Урок-сказка "Бельчонок, лисенок и медвежонок". Образование слов при помощи суффиксов

Разделы: Начальная школа


Цели: уточнение знаний о роли суффиксов в нашем языке, формирование умений образовывать слова с помощью суффикса, разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Словарная работа

- Послушайте загадки. Отгадки запишите в столбик. Поставьте над словами ударение. Какое слово лишнее?

1. Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка).

2. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее ... (лиса)

Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь).

(Лишнее слово “белка” - нет безударной гласной в корне, слово не из словарика).

- Образуйте от этих слов однокоренные слова с суффиксами -онок, запишите их.

  • Белка – бельчонок.
  • Лисица – лисенок.
  • Медведь – медвежонок.

- Разберите слова по составу. Какого возраста звери во втором столбике? (Малыши).

- А какая часть слова придает словам уменьшительное значение?

(Суффиксы – онок, - енок).

II. Наблюдение над смысловым значением слов с суффиксами

- Бельчонок, лисенок и медвежонок – герои нашего сегодняшнего урока.

Они хорошие друзья никогда, не ссорятся, любят играть вместе и обожают придумы- вать интересные игры и вопросы. Любимое место игр – ягодная поляна.

1. Бельчонок осмотрел поляну и говорит: “Друзья, назовите “ягодный” суффикс!” Медвежонок прищурил глазки: “Хм … Это совсем не трудно. На поляне растет черника, брусника и земляника”.

- А вы, ребята, можете назвать суффикс, который помог в образовании слов, называ-ющих ягоды? (Суффикс – ик).

- Назовите другие ягоды, в названии которых есть суффикс – ик. (Ежевика, костяника, клубника).

2. Развеселился медвежонок, катается по траве и напевает:

Травушка – муравушка моя!”

А лисенок спрашивает:

- А какая часть слова делает ласковыми слова в твоей песне?

- Ребята, от каких слов образованы слова травушка и муравушка?

Запишем их:

Трава – травушка
Мурава – муравушка

- Разберите слова по составу.

- Какая часть слова передает ласковое отношение? (Суффикс – ушк).

- Какие еще слова вы знаете с этим суффиксом? (Детушки, ребятушки, козлятушки)

3. – А хочу загадать вам загадку, - сказал медвежонок.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу!
Крышка звонко зазвенела:
- Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

Найдите в тексте загадки однокоренное существительное к слову – отгадке. Разберите по составу оба слова.

Чай – чайник

- Что общего в основах этих однокоренных слов? Чем они отличаются?

- Какая часть основы дает слову чайник свое самостоятельное значение по сравне-нию со словом чай?

4. Расшумелись наши друзья и не заметили, как на поляну выскочил волчище – серый хвостище. Зарычал на малышей:

- Сейчас я кого-нибудь съем!

- Ребята, какое значение придает суффикс – ищ в словах волчище и хвостище?

(Большой,здоровый)

5. А бельчонок достал из корзинки сырок и говорит:

Вот тебе, волк, сырок на один зубок,
Вот пирожок на другой зубок.
Не злись, волчище!
Будь добрей, дружище!

- Сырок, зубок – какое значение придает суффикс – ок этим словам?

(Ласковое, уменьшительное).

Взял волк гостинцы и ушел.

6. А зверята придумали новую игру. Они называли цвет окружающих их предметов.

- Этот лист желтый, - сказал лисенок.

- Нет, желтоватый, - поправил бельчонок.

- Ты, пожалуй, прав, - согласился лисенок.

- А этот цветок красный, - сказал медвежонок.

- Нет, - дружно сказали лисенок и бельчонок, - он красноватый.

- Ребята, когда мы говорим желтоватый, красноватый?

Когда суффикс помог нам показать неполноту цвета, оттенок?

- Запишите слова, разберите их по составу.

III. Чистописание

Наши зверята устали и ушли домой. А мы запишем некоторые суффиксы и слова с ними:

- ушк: бабушка, Аленушка, Иванушка;

- ец: братец, слепец, огурец;

- иц: сестрица, ресница, кашица;

IV. Обобщение

- Расскажите о суффиксе по плану:

1) Что это такое?

2) Где стоит в слове?

3) Для чего служит в нашем языке?

Приведите примеры.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились.