Задачи урока:
1. Образовательная задача: повторить сведения о структуре металла; раскрыть физическую природу электрического тока в металлах; разъяснить, по каким признакам можно определить наличие тока в проводнике.
2. Воспитательная задача: формирование мировоззрения (формирование знаний о строении материи, веществе как виде материи и характере протекания физических процессов).
3. Развивающая задача: развитие речи и мышления, способности наблюдать и делать выводы, выдвигать гипотезы.
Оборудование к уроку: Компьютер; Приборы для демонстрации - “Электричество 1”, набор для демонстрации магнитного действия тока, набор по электролизу. Презентация
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
1 | Организация начала урока | 3 | |
2 | Проверка домашнего задания | Устный опрос, наличие | 3 |
3 | Всесторонняя проверка знаний | Фронтальный опрос | 10 |
4 | Усвоение новых знаний | Рассказ, демонстрации | 10 |
5 | Первичная проверка понимания учащимися нового материала | Вопросы | 5 |
6 | Закрепление новых знаний | Задачи | 7 |
7 | Подведение итогов урока | Беседа | 4 |
8 | Информация о домашнем задании. Инструкция о его выполнении. |
Запись на доске | 3 |
Ход урока
- Организация начала урока.
- Проверка задач №1214, 1223, 1252, 1254 (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова).
- Фронтальный опрос:
Вопросы для проверки:
- Что называют электрическим током? Каковы условия его существования?
- Какую роль выполняет источник тока? Какой процесс протекает внутри любого источника тока? Где накапливаются разделенные внутри источника тока заряды? За счет какой работы?
- Приведите примеры превращения механической, внутренней или какой-нибудь другой энергии в электрическую при совершении работы по разделению заряженных частиц.
- Задачи №1211, 1215-1224, 1227, 1228, 1232. ( В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.).
- Почему незаряженные тела притягиваются к заряженным, независимо от знака их заряда?
Изучение нового теоретического материала
Кристаллическое строение металлов в твердом состоянии. Ионы в узлах кристаллической решетки металла, свободные электроны в пространстве между ионами.
Равенство модуля заряда всех свободных электронов заряду всех положительных ионов кристаллической решетки. Электрическая нейтральность металлов в обычных условиях.
Беспорядочное движение свободных электронов в металле в отсутствие электрического поля. Возникновение электрического тока в металле при создании в нем электрического поля. Сохранение при этом беспорядочного движения свободных электронов (модель - рой мошкары при дуновении ветра).
Электрический ток в металлах - упорядоченное движение свободных электронов.
Опыты Мандельштама-Папалекси и Стюарта-Толмена
Незначительная скорость упорядоченного движения свободных электронов в металлах - несколько миллиметров в секунду. Распространение со скоростью, близкой к скорости света в вакууме (с = 3 • 108 м/с), электрического поля в металле (по всей его длине).
Одновременное с распространением электрического поля в металле начало упорядоченного движения свободных электронов.
Сравнение электрического тока с течением воды в водопроводе, а распространение электрического поля в металле - с распространением давления воды (создание давления в водопроводе с помощью водонапорной башни).
Скорость распространения электрического тока в проводнике - скорость распространения в нем электрического поля. Время прохождения электрического сигнала из Москвы во Владивосток (примерно 0,03 с).
Тепловое действие тока. Опыт 1.
Химическое действие тока. Опыт 2.
Магнитное действие тока. Опыт 3 и опыт 4.
Устройство и принцип действия гальванометра.
История установления направления электрического тока в проводниках.
Закрепление изученного материала.
- Разбор вопросов к § 34, 35, 36.
- Решение задач №1247, 1248, 1251.
- Обсуждение опорного конспекта, который есть у каждого ученика. (В целях экономии времени)
2
Домашнее задание. § 34, 35, 36, задача № 1234, 1253. Вопросы.