белки, и др.
Катализаторы применяются и в химической промышленности при синтезе разнообразных веществ, в том числе таких важных продуктов химии, как аммиак NH3 и серная кислота H2SO4.
Катализаторы – вещества из разряда самых необходимых, хотя порой мы об этом мало задумываемся.
Химические реакции, в результате которых теплота поглощается, называются эндотермическими. (Слайд 12)
Вещества, которые изменяют скорость химической реакции, но не расходуются в результате реакции, называются катализаторами. (Слайд 12)
IV. Закрепление.
Выполните задания.
(Слайд 13)
- Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Определите реакцию разложения вашего варианта. Дайте объяснение.
Вариант 1 CuO + H2 → Cu + H2O CO + O2 → CO2 AI + CI2 → AICI3 CaCO3 → CaO + CO2 |
Вариант 2 HCI + AI → AICI3 + H2 Na2O + H2O → NaOH KCIO3 → KCI + O2 Na + H2 → NaH |
- Задача. Определите количество вещества и массу одного из продуктов реакции, если в результате реакции разложилось 2 моль вещества.
V. Задание на дом § 27, упр. 1, 2 стр. 155 (Слайд 14).
VI. Используемая литература:
- Габриелян О.С. "Химия".8 класс. Учебник.
- О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В.Яшукова "Химия", 8 класс. Настольная книга учителя. М.: Дрофа, 2002.
- О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова. Изучаем химию в 8 классе.
- Л.Ю. Аликберова “Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей”, М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта +, 2000.
- Материалы Интернета.