Цель:
- познакомить детей миром звуков;
- активизировать слуховую деятельность детей;
- развивать творческую фантазию и воображение детей.
Задачи:
- Учить детей вслушиваться в звуковые интонации, давать им словесные характеристики;
- Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи;
- Развивать творческий потенциал детей.
Материал:
- Запись произведения С.Прокофьева "Утро"
- Картинки с изображением траектории звука
- Музыкальные инструменты
- Шумовые инструменты (расчески, коробочки, горох)
- Музыкально-дидактические игры "Краска", "Высоко-низко", "Угадай, на чем играю"
Словарная работа: голосовые связки, тембр.
Ход занятия
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный день! К нам пришли гости, и я надеюсь, что вы мне поможете провести увлекательное занятие! Не боитесь? Поможете мне? Тогда в путь.
Ребята, а как вы думаете, где живут звуки?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно, звуки окружают нас везде. В комнате, на улице, в лесу, в горах. А в лесу, какой звук снами играет в прятки?
Ответы детей.
Вот и сейчас нас окружает очень много звуков, нужно только прислушаться.
Звук живет в любом предмете,
Сколько их смотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри!
Ребята, вот и сейчас звук-озорник от нас спрятался, где же он, давайте его поищем.
ИГРА "НАЙДИ ЗВУК" (часы, радио, дети и т.д.)
Музыкальный руководитель: Вот видите, вроде мы сидели в тишине, а оказывается, звуков вокруг нас было много.
Если звуки складываются в цепочку, то у нас получаются слова, у поэта - стихи, у композитора - мелодии.
Сейчас я поймаю несколько звуков в нашу волшебную шкатулку, и у нас получится с вами замечательная мелодия.
(Музыкальный руководитель "ловит" звуки, складывает их в шкатулку)
Слушание произведения С.Прокофьева "Утро"
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какую музыкальную картинку нарисовал нам композитор.
Ответы детей.
Какое настроение у этой пьесы? Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
(Музыкальный руководитель раздает детям раздаточный материал музыкально-дидактической игры "Краска")
Музыкальный руководитель: Если бы вы были художниками, каким цветом вы бы нарисовали эту музыку?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А хотите узнать, как называется это произведение?
ЗАГАДКА:
Над рекой заря встает
На дворе петух поет
Умываются котята
Просыпаются ребята. (утро)
Музыкальный руководитель: А теперь опять возьмем нашу волшебную шкатулку. Ой, там все звуки перемешались, и из них получились слова.
Послушайте, какое из этих слов получилось замечательное стихотворение. Написал его С.Есенин.
(музыкальный руководитель читает стихотворение на фоне музыки)
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Дети высказываются по поводу услышанного.
Музыкальный руководитель: Музыку и стихотворение объединяет возвышенное настроение.
Ну а теперь давайте дальше отправимся на поиски звука- озорника.
(дети строятся в кругу)
Физминутка
На плечах рюкзак тяжелый,
Но турист не унывал:
Музыкант - турист веселый
Шел и песню сочинял.
Все смеялось, улыбалось:
Солнце, небо и земля:
У туриста получалось:
Тра-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
Наш турист руками трогал
Золотые облака,
И была ему дорога
Удивительно легка.
Все смеялось, улыбалось:
Солнце, небо и земля:
У туриста получалось:
Тра-ля-ля, ля-ля-ля-ля!
Дыхательные упражнения "Надуй шар", "Заморозь"
Пение песни по программе
Музыкальный руководитель: Итак, мы с вами выяснили, звук живет в комнате, на природе, на улице. А кто мне скажет, Гед звук живет в человеке?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно в горле, а точнее в голосовых связках.
Музыкальный опыт "Откуда берется голос?"
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.
Ход опыта: Педагог предлагает детям сказать слово громко и тихо. Откуда выходили громкие звуки? (Из горла). Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).
Музыкальный руководитель: Итак, мы нашли все места, где прячется звук - шутник. Наши музыкальные инструменты тоже имеют свой голос, который называется тембр. Одни поют очень высоко. Кто мне скажет какие?
Ответы детей: флейта, скрипка.
Музыкальный руководитель: другие поют только низко. Фортепиано поет по-разному и высоко (показ) и низко (показ).
- Музыкально-дидактическая игра "Высоко-низко".
- Музыкально-дидактическая игра "Угадай, на чем играю".
Музыкальный руководитель: Ребята, а как вы думаете, может звук прятаться в расческе?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем извлечь звук из разных предметов (расчески, связки ключей, палочки)
Оркестр-импровизация "А я по лугу"
Музыкальный руководитель: Ребята, а если бы звук мог рисовать, как вы думаете, как бы был изображен вальс? (музыкальный руководитель показывает три картинки. На первой изображена спираль, на второй - зигзаг, на третьей - волнистая линия).
Музыкальный руководитель: Попробуйте, покружитесь под музыку, ваши движения напоминают какую картинку? (1)
Музыкальный руководитель: Какой жанр в музыке изображает вторая картинка? Вот вам музыкальная подсказка (звучит марш). Попробуйте маршировать. (2)
Музыкальный руководитель: Ну а третья картинка это изображение третьего жанра в музыки. Какого?
Музыкальный руководитель: Правильно, песня.(3)
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие по волшебной стране мира звуков, мы теперь знаем, что звуки живут в комнате, на улице, на природе, у нас в голосовых связках, и даже в самых необычных предметах - звук живет везде, только нужно прислушаться. До новой встречи. Спасибо, что помогли провести столь увлекательное занятие.