Для закрепления мысли ребенку необходимо движение!
Первый класс школы — один из наиболее важных и периодов в жизни детей.
Первые месяцы после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок же переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях нормах поведения в коллективе класса. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое состояние, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становиться не дисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей, иногда все это приводит к ухудшению состояния здоровья.
Для профилактики этих нарушений необходима организация психологического сопровождения детей в период их адаптации к обучению в образовательном учреждении.
В связи с вышеизложенным представляется весьма актуальным создание программы занятий направленных на профилактику и коррекцию дезадаптации учащихся первого класса.
Основная цель программы: психологическая помощь и поддержка детей в период адаптации к школе.
В основе занятий лежит авторская методика “Гимнастика мозга” Захарова Р.А., Чупаха И.В. Работа с комплексами кинезиологических упражнений позволяет изменить способности учащегося усваивать и перерабатывать информацию, а так же активизировать работу конкретных зон коры головного мозга, в частности, чтения, речи и письма.
Занятия включают следующие виды упражнений: дыхательные, глазодвигательные, телесно-ориентированные, телесные перекрестные, танцевально-двигательные, для развития мелкой моторики рук, релаксационные, для развития коммуникативной, когнитивной сферы.
В ходе проведения цикла профилактических занятий мы также используем следующие методы и техники:
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
- беседы;
- экспрессивные этюды;
- игры: подвижные, игры с правилами, речедвигательные, развивающие.
Данные виды упражнений способствуют развитию: мелкой и крупной моторики рук, активизации различных отделов коры больших полушарий, повышению способности к произвольному контролю, активизации нервной системы тела, активизации межполушарных связей между телом и мозгом, профилактике дислексии и дисграфии.
Развитие и активизация перечисленных функций помогают успешно проводить групповую коррекцию в различны областях психики детей: саморегуляции, концентрации внимания, снижения тревожности, повышения стрессоустойчивости, адаптационных возможностей.
Занятия рассчитаны на детей 6-8 лет. Проводятся в кабинете психолога, или специально оборудованном кабинете, два раза в неделю. Их длительность 30–35 минут.
В группе от 10 -12 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием.
План занятий по профилактике и
коррекции школьной дезадаптации
учащихся первых классов
Темы | Задачи | Содержание |
Знакомство | Создать благоприятную
эмоциональную атмосферу. Познакомить детей. Способствовать развитию навыков выполнения домашнего задания. |
Игра “Имя, фрукт или овощ” Игра “ Продолжи фразу”. Игра “Те у кого…” Упражнение “ Перекрестные шаги и прыжки” Подведение итогов. |
“Поездка в деревню”. | Способствовать развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, эмоциональной сферы, творческого мышления, навыков активного слушания, навыков выполнения домашних заданий. | Этюд “Пробуждение на деревенском дворе” Упражнение “Ленивые восьмерки” Упражнение “Вращение шеи” Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” Упражнение “Слон” Подведение итогов. |
“Прогулка по лесу” | Способствовать развитию эмоциональной сферы, координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, навыков выполнения домашних заданий, творческого мышления. | Упражнение “Лес” Упражнение “Из семени в цветок” Игра “Медведь” Игра “Зайчик” Упражнение “Сова” Подведение итогов. |
“В гости к бабушке” | Способствовать развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, эмоциональной сферы, творческого мышления, навыков активного слушания, быстрого чтения, снятью мышечного напряжения, развития образа “Я” | Упражнение “Знакомство с бабушкой” Игра “Портниха” Игра “Большая стирка” Игра “Варим кашу”. Упражнение “Гравитационное скольжение” Упражнение Энергетическая зевота” Упражнение “Испечем торт” Подведение итогов. |
