Методическая разработка урока "Богатырская тема в музыке и живописи"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель урока: Показать как музыка и живопись разными путями идут к созданию богатырских и героических образов.

Задачи: Воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

Музыкальный материал: фильм – опера “Князь Игорь” на DVD диске, А.Бородин “Богатырская симфония” (фрагмент), “Храни огонь” муз. В. Плешака, песня – былина “Про Добрыню”, А.Бородин “Улетай на крыльях ветра” (фонограмма).

Дополнительный материал: репродукции картин: “Богатыри” В.Васнецов, “Баян” В. Васнецов,“Стрелы неба – копья земли ” К. Рерих, “После побоища Игоря Святославовича с половцами” В. Васнецов, “Князь Игорь” И. Глазунов, “Ярославна” И. Глазунов, портрет А.Бородина И.Репин, фото монастыря в Ярославле, фото Д.Лихачёва, свирели.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организация урока.

Музыкальное приветствие: “Здравствуйте ребята”

Учитель напоминает, что за каждый правильный ответ учащийся будет получать “квадратик”, два “квадратика” – 4, три – 5.

2. Слушание музыки.

Повторение материала предыдущего урока.

Звучит “Богатырская симфония”

Кто автор музыки? (Александр Порфирьевич Бородин.)

Какая музыка? (Эпическая, суровая, это герой невиданной силы и мощи – богатырь.)

Какая картина созвучна данному музыкальному произведению? (“Богатыри” В.Васнецова.)

На экране изображение репродукции с картины “Богатыри” В.Васнецова.

– Назовите имена богатырей, изображённых на картине?

Истории об их жизни и подвигах разносили из края в край сказители – баяны.

На экране изображение репродукции с картины “Баян” В.Васнецова.

Анализ сюжета и изображения. (Баян поёт о старине, о героях и памятных битвах, о стойкости духа, о победах и испытаниях.)

Об одном из богатырей мы знаем песню, исполним её.

3. Исполнение песни.

“Про Добрыню”. Исполнение a cappella.

4. Промежуточная оценка ответов учащихся.

Учитель называет фамилии учащихся, получивших оценки.

5. Знакомство с новым материалом.

Бородин создал немного произведений. Почему? (Учёный, некогда.)

Кроме “Богатырской” симфонии , одновременно с ней, создавал единственную оперу “Князь Игорь”.

Кто-нибудь знает кто такой князь Игорь? Чем он знаменит?

А чем вообще занимаются князья? (Защищают свою землю.)

Члены “Могучей кучки”, являясь продолжателями традиций (кого?) Глинки, считали оперу наиболее доступным из крупных жанров музыки.

Ставили перед собой цель писать музыку о России и её героях. Бородин решил написать эпическую оперу в стиле “Руслана”.

Стасов предложил ему в качестве сюжета памятник древнерусской литературы, летопись “Слово о полку Игореве”.

На экране фотография монастыря в Ярославле.

Здесь находится музей “Слово о полку Игореве”.

В летописи повествуется о походе князя Игоря Новгород Северского на половцев

На экране репродукция картины “Стрелы неба – копья земли” К.Рерих.

Анализ изображения: цветовая гамма, герои, настроение.

Вот как описывал эти времена петербургский учёный Д.Лихачёв.

На фоне картины учитель читает:

“Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, поросшая буйной травой дикая степь…Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идёт на сёла и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом. Мехами, тканями, оружием. Степняки объединены… воюя, они движутся всем народом. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси – половцы”.

Из тщеславия Игорь захотел добиться победы без помощи соседей, других князей и, нарушив договорённость, один отправился в поход.

Перед выходом войска из города произошло солнечное затмение-предвестник неудачи, но Игорь не отказался от похода, потерпел поражение и попал в плен.

С утра до вечера
Летят стрелы калёные,
Гремят о шеломы
Сабли тяжёлые,
Трещат копья черносверкающие.
День бились,
Бьются другой
В поле неведомом
Среди половецких земель.
Чёрная земля под копытами
Черепами засеяна,
Кровью полита –
Беда взошла на Русской земле.
(Н.Гончаров)

На экране репродукция картины “После побоища Игоря Святославовича” В.Васнецова.

Анализ сюжета и изображения.

Приступив к сочинению оперы, он изучил огромный исторический и этнографический материал эпохи. Чтобы глубже проникнуться духом старины – Бородин побывал в окрестностях Путивля. Стремясь к достоверному воссозданию звукового пространства, собирал мелодии у потомков древних половцев. Степные половцы давно исчезли, память о них становилась всё более смутной, и Бородин при помощи венгерского учёного – этнографа Пала Гунфальви изучил напевы потомков половцев, до сих пор живущих в нескольких селениях Венгрии. Но не использовал подлинных народных песен, все мелодии сочинил сам. Большую помощь оказал ему В.Стасов – крупнейший знаток русской истории и древней литературы. Где он работал? (В публичной библиотеке.)

