Тип урока: Знакомство с новым материалом
Цель урока:
- Расширить и конкретизировать представление о нашей Родине - России, её природе, городах, о своём городе как части большой страны.
- Познакомить с государственной символикой: дать ученикам начальное представление о понятиях "гимн", " герб", "флаг";
- Воспитывать чувство патриотизма, аккуратность
Оборудование:
- учебник,
- рабочая тетрадь,
- презентация "Наша Родина - Россия",
- кассета с записью гимна России,
- карта Российской Федерации,
- карандаши.
Ход урока
1. Формирование психологического настроя на урок.
- Мы дружные!
- Мы умные!
- Мы прекрасно учимся!
- Всё у нас получится!
2. Объяснение нового материала.
Ученик читает стихотворение
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете -
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья...
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные...
Мы Родиной зовем.
1. Вступительная беседа.
- Как называется наша Родина?
- Тема нашего урока (слайд №1)
- Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.
- Как вы думаете, почему у России столько названий - Отечество, Родина, Матушка?
Ответы детей.
- Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.
- Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное.
- А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас.
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети отвечают.
- "Человек без Родины, что соловей без песни"
- "Одна у человека мать, одна у него и Родина"
- "Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей."
- "Родина - мать, умей за неё постоять"
2. Знакомство с государственными символами.
- У каждого государства на нашей Земле есть свои отличительные признаки: герб, флаг, гимн - это официальные государственные символы, означающие независимость государства.
Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами нашей страны.
- Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства.
Форма герба напоминает щит. Нам груди орла тоже щит.
Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб - это эмблема государства. (Слайд №2)
- Раскрасьте изображение герба у себя в тетради.
- Флаг России показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет! (Слайд №3)
- Раскрасьте флаг в тетради.
- Гимн - это торжественная песня, славящая кого - либо. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.
- Давайте встанем и послушаем гимн нашей страны.
3. Первичное закрепление. Игра "Найди пару" (Слайд №4)
4. Физминутка
Есть в лесу три полочки -
Ели, ёлки, елочки.
Лежат на елях небеса.
5. Новый материал. Продолжение.
- Очень разнообразна природа нашей Родины, разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнём его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всех гостит зима. Эту часть называют Крайним Севером (показать на карте).( Слайд № 5)
- Почему можно сказать, что это холодный район?
- Что надето на человеке?
- Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители делают себе и дома - чумы.
- А на чём люди ездят?
Эти сани называются - нарты. Запрягают в нарты оленей или собак. На них перевозят грузы.
- Вот мы с вами прибыли на Дальний Восток. (показать на карте)
- Кого видим на экране?
- В морях Дальнего востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт на кораблях, а из порта развозят по всей стране. (Слайд №6)
- Дальше мы отправляемся в глубь страны, в тайгу. (показать на карте)
- Кто знает, что такое тайга? (Слайд №7)
- Посмотрите, какие деревья здесь растут?
- Какие животные водятся?
Люди в этих местах занимаются охотой. (Слайд №8)
Путешествуя дальше, мы видим реки, поля, луга, города. (Слайды №9, 10, 11)
- И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как она называется? (показать на карте). Москва - самый большой город в России. (Слайд №12,13)
- В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.
6. Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на стр. 37.(Слайд №14)
7. Беседа о своём родном городе (Слайд № 15, 16)
8. Закрепление и обобщение материала.
Игра "Лото" (Приложение 1)
Вопросы:
1. Как называется государство, в котором мы живём?
2. Как называется главный город страны?
3. Как фамилия президента нашей страны?
4. Название нашего родного города?
Итог игры. (Слайд № 17)
9. Изготовление сувенирного российского флажка.
- Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.
На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20x10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; "древко" (трубочка для коктейля), скрепка.
Инструкция по изготовлению:
1. Раскрасьте полоски на российском флаге.
2. Приклейте флажок к древку
10. Итог урока
- Что самое важное было на уроке? (ответы детей)
- Вы, дети, - маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее законы, знает и чтит ее государственную символику.
Ученик читает стихи
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней...
11. Рефлексия. (Слайд 18)
- Кто из вас выбирает весёлую девочку. Похлопайте в ладоши.
- Кто выбрал грустную девочку - просто сядьте правильно.