Сценарий новогоднего бала-викторины "Волшебные куранты". 5–6-е классы

Разделы: Внеклассная работа


Действующие лица (все в маскарадных костюмах):

  1. Снежинки (6 человек).
  2. Снеговик.
  3. Ёлочка.
  4. Баба-Яга.
  5. Леший.
  6. Дикий кот Матвей.
  7. Кощей Бессмертный.
  8. Дед мороз.
  9. Снегурочка.
  10. 2 команды по 4 человека.
  11. Зрители, участники маскарада (в костюмах сказочных героев).

Картина 1

Занавес открывается. Оформление: красочные сочные голубые и бежевые рисунки снежинок на сказочных деревьях.

Песня “Новогодний ветер”. Танец снежинок.

1 снежинка:

- Сегодня, в Новогодний вечер,
Когда сбываются мечты,
Снежинки рады этой встрече
В стране чудес и красоты!

2 снежинка:

Пусть вьюга кружит над дорогой,
Пугает, воет в трудный час,
Вам - наша дружба и подмога!
И этот дивный мир для вас!

3 снежинка:

Не слышно птиц, а это значит,
Крепчает, близко Дед Мороз!
Но кто же на тропинке плачет
Среди заснеженных берёз?

Удивлённые, они “разлетаются” и исчезают.

Картина 2

Оформление: сказочный лес, заснеженные деревца.

Доносится плач Снеговика. Он выходит на тропинку и сквозь слёзы произносит (обращаясь к ребятам):

- Друзья, приветствую! Узнали?!

Я –  Снеговик. Беда зовёт!
Часы волшебные украли,
Без них не встретить Новый год!
Осталось ждать совсем недолго,
Чтоб стрелки встретились для нас
И грохотали без умолку
О Новом счастье каждый час!

- Здравствуйте, дорогие ребята! Вот вы меня вылепили, старались. Молодцы! Я стал служить Деду Морозу: он назначил меня волшебные куранты охранять. Каждый Новый год эти в часы грохотали на весь сказочный лес о его наступлении ровно в 12 часов и 12 раз. И все хорошие и полезные желания, загаданные под Новый год добрыми людьми, исполнялись непременно каждый час. Но злые и нечистые силы позавидовали добрым сказочным героям и людям, потому что ненавидят всё интересное, новое и счастливое. Они украли волшебные куранты, чтобы Новый год не наступил, а значит, и чудеса новые не свершились. Что делать? Один я не справлюсь с нечистой силой! Ведь она будет всякие испытания и задания предлагать, а я лишь недавно на свет народился, ещё не научился многому! Помогите мне!

Давайте объединимся в 2 команды: одной командой не обойтись - хитра и прозорлива нечисть! Да и между собой посоревнуетесь: какая команда лучше справится с трудностями сказочной викторины, той и особая честь в этот Новый год!

Чтобы команды собрать, я загадаю сейчас загадки. Кто подымает руку первым и даёт правильный ответ, тот и зачисляется в игру.

(С помощью загадок, которые подбирает учитель-ведущий, отбираются по 4 человека в каждую команду).

Снеговик: Молодцы! Вот у нас теперь есть две команды! А что это за песенка доносится…

Звучит “Песня о ёлочке”, появляется Ёлочка, танцует.

Картина 3

Снеговик: Ёлочка, ёлочка! Какая ты весёлая!

Ёлочка: А чего грустить?! Ведь Новый год скоро!

Снеговик: Часы-то волшебные украли! Новый год не наступит, и желания новые не сбудутся!

Ёлочка грустит, охает: Ой, и меня никто не увидит! Хоровода вокруг меня не будет!

Снеговик: Мне ребята помогут в погоне за нечистой силой, справятся с любыми трудностями!

Ёлочка (обращаясь) к ребятам: А мне с вами можно в путь отправиться?!

- Можно!

Снеговик: Что ж, вдвоём веселее. В путь!

Уходят по тропинке в снежную даль.

Картина 4

Оформление: избушка Бабы-Яги в сказочном тёмном лесу.

Звучит “Песня Бабы- Яги” (из к\ф “Новогодние приключения Маши и Вити”).

Танец Бабы-Яги.

Баба-Яга: Здравствуйте! Мороз что ли прислал?!?

Ёлочка: Украла нечисть у Мороза куранты волшебные! Вот мы и хотели узнать, не у тебя ли они?!

Баба-Яга: Какие куранты? Ах, волшебные! Ах, украли! Ну и поделом вам! Не будете исполнять всякие хорошие желания! Толку-то от них! Одни убытки! Исполнили уже однажды одно желание, чтобы сказочные добрые герои меня, бабушку Ягу за версту обходили да дружбу со мной не водили. С тех пор скучно мне, тошно мне! А так, бывало, то Иван -царевич в лес пожалует, посидим, поговорим о том-о сём… То Алёнушка навестит…

Снеговик: Ты сама виновата, Яга! Пугаешь всех, злишься, в печь толкаешь…

Баба-яга: Да в какую печь-то! Давно уж “молчит-то” печь моя! Нет в доме тепла в мороз!

Ёлочка: А давай, Яга, мы тебе поможем, а ты нам дорогу в Кощеево царство укажешь! Ведь часы, скорее всего, уже у него?!

Баба-яга: А чем вы мне помочь-то сможете?! Сами чуть ли не вчера на свет народились!

Снеговик: А мы тебе загадки про печь придумаем. Глядишь, она и вновь “оживёт”! Ведь под Новый год всегда чудеса случаются! А ты, верно, мало ей внимания уделяла – она и обиделась!

Ёлочка: Итак, ребята! Вот вам первое задание: придумайте свои загадки про печку-волшебницу. За каждую загадку - по 1 баллу. А зрители, которые тоже придумают загадки, получат призы! Время на всё задание- 5 минут! Время пошло!

Оценивание загадок, выставление баллов.

Снеговик: Но и это ещё не всё! Сделаем ещё одно доброе дело для Бабы-яги: назовите сказки, в которых участвовала печка. За каждую сказку - 1 балл.

Мгновенные ответы, оценивание. Участвуют и “зрители”.

Примерные ответы:

Сказок с этой “героиней” достаточно много, во многих она – лишь эпизод, но весомый. Это и “Гуси-лебеди”, и “По щучьему велению”, и “Баба-Яга”, и музыкальная сказка “Новогодние приключения Маши и Вити”, где печка поёт:

Испекла я пирогов
Для друзей – не для врагов,
А вокруг совсем ни человечка.
Дверцу, путник, приоткрой,
Пирожок попробуй мой,
И тебе “Спасибо!” - скажет печка!

и другие сказки…

Загадки о печке

От Яги спасёт Ивашку,
И Алёнку – от врагов.
Угостит героев кашкой,
Испечёт им пирогов.

Без неё избе – холод,
А утробе – голод.

Баба-яга: Пойду гляну, “заработала” ли печь-то?! (Уходит за кулисы и кричит: “Ура! “Работает!”). Выходит из-за кулис:

- Ну, теперь и пирожков отведаем! Спасибо вам!

Снеговик: Некогда нам, бабушка! В другой раз! Видишь, как хорошо добрые желания исполнять! А другие люди тоже много чего пожелали… Как же нам в царство Кощея пройти?

Баба-Яга, указывая дорогу: Вот туда ступайте! С Богом! Приходите после на чай-то! Это моё новогоднее желание!

Ёлочка: Хорошее желание! Обязательно зайдём! Спасибо за приглашение!

Уходят по тропинке.

Картина 5

Оформление: сказочный лес. Звучит “Песня Лешего” (из к\ф “Новогодние приключения Маши и Вити”).

Танец Лешего.

Леший: Вот вы и попались! Прямо ко мне в лапы!

Ёлочка: Что ж тебя, Леший, разбудило?! Ты же должен спать в своей норе зимой, а весной просыпаться!

Леший: Не тут-то было! Разбудил меня Мороз Красный Нос. Как давай щипаться! Вот я и решил ему отомстить: помог куранты волшебные украсть и Кощею отнести!

Снеговик: А дальше что будешь делать?! Ну, украл! Ну, не наступит новый год! Так и замёрзнешь в лесу! Эх ты, глупый! Надо было попросить Деда Мороза о помощи, а не вредить ему!

