Опорные конспекты на уроках физики

Разделы: Физика


Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Применяя те или иные методы и приёмы активизации, следует учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Ещё К.Д.Ушинский писал: "Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы".

Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это значит, прежде всего, активизировать его мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это значит формировать у них мотивы учения.

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.

Как же обеспечить глубокое понимание материала? Многие педагоги сталкиваются с проблемой включенности в урок всех учащихся. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Решить эту проблему помогут опорные сигналы конспекты. Опорный сигнал по Шаталову - это "ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию". Под опорным конспектом понимается "система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов". Применение опорных конспектов помогает решить следующие задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, повысить мотивацию к предмету;
  • Формировать навыки восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;
  • Развивать умение видеть большую тему в целостном виде;
  • Повышать интерес к изучаемому материалу.

Обучение по опорным конспектам требует активной мыслительной деятельности учащихся. Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных конспектов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. Опорные конспекты не только разнообразят формы проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы, величины для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Наиболее существенными элементами системы опорных конспектов можно обозначить:

  • Блочное модульное построение учебного материала;
  • Мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;
  • Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений;
  • Организация самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоения учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.

В своей работе я применяю опорные конспекты пока только на уроках физики. Для удобства применения опорных конспектов я создала мультимедийную презентацию, навигация по которой осуществляется с помощью гиперссылок. Поэтому на уроке можно найти конспект по любой теме в считанные минуты. Опорный конспект проектируется на экран. Также я раздаю школьникам опорные конспекты на парты. В дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию презентаций с опорными конспектами и использованию их на уроках физики.

Презентация.