Цели урока:
- познакомить детей со звуками [л],[л'], буквами Лл;
- учить слышать звуки [л] ,[л'] в словах, различать эти звуки;
- учить обозначать звуки [л],[л'] буквой Л, читать слова с буквой Л;
- познакомить с написанием строчной буквы л.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с новыми звуками и буквой;
- уточнить значение слов, научить читать слова с новой буквой;
- научить писать строчную букву л.
Развивающая:
- развивать фонематический слух, внимание , речь;
- развивать логическое мышление;
- обогащение словаря.
Воспитыаающая:
- воспитывать интерес к чтению;
- любовь к родному языку.
Оборудование: схемы, картинки, таблицы, презентация.
Тип урока: интегрированный.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем -
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников веселых.
- Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в страну БУКВОЛАНДИЯ.
Кто хочет продолжить путешествие? Поднимите руки. Замечательно. Есть несколько условий: в нашем путешествии все должны быть внимательными, любознательными, дружными. С места не выкрикивать и других не перебивать.
Постановка цели урока.
1. Загадки о животных.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответ: Белка.Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ: Леопард.Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - ...
Ответ: Лев.Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Ответ: Лось.Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
Ответ: Лягушка.
- Что интересного вы заметили в словах-отгадках?
Игра на внимание.
Приготовили сигнальные карточки. Еще раз вспомним слова отгадки и покажем карточку какой звук вы слышите [л], [л']?
Белка, леопард, лев, лось, лягушка.
-Назовите слова, в которых встречаются эти звуки.
- Кто уже догадался какая тема сегодняшнего урока? (Звуки согласные [л],[л'] )
Буквой "эль" обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [л],[л'].
(На доске появляется таблицей с буквой Лл.) Показ буквы, как она печатается. На что похожа эта буква?
Для чего нужна большая буква Л? (писать имена, клички животных, названия городов и первое слово в предложении)
Физкультминутка.
Буквой Л-расставим ноги,
Словно в пляске руки в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Откройте тетради для печатания и напечатайте 5 раз большую букву и 5 раз маленькую букву.
Послушайте еще одну загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
Ответ: Лиса
- Так вот Лисичка-Лизавета приглашает нас на страничку букваря. (стр. 37)
Работа с букварем.
1. Рассматривание иллюстрации.
- К какой сказке она нарисована? (русская народная сказка "Лисичка-сестричка и серый волк")
2. Прослушивание отрывка из сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"
Жили -были дед и баба. Дед говорит бабе: "Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой".
Наловил дед рыбы и везет домой целый воз.
Вот едет он и видит : лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, пошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
- Вот будет подарок жене!- сказал дед, взял лисичку положил на воз, а сам пошел впереди:
- Кто может продолжить сказку дальше?
_ В каких еще русских народных сказках встречается Лиса? ("Теремок", "Колобок", "Кот, Лиса и Петух", "Лиса и Журавль" и т.д.)
- А сейчас сделаем фонетический разбор слова ЛИСА.
Сколько слогов?
Сколько звуков в 1 слоге?
Сколько звуков во 2 слоге?
Дадим характеристику каждому слогу. (Работа в тетрадях для печатания) Один ученик у доски.
Составим предложение со словом ЛИСА.
Работа в прописях.
- Знакомство с алгоритмом написания буквы "эль".
Мы познакомились с печатной буквой, а кто умеет писать прописную букву? Хотите научиться?
(ИКТ - показ прописной буквы "эль" слайд №15 )
Алгоритм написания буквы "эль":
Кладем качалочку, секрет, по секрету вниз, наклонная прямая, качалочка, крючок до середины. (Проговаривание алгоритма , письмо в воздухе). (Обращается внимание на посадку, наклон тетради, положение ручки в руке)
Прописывание буквы л
Работа в букваре.
а) словарная работа
Лукошко- что означает это слово? Деление слова на слоги, постановка ударения, определение твердости или мягкости согласного звука[л],[л'].
Лапоть - раньше люди плели из лыка или берёсты, это крестьянская обувь, которая охватывает ступню. (Показ настоящего лаптя, который нашли при раскопках на Манежной площади)
б) чтение слов в столбиках.
- Прочитайте слова третьего столбика. Какое из них лишнее?
(Алла - т.к. начинается с А; Эмма - т.к. в этом слове две буквы "м")
_Почему эти слова написаны с большой буквы? (Это имена )
-Найдите в столбиках слов еще имена, прочитайте их. Что общего в этих словах? (Два слога)
- Прочитайте слова предпоследнего столбика. Что общего в этих словах? (Есть одинаковая часть "ЛОМ")
VIII. Физкультминутка.
Раз-подняться, потянуться
Два-согнутся, разогнуться.
Три-, четыре - руки шире
Пять руками помахать.
Шесть за парту сесть опять.
Семь-восемь - лень отбросим.
IX Работа в букваре. Работа с текстом (У Романа ара:)
а) чтение текста
- сколько в тексте предложений?
- Кто знает что означает слово АРА? (попугай, даже есть подсказка)
-Каким словом можно заменить рисунок? (веточка)
- Что означает тире перед последним предложением? (Чья-то речь, чье-то высказывание)
-Выберите предложение которое подходит данной схеме. (У Романа ара.)
- Какие знаки стоят в конце предложений?
- Какой знак стоит в конце последнего предложения?
-Как мы его должны прочитать?
б) сравнение предложений (Мало'! Ма'ло!)
в) чтение слов с заменой букв "эр" на "эль, "эль "" на "эр". Работ в парах.
г) работа с пословицей " ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА"
X. Составление слов.
- Запомните слова со звуками [л],[л] Хорошо читающие дети читаю стихи. (Артисты на сцене читают громко, выразительно.)
Отрывок из сказки К.Чуковского
"А слониха - щеголиха
Так отплясывала лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала:" (Тараканище)
Лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Слон.
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон-
Он слонихе шлёт поклон.
XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали? Какое открытие сделали для себя? В конвертах у вас лежат карточки настроения. Найдите ту карточку, которая определят ваше настроение после сегодняшнего урока.