“Зоопарк” | Способствовать развитию умения правильно понимать особенности поведения животного по характеру движений, походке, мимике; развитию внимания; развитию координации движений, общей и тонкой произвольной моторики, эмоциональной сферы, творческого мышления, навыков выполнения домашнего задания, быстрого чтения, снятью мышечного напряжения, | Игра “В зоопарке не зевай” Игра “Угадай животного” Игра “ Лиса” Упражнение “Слон” Упражнение “Заземлитель” Упражнение “Сова” Игра “Медведь” Подведение итогов. |
“Путешествие на голубую звезду” | Способствовать развитию эмоциональной сферы, творческого мышления, снятью мышечного напряжения, развития образа “Я”, координации целостного движения тела. | Релаксация. Упражнение “Кнопки мозга” Упражнение “Кнопки Земли” Упражнение “Кнопки баланса” Упражнение “Кнопки космоса” Упражнение “Энергетическая зевота” Упражнение “ Крюки” Подведение итогов. |
“Путешествие в подводное царство” | Способствовать углублению знаний детей о морских обитателях, их существенных отличительных признаках, развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; развитию эмоциональной сферы, снятью мышечного напряжения, развития образа “Я”, координации целостного движения тела. | Отгадывание загадок. Танец подводных жителей. Упражнение “ Перекрестные шаги и прыжки” Упражнение “Рокер” Упражнение “Брюшное дыхание” Упражнение “Вращение шеи” Игра “Акула” Подведение итогов. |
“Путешествие в страну веселых гномов”. | Способствовать развитию умения выражать особенности внешности и движения средствами пантомимы; внимания, развитию эмоциональной сферы, снятью мышечного напряжения, развития образа “Я”, координации целостного движения тела | Упражнение “Перекрестный шаг, сидя” Упражнение “Активизация руки” Упражнение “Заземлитель” Упражнение “Кнопки мозга” Упражнение “Кнопки Земли” Чтение сказки. Подведение итогов. |
“Путешествие в город мастеров”. | Развитие мелкой моторики пальцев рук, оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга. | Чтение сказки. Отгадывание загадок. Упражнение для пальцев рук. Упражнения для пальцев (условно статические ): “Зайчик” “Зайка прячется под сосной” “Зайчик и барабан” Упражнение “Ленивые восьмерки” Выполнение аппликации. Подведение итогов. |
“Путешествие к морю” | Научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой; способствовать снижению мышечного напряжения: лица, туловища, ног, рук, шеи; способствовать принятию себя, развитию образа “Я”; повышению уверенности в себе. | Упражнение “Путешествие к морю” Упражнение “Ласковый ветерок” Упражнение “Солнышко и тучка” Игра “С песком” Игра “Купание в море” Игра “Морские волны” Упражнение “В уши попала вода” Упражнение “ Крюки” Подведение итогов. |
“Идем на дискотеку” | Способствовать двигательному раскрепощению, развитию координации движения, снятию мышечных зажимов, развитию умения выражать свои эмоции с помощью движений; развитию чувства общности, выразительности движений, повышению самооценки, групповой сплоченности, творческого мышления. | Упражнение “Зарядка” Упражнение “Танец” Упражнение “Танец 5 движений” Игра “Хоровод” Игра “Хоровод сказочных героев” Упражнение “Танец с платками” Упражнение “Танцевальный квартет” Игра “Слепой танец” Упражнение “ Перекрестные шаги и прыжки” Упражнение “Брюшное дыхание” Подведение итогов. |
“Полет птицы” | Оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга. | Чтение сказки. Упражнение “Замок” Упражнение “Перекрестные шаги” Упражнение “Зеркальное рисование” Упражнение “Буратино” Упражнение “Волна” Рисование. Подведение итогов. |
“Путешествие в прошлое” | Оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля, активизация головного мозга. | Отгадывание загадок. Упражнение “Вращение шеи” Упражнение “Лес” Упражнение “Слон” Упражнение “Кнопки космоса” Игра “Самый стойкий гном” Упражнение “Зайка прячется под сосной”. Игра “Морские волны” Упражнение “Танец” Рисование. Подведение итогов |
Список литературы
1. Адаптационная программа для детей подросткового возраста к новым условиям обучения, Шапавалова В.Г. https://urok.1sept.ru/articles/500553/
2. Чупаха И.В., Пужаева И.Ю., Соколова И.Ю. Здоровосберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. -М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.
3. Мэрили Зденек. Развитие правого полушария: Углубленная программа высвобождения силы вашего воображения, 2004., - 352 с.
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996., 208 с., ил.
5. Лопухина И. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. -СПб.: Дельта, 1997, - 256 с., ил.