Леший чешет затылок: Да уж! Я и не подумал про “потом”. Но всё равно, за “просто так” не пущу!

Ёлочка: А “за что” пустишь? “За что” дорогу в царство Кощея укажешь?

Леший: А пусть ребята ваши выполнят следующее задание: отгадают, какие слова зашифрованы, герои каких это сказок, кто эти сказки написал?!. Вы же знаете, что я люблю всех путать, с пути сбивать.

Поличлион, Ратибуно, Силиваса, БОлокок, Рашбучеак, МОводюкайч.

Командам раздаются карточки с этим заданием. Время выполнения - 3 минуты. За каждый полный правильный ответ - 1 балл. Если с каким-то словом какая-либо команда не справляется, зрители (за приз) могут помочь. Баллы тогда присуждаются этой “не справившейся” команде.

Посмотрю я, какие вы умные и “сказочные”! Стоит ли вас в сказочные чертоги пускать?!

Ответы:

Чиполлино (Джанни Родари, “Приключения Чиполлино”).

Буратино (Алексей Толстой, “Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Василиса (“Василиса Прекрасная”, русская народная сказка).

Колобок (“Колобок”, русская народная сказка).

Чебурашка (“Чебурашка”, Эдуард Успенский).

Дюймовочка (“Дюймовочка”, Г.Х. Андерсен).

Леший: Ну что ж, сумели-таки выбраться из моих пут! Ступайте же дальше! (Указывает направление). Да смотрите про меня не забудьте: извинитесь перед Морозом и попросите, пожалуйста, тёплую избушку!)

Ёлочка: Хорошо, Леший! Выполним это доброе желание!

Уходят.

Картина 5

Оформление: сказочный лес. Звучит “Песня дикого кота” (из к\ф “Новогодние приключения Маши и Вити”).

Танец кота Матвея.

Кот Матвей: Ишь, кто пожаловал?! Сами с усами?! Небось, за часами?! Мяу!

Ёлочка: Здравствуй, котик! Открой нам тайну: куда дальше идти, чтобы к Кощею попасть?! Ведь куранты, сказывают, уже у него!

Кот Матвей: Сказывают сказки, а указывают простаки! А я не простак! Не отвечу, не покажу ! Всем Новый год испорчу! Выгнал меня однажды хозяин злой под Новый год – с тех пор душа не на месте: холодно, голодно, злиться - и то грустно! Одичал совсем, озверел я!

Снеговик: А что тебя задобрить может?!

Кот Матвей:

- Я кот, и очень мне стишки нравятся, песенки мурлыкать… Не могли бы вы буриме про сказки сочинить. Тогда - пропущу!

Ёлочка: Итак, задание: сочините буриме на заданные рифмы. По 2 балла за хорошую “песенку” для котика! Зрители-помогайте!

Буриме (фр. bouts-rimes — “рифмованные концы”) — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы.

1.

Сказка – маска

Доброта – красота.

Например,

Как только начинается сказка,

Как чудо, появляется маска.

Не носят маски лишь доброта,

Любовь, да дружба, да красота.

2.

Лес - чудес

Ложь - пройдёшь.

Например,

Полон-полон древний лес

Неожиданных чудес.

Встретишь сказку, а не ложь,

Если по лесу пройдёшь.

3.

Любить – сварить

Испечь – завлечь.

Например,

Будем сказки мы любить,

Будем их из звёзд варить,

На луне их будем печь,

Чтобы чудеса завлечь.

Можно 1 со всеми рифмами -6 баллов сразу.

Оценивание.

Кот Матвей: Что ж, приласкали вы меня, потешили. Ну, ступайте себе туда (показывает направление). Да попросите у Мороза мне новый дом и хозяина нового, доброго, аккуратного сказочника!

Ёлочка: Хорошо! Спасибо тебе, котик! Обязательно сбудется и твоё доброе желание!

Уходят по тропинке в лес.

Картина 6

Оформление: замок Кощея. Звучит “Песня Кощея” (из к\ф “Новогодние приключения Маши и Вити”).

