Сложение целых чисел

Разделы: Математика


Цель урока: систематизация знаний и умений по теме “Сложение и вычитание целых чисел”.

(Урок проходит в виде путешествия по улицам города Сложение-вычитание страны Целых чисел, на доске висит карта города с названиями улиц, попадая на соответствующую улицу, обучающимся предлагается определенное задание на развитие интеллектуальных способностей и демонстрирующее их умение выполнять действия сложения и вычитания целых чисел. Класс разбит на 5 групп по 5-6 человек, с учетом типа темперамента учащихся).

Ход урока

1. Организационный момент, объявление цели и темы урока, план путешествия.

2. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Мы с Вами путешествуем по стране Целых чисел, посетили город Сложение-вычитание и прежде чем продолжить наше дальнейшее путешествие мы последний раз прогуляемся по улицам этого замечательного города. Но на каждой улице нас поджидает интересное, а может быть и сложное задание, выполнив которые, Вы продемонстрируете свои знания и умения по теме “Сложение и вычитание целых чисел”.

Улица “Приветственная” (устный счет).

На доске записаны примеры на сложение и вычитание целых чисел:

(-3)+(-5)

(-4)-(-3)

(-9)+9

9-15

(-14)+6

-1-2-3

(-8)+5-(-3)

(-7)+11

  1. Назовите все знаки подряд, которые получаются при выполнении этих действий.
  2. Назовите номера примеров, где получается положительный ответ.
  3. Назовите номера примеров, где получается в результате ноль.
  4. Назовите ответы с 1 по 8 пример.
  5. Назовите ответы с 8 по 1 пример.
  6. Назовите номера примеров, в которых получаются одинаковые ответы.
  7. Назовите номера примеров, в которых получаются противоположные ответы.

В нашем городе всегда светит солнце. Жители микрорайона “Солнечный” предлагают нам следующее задание.

Расставьте числа -5,-4,-3,-1,0,1,3,4,5 так, чтобы сумма чисел в каждом ряду была равна нулю.

Улица “Строительная” - следующая на нашем маршруте. Даны числа (записаны на бумажных кирпичиках) -1,-2,-3,-4,-5,-6,-7,-8,-10, используя каждое число по одному разу, составьте три верных равенства. (Выложите кирпичную стену).

На одной из улиц города живет со своей семьей ученик 5 класса Витя Верхоглядкин. Один раз учитель предложил выполнить следующее задание: найти сумму всех чисел от -499 до 501. Витя в обычное время садится за работу, но дело идет очень медленно. Тогда на помощь приходит мама, папа, сестра и брат. Вычисляли, пока от усталости не стали смыкаться глаза, и при этом ругали неразумного учителя, задающего маленьким детям такие сложные задания.

А Вы, ребята, как бы решили эту задачу? Можно ли Вас поселить на улицу “Внимательных”?

Вы знаете, ребята, что для того чтобы быть успешным в любом виде деятельности необходимо быть очень внимательным Жители города обладают этим качеством, а вот внимательны ли вы, мы сможем определить, выполнив задание на переулке “Внимательных”.

Сумма четырех чисел, стоящих в одном ряду (по вертикали, горизонтали или диагонали) равна -10. Назовите эти числа.

Следующую остановку мы совершим на проспекте “Смекалистых”. Перед Вами три числа: -3, 5,-7. Я сложила два числа и от полученной суммы отняла третье число. В результате получила отрицательное число. Какое? (Составьте выражение и назовите результат)

Наше путешествие подходит к концу, и я предлагаю вам заглянуть на главную улицу города – площадь Целых чисел. У каждой группы наборное полотно и карточка из шести заданий. Решите задания и постройте “заборчик” из верных ответов.

Задание Ответы
1 2 3 4
1 14-26 -12 12 30 -30
2 -7-(-11) -4 -18 18 4
3 3-7+12 -8 8 16 -16
4 -2-15+20 3 -3 37 7
5 13-17-5 -1 9 -9 25
6 2-8+(-7)-(-11) 14 -24 6 -2

(Проверка осуществляется у доски, на которой помещено большое наборное полотно)

3. Подведение итогов урока, рефлексия (цветом) – что понравилось и не понравилось на уроке, какое задание было самым сложным или интересным, выставление оценок, постановка и разбор домашнего задания.