Графики функций и уравнений

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

Образовательный аспект:

  • актуализация и обобщение знаний по теме
    “Графики элементарных функций и уравнений”,
  • обучение построению графиков сложных функций, проверка усвоение темы с помощью теста.

Развивающий аспект: развитие познавательных процессов учащихся (мышление, память, внимание, воображение); развитие способности четко формулировать свои мысли

Воспитательный аспект: приобщение к исследовательской деятельности; воспитание умения преодолевать учебные трудности; воспитание эстетической и графической культуры.

Тип урока: проверка знаний учащихся по теме “Графики функций и уравнений”

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание, мотивация и актуализация.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Повторение.
  5. Систематизация знаний, применение знаний и умений.
  6. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
  7. Рефлексия. Информация о домашнем задании.

Конспект урока.

1. Начать урок можно, процитировав китайскую пословицу “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”.

Одна из самых интересных тем математики – это графики и их построение. Однако в школьной программе построению графиков, особенно графиков уравнений, уделяется недостаточно времени. Поэтому на вступительных и выпускных экзаменах школьники тратят много времени на выполнение заданий, связанных с графической интерпретацией. Они не умеют применить графическую иллюстрацию для решения уравнений, неравенств и систем, которые решаются очень просто, если ученик владеет графической культурой.

Целью нашего урока является актуализация и обобщение ваших знаний по теме " Графики функций и уравнений", а также умение применять графическую интерпретацию для решения некоторого вида задач.

В начале урока проверим домашнюю работу.

Вы должны были построить графики функций y = sinx + x . Производя алгебраические действия над ординатами построенных графиков, соответствующих одному и тому же значению аргумента, получаем график заданной функции.

Посмотрим построение графика функции y = sinx + x в компьютерной интерпретации.

Строим в одной системе координат графики функций y = sinx и y = x.


Рис. 1

Находим для х = 1 значение первой функции, затем второй функции, а потом их складываем и получаем точку искомого графика. Посмотрим это для одной абсциссы.


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4

Посмотрим это ещё для одной абсциссы.


Рис. 5

Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8

Соединяя полученные точки, видим исходный график.


Рис. 9

Проверьте график функции y = sinx*x, который получается уже умножением соответствующих ординат. Надеюсь, что вы заметили нечетность первой функции и чётность второй, что позволяет строить только часть графика при x ≥ 0, а затем отразить симметрично относительно оси oy.


Рис. 10

Посмотрим ещё один пример построения графика у = 1/sinx.

График данной функции легко строится делением единицы на ординату функции у = sinx.


Рис. 11

Следующий этап нашего урока – повторение. Проведём его в виде компьютерного теста (Приложение 1). Вашему вниманию представлено 10 вопросов. На каждый вопрос 4 ответа. Выберите правильный ответ. Поставьте полученную оценку в карточку. Поработайте над теми вопросами, где вы ошиблись.

Следующий этап нашего урока – проверка знаний. Два вида следующих заданий связаны с одним и тем же вопросом "Геометрический смысл системы алгебраических неравенств"

В первом случае вам представлено задание с готовыми чертежами (Приложение 2). Нужно указать какое множество точек плоскости соответствует следующим трём системам. В пустые клеточки под системами поставьте номер соответствующего рисунка. Компьютер выдал вам оценку. Поставьте её в свою карточку.


Рис. 12

И наконец, задание творческого характера. Открываем тест, в котором 11 систем. Каждая система оценена своим количеством баллов. Чем выше балл, тем сложнее задание. Задача проста. Набрать в оставшееся время как можно больше баллов. Выберите те системы, которые вам по силам. Работать переходите к компьютерам. Полученные баллы поставьте в свои зачётные карточки.


Рис. 13

Посмотрите, какие рисунки вы должны получить в порядке нумерации систем.



Рис. 14

Пора подвести итоги нашего урока. Если вы набрали 15 баллов, то вы получаете "отлично", если 12х<15 получаете "хорошо", если 9х<12 оценка "удовлетворительно", если <9 баллов, то оценка "неудовлетворительно".

Сегодня на уроке вы проверили ваши знания по одной из важнейших тем "Графики функций и уравнений", применили эти знания для решения ряда задач. Пусть не все получили отличные оценки, главное, что вы унесли с урока новые знания, увидели свои ошибки. Спасибо за урок.

Примечание к прикреплённым файлам:

  • Для учителя – презентация к уроку
  • Для учащихся – проверка знаний

Литература.

  1. Райхместр Р.Б. Графики функций "школа Абитуриента, Школа– Пресс 1997 г. Москва.
  2. Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра 7–8, Тесты Мнемозина Москва 2004 г.
  3. Алимов Ш.А. Алгебра для 8 класса:Учебное пособие-М.Просвещение 1992–1997 г.