Танец Кощея.

Кощей: Не за курантами ли пожаловали?!

Снеговик: А откуда вам это известно!

Кощей (усмехаясь): Так ведь они же волшебные! Вижу я: загудели они, заскрипели! Были на них стрелки за 20 минут (11.40) до праздника. А как вы задания моей глупой нечисти выполнять стали – с каждым заданием стрелка передвигалась вперёд на 5 минут к цифре 12. Теперь на них 11.55. Да только дальше я вам не дам её сдвинуть! Не бывать Новому году!

Ёлочка: А за что вы ненавидите Новый год?

Кощей (усмехаясь): Так каждый год напоминает мне бой курантов этих, что становлюсь я жутко старым.

Снеговик: Но вы ведь бессмертны?!

Кощей: Я бессмертен, пока плохие дела творятся. А как только исполняются хорошие желания, всё меньше и меньше зла на свете остаётся!

Ёлочка: Так и станьте добрым!

Кощей (усмехаясь): Какой же Кощей добрый?! В какой это сказке вы меня таким помните?!

Ёлочка: Да, но если припомнить, вы и погибаете в каждой сказке от зла!

Кощей: И то верно! (Задумался)

Снеговик: А если вы вернёте куранты, и ваше доброе желание исполнится! Вот, женитесь, наконец-то, на прекрасной девушке, например! Если исправитесь, конечно! Будут у вас и дети замечательные, и внуки! Будет, кому о себе сказки рассказывать!

Кощей задумался: Всё равно, просто так не отдам куранты! Выполните и моё задание! Составьте устный развёрнутый ответ на тему: “Что такое русская народная сказка”. У кого этот ответ научным, интересным и речистым окажется, тому - 5 баллов! Как у вас в школе! Время на подготовку - 7 минут.

Оценивание.

Кощей: Ладно уж! Берите свои часы! Мне они теперь не нужны. Новый год не остановить! Я уже чую дух Деда Мороза! А о том желании, что мне предлагали, не забудьте напомнить Деду Морозу! (“Исчезает”)

Снеговик: Ура! Волшебные куранты вот-вот 12 пробьют! Опять незадача: надо срочно Деда Мороза и Снегурочку позвать! Они-то желания помнят и знают, а я забыл!

Ёлочка: Давайте, ребята, их позовём! Но не просто криком! А кто из вас лучший комлимент Деду Морозу и Снегурочке придумает?! 1 минута на задание!

Заслушиваются комплименты, оцениваются.

Звучит “Песня Деда Мороза” (из м\ф “Дед Мороз и лето”).

Появляются Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: С Новым годом!

Снегурочка: С новым счастьем!

Бьют куранты. Стрелка - на 12.00

Дед Мороз: Вот и победили вы нечисть. Молодцы, ребята!

Снегурочка: Спасибо и вам, Ёлочка и Снеговик! Все пожелания нечистой силы мой дедушка исполнит: Баба-Яга будет на печи греться, да Леший по соседству с ней в избушке поселится. Часто они вместе собираться станут да сказки друг другу про себя рассказывать. В сказках они будут добрыми и полезными героям. Кот Матвей найдёт себе нового хозяина и новый дом, прекратит на дорогах лесных народ обижать. А Кощей Бессмертный женится на прекрасной Варваре… Станут они все жить-поживать да добра наживать!

Дед Мороз: И ваши добрые и полезные пожелания, ребята, обязательно исполнятся! А сейчас я хочу одарить наших героев! (Награждение команды-победителя).

Снегурочка: Дедушка! Посмотри, какие ребята нарядные! Как они подготовились к нашему празднику!

Дед Мороз: Молодцы! Сейчас хоровод вокруг Ёлочки и Снеговика заведём, а кто мне больше понравится, призы получат за лучшие костюмы!

Звучит любая новогодняя песня. В хороводе выбирается лучший костюм, награждение.

Снегурочка: С Новым годом, дорогие ребята и учителя!

Дед Мороз: Всех вам благ!

Роль учителя: направлять ребят, помогать в объяснении заданий, следить за дисциплиной. Желательно также быть в новогоднем костюм, например, Златовласки или Белоснежки.