Текст и музыка писались одновременно самим Бородиным в течение 18 лет, но опера так и не была завершена. Почему? (учёный, много работал, занят в академии). Уже после его смерти её закончили Римский-Корсаков и Глазунов, слышавшие её в фортепианном исполнении Бородина и по его наброскам. Глазунов восстановил по памяти увертюру. Этим благородным русским художникам человечество обязано тем, что одна из жемчужин мирового оперного искусства предстала на сцене оперного театра. Как вы думаете какого? (Премьера состоялась в 1890г. в Мариинском театре в Петербурге.)

6. Творческая работа по созданию арии.

На экране репродукция картины “Князь Игорь” И.Глазунова.

Сегодня мы поговорим о главном герое – князе Игоре. – Что вы видите на картине? Лицо объёмное или плоское? Где встречаются такие изображения? (На иконах). Контрасты цвета (красный, чёрный, золотой). Стяги с Богоматерью. Она их охраняет. Красный плащ как кровь. Пики воинов.

Что является главной характеристикой героя в опере? (Ария.) Кем Бородин был по профессии? (Учёный – химик, не композитор.) Давайте вместе с ним сочиним арию для главного героя. Представим себя на месте Бородина.

– На чей опыт и традиции он мог опираться? (М.И. Глинки.)
– В какой форме обычно пишется ария? (А В А)
– Зачем А повторяется? (Подчеркнуть главную мысль.)
– А если она развёрнутая? (С речитативом и заключением.) У нас Игорь главный герой, возьмём этот вариант.
– Что герой выражает в арии? (Свои главные мысли.)

Представим себя на месте Игоря. Итак, он в плену. Издали доносится песня пленных девушек “Улетай на крыльях ветра”. Исполним её.

Исполнение на свирелях “Улетай на крыльях ветра”.

На доске: речитатив А В А заключение

– Когда он может найти время уединиться, обдумать наедине с самим собой всё что с ним произошло?
– О чём он вспоминает? О поражении (подпись под речитатив – вечер, воспоминание).
– Какая музыка подойдёт? Медленная ….
– Он может что-то изменить?
– Он хочет действовать?

А – О чём его главная мысль? Что ему необходимо, чтобы исправить свои ошибки, помочь своему народу? СВОБОДА (Подпись под А – свобода.)

– Какого характера будет музыка? (Героическая…..)

В – Но он же не только полководец, но и просто живой человек.

– О ком он вспоминает? Кто его поймёт и простит? Семья, жена. (Подпись под В – жена.)

На экране репродукция картины “ Ярославна” И.Глазунова.

А – И после этого (показ на формулу А В А) опять повтор части А. Почему? Чтобы подчеркнуть главную мысль.

Но, оглядываясь вокруг, он видит что? Ночь, плен…

– Что он чувствует? Бессилье, пока он ничего сделать не может. Ему тяжело (подпись на доске под заключением).

Вот такая ария у нас получилась.

– А какому голосу поручим её исполнять? Баритону. (Ещё не старик, воин.)

Теперь давайте послушаем какую арию сочинил для Игоря А. Бородин.

Просмотр фрагмента фильма – оперы “Князь Игорь.

– Вам понравилось? Наше мнение и Бородина совпало?

7. Промежуточная оценка ответов учащихся.

8. Разучивание песни.

Давайте и мы разучим песню о Родине и её защите.

Показ учителем песни “Храни огонь” В.Плешака. Анализ содержания, характера мелодии (напевная) настроения. Вокально-хоровая работа (чистота интонации, скачки, кантилена, дыхание). Исполнение выученного материала стоя.

9. Итог урока.

– Почему мы переживаем за князя Игоря? Почему принимаются близко к сердцу события, вроде бы отстранённые от нас временем?

Дела давно минувших дней и события нашей современной истории имеют много общего. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря родился в русском музыкальном и изобразительном искусстве как образ могучего защитника Родины. В одном ряду стоят имена художников В.Васнецова, И.Глазунова и композитора А.П.Бородина, воплотивших в своём творчестве образы богатырей.

Портрет Бородина и репродукции картин.

И раньше и теперь нашей стране нужны защитники. Раньше это были богатыри и князья, теперь это наши солдаты, наша доблестная армия. Нам хочется быть похожими на богатырей, быть наследниками их славы, продолжать их дело.

Выставление оценок в журнал и дневники. Благодарю за работу на уроке.

Финальный слайд.

Приложение 2