Цели урока:
- знакомство с творчеством И. А. Крылова, формирование навыка читательской деятельности.
- развитие навыка выразительного чтения художественного текста.
- воспитание чувства уважения к литературному наследию.
Оборудование: Портреты - И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, маски героев из басен "Зеркало и Обезьяна", "Ворона и Лисица", аудиозапись басни "Ворона и Лисица", название изученных басен.
Ход урока
I. Организация класса на работу.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
1. Психологический настрой
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно.
Слушаем внимательно!
II. Проверка домашнего задания.
1. Беседе о баснописце.
- Ребята, посмотрите на доску и найдите среди этих 3 портретов - Ивана Андреевича Крылова. (на доске портреты - И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой).
- Правильно, молодцы! (Оставляю портрет И. А. Крылова, остальные портреты убираю).
- А что вы можете рассказать об Иване Андреевиче Крылова? (ребята рассказывают факты из биографии)
- Иван Андреевич Крылов - великий русский баснописец. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и назвал его "истинно народным поэтом". Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, хохоча, друг другу и генералы, и солдаты, и простые люди, и даже императоры ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и бедному, и богатому - все они видят себя как в зеркале.
- Закончите предложения - баснописец пишет :. (басни).
- И. А. Крылов был басно:..! Скажите какие вы знаете басни Крылова?(ребята называют изученные раннее басни, а учитель вывешивает карточки с их названием на доску вокруг портрета автора)
- Что такое басня? (небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеивают недостатки, пороки людей, который всегда поучителен, помогает бороться нам со своими недостатками, подсказывает, как должен вести себя человек в этом мире.)
- На какой жанр литературы похожа басня? (на сказку)
- Почему? (животные разговаривают)
- Главные герои басни животные, но под ними подразумеваются, кто? ( люди)
- Что обязательно есть в басне? (мораль)
- Ребята, а что такое мораль? (мораль- это поучительный вывод, поучение; слова, которые нас учат, наставляют).
2. Инсценировка басни "Зеркало и Обезьяна".
- Дома вы выучили и подготовили к инсценированию басню "Зеркало и Обезьяна".
- Пожалуйста, кто желает показать? Есть маски, одевайте. (ребята инсценируют)
- Очень ярко, эмоционально! Молодцы! Спасибо!
- А какова мораль этой басни? (некоторые люди не замечают в себе большие недостатки, но видят в других людях - меньшие).
- Найдите в тексте мораль, как сказал И. А. Крылов. Зачитайте мораль. ("Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?").
- А какая пословица подходит к этой басне? (Других не суди, на себя посмотри)
Физминутка.
- "К нам приехал пароход!" (говорит учитель)
- С чем? (спрашивают ребята)
- С хлопушками! (говорит учитель)
Ребята хлопают.
- " К нам приехал пароход!" (говорит учитель)
- С чем? (спрашивают ребята)
- С топотушками! (говорит учитель)
Ребята топают ногами.
- "К нам приехал пароход!" (говорит учитель)
- С чем? (спрашивают ребята)
- С хохотушками! (говорит учитель)
Ребята хохочат.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова, а её название вы узнаете отгадав загадки:
"Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона)Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
- Верно отгадали! Басня так и называется "Ворона и Лисица"! Мы будем учиться читать её выразительно по ролям и узнаем, какая в этой басни мораль. (учитель вывешивает карточку с названием басни к остальным басням и к портрету Крылова).
1. Первичное восприятие (читает басню учитель)
- Послушайте басню и скажите: "Понравилась ли вам басня?"
Учитель выразительно читает басню!
- Понравилась басня?
- Что запомнилось?
2. Самостоятельное чтение басни учащимися.
- Ребята, прочтите басню теперь самостоятельно. Назовите слова, значение которых вам непонятно.
3. Словарно-лексическая работа.
ЛЕСТЬ - лицемерное, угодливое восхваление;
ЛЬСТЕЦ - льстивый человек.
ГНУСНЫЙ - внушающий отвращение, омерзительный;
ВЗГРОМОЗДИТЬСЯ - взобраться с усилием на что-то высокое;
ПЛЕНИЛ - очаровал, привлек внимание;
ВЕЩУНЬИНА - принадлежащая вещунье;
ЗОБ - у птиц: расширенная часть пищевода.
4. Анализ содержания басни.
- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.
(Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:)
- Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. (Дети читают эти слова).
- Какими качествами обладает Ворона? (глупая, медлительная, доверчивая)
- Какими качествами обладает Лисица? (хитрая, коварная, лживая)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей - Ворона?
(В сказках лисица, как правило, чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека
- Почему И. А. Крылов говорит, что лесть вредна, ведь любому человеку приятно слушать о себе хорошие слова? (Каждый должен знать свои достоинства и недостатки, чтобы не быть обманутым. Приятно, когда о тебе говорят правду.)
- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (читают отрывок)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (она поверила неправде, всем хочется, но возможности у всех разные)
Физ.Минутка.
"Летает - не летает". (Ребята машут руками в том случае, если учитель называет предмет, который летает. Например, учитель перечисляет следующие предметы: стрекоза, ворона, лисица, парта, лебеди, вертолёт, книга и т.д.)
5. Выразительное чтение басни.
- Ребята, характер Вороны и Лисы мы знаем. Попробуйте передать своим чтением хитрость Лисы и глупость Вороны. (Дается время для подготовки). Ребята читают басню по ролям, одевают маски героев.
6. Прослушивание аудиозаписи басни.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать, как читает басню мастер художественного слова. Обратите внимание, как голосом показывает чтец характер Лисы и Вороны.
7. Уяснение морали.
- Ребята, найдите и прочитайте мораль басни. Перечитайте еще раз. О чём предупреждает И. А. Крылов читателей? (что одинаково некрасивы те, кто говорят льстивые речи и те, кто верит эти лживым речам)
8. Итог.
- Итак, наш урок подходит к концу. Верно ли моё высказывание, что мы на уроке читали сказку? (нет, это басня, так как в ней есть мораль; под животными подразумеваются люди)
- Как называется басня?
- Что такое басня? Какова мораль басни? Что осуждает Крылов в басне "Ворона и Лисица"?
- Какими мы не должны быть? (мы не должны льстить и поддаваться льстивым речам)
- Мы сегодня познакомились ещё с одной басней И. А. Крылова "Ворона и Лисица".
- Посмотрите на доску и посчитайте, сколько басен мы с вами уже знаем? (6)
- А кто помнит, сколько всего басен написал И. А. Крылов? (205 басен)
- Вот сколько ещё вы можете прочитать басен!!!
- Басни Ивана Андреевича Крылова читали, читают и будут читать. Порой в этих баснях
мы узнаем самих себя, они помогают нам бороться со своими недостатками и помогают нам узнавать жизнь!
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.
Взять в библиотеке новую басню И.А. Крылова, прочитать её и найти мораль.