Урок окружающего мира с использованием ИКТ "Наша Родина - Россия". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: Знакомство с новым материалом

Цель урока:

  • Расширить и конкретизировать представление о нашей Родине - России, её природе, городах, о своём городе как части большой страны.
  • Познакомить с государственной символикой: дать ученикам начальное представление о понятиях "гимн", " герб", "флаг";
  • Воспитывать чувство патриотизма, аккуратность

Оборудование:

Ход урока

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Мы дружные!

- Мы умные!

- Мы прекрасно учимся!

- Всё у нас получится!

2. Объяснение нового материала.

Ученик читает стихотворение

У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете -
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья...
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные...
Мы Родиной зовем.

1. Вступительная беседа.

- Как называется наша Родина?

- Тема нашего урока (слайд №1)

- Наше отечество, наша Родина - матушка Россия.

- Как вы думаете, почему у России столько названий - Отечество, Родина, Матушка?

Ответы детей.

- Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

- Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас родное.

- А матушкой - потому, что она выкормила, вырастила, выучила русскому языку и как мать защищает и бережёт нас.

- Какие пословицы о Родине вы знаете?

Дети отвечают.

  • "Человек без Родины, что соловей без песни"
  • "Одна у человека мать, одна у него и Родина"
  • "Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей."
  • "Родина - мать, умей за неё постоять"

2. Знакомство с государственными символами.

- У каждого государства на нашей Земле есть свои отличительные признаки: герб, флаг, гимн - это официальные государственные символы, означающие независимость государства.

Сегодня мы с вами познакомимся с государственными символами нашей страны.

- Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Двуглавый орёл - символ вечности России. На груди орла помещён герб Москвы. Это означает, что Москва - столица могучего Российского государства.

Форма герба напоминает щит. Нам груди орла тоже щит.

Наш герб очень старый. Ему почти 500 лет. По-другому можно сказать, что герб - это эмблема государства. (Слайд №2)

- Раскрасьте изображение герба у себя в тетради.

- Флаг России показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Российский флаг состоит из трёх полос одинаковой ширины. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый - благородство, синий - честность, красный - смелость и великодушие. Мы должны гордиться нашим флагом, ему уже более 300 лет! (Слайд №3)

- Раскрасьте флаг в тетради.

- Гимн - это торжественная песня, славящая кого - либо. При исполнении гимна все встают, мужчины снимают головные уборы. Государственный гимн исполняют в торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша Родина - Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба. Музыке гимна более 50 лет.

- Давайте встанем и послушаем гимн нашей страны.

3. Первичное закрепление. Игра "Найди пару" (Слайд №4)

4. Физминутка

Есть в лесу три полочки -
Ели, ёлки, елочки.
Лежат на елях небеса.

5. Новый материал. Продолжение.

- Очень разнообразна природа нашей Родины, разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Давайте отправимся в путешествие по стране. Начнём его с самого дальнего, холодного уголка, где дольше всех гостит зима. Эту часть называют Крайним Севером (показать на карте).( Слайд № 5)

- Почему можно сказать, что это холодный район?

- Что надето на человеке?

- Эта одежда сшита из оленьего меха. Из оленьих шкур местные жители делают себе и дома - чумы.

- А на чём люди ездят?

Эти сани называются - нарты. Запрягают в нарты оленей или собак. На них перевозят грузы.

- Вот мы с вами прибыли на Дальний Восток. (показать на карте)

- Кого видим на экране?

- В морях Дальнего востока добывают много рыбы. Её доставляют в морской порт на кораблях, а из порта развозят по всей стране. (Слайд №6)

- Дальше мы отправляемся в глубь страны, в тайгу. (показать на карте)

- Кто знает, что такое тайга? (Слайд №7)

- Посмотрите, какие деревья здесь растут?

- Какие животные водятся?

Люди в этих местах занимаются охотой. (Слайд №8)

Путешествуя дальше, мы видим реки, поля, луга, города. (Слайды №9, 10, 11)

- И вот мы прибыли в столицу нашей Родины. Как она называется? (показать на карте). Москва - самый большой город в России. (Слайд №12,13)

- В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.

6. Работа по учебнику.

- Прочитайте текст на стр. 37.(Слайд №14)

7. Беседа о своём родном городе (Слайд № 15, 16)

8. Закрепление и обобщение материала.

Игра "Лото" (Приложение 1)

Вопросы:

1. Как называется государство, в котором мы живём?

2.  Как называется главный город страны?

3. Как фамилия президента нашей страны?

4. Название нашего родного города?

Итог игры. (Слайд № 17)

9. Изготовление сувенирного российского флажка.

- Каждый гражданин должен знать символы своей родины, гордиться ими. Сегодня в память о нашем уроке каждый из вас сделает маленький флаг России.

На партах лежат заготовки: прямоугольники из белой бумаги размером 20x10 см, на которых уже проведены горизонтальные линии; "древко" (трубочка для коктейля), скрепка.

Инструкция по изготовлению:

1. Раскрасьте полоски на российском флаге.

2. Приклейте флажок к древку

10. Итог урока

- Что самое важное было на уроке? (ответы детей)

- Вы, дети, - маленькие граждане большого государства. А каждый гражданин любит свою страну, уважает ее законы, знает и чтит ее государственную символику.

Ученик читает стихи

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней...

11. Рефлексия. (Слайд 18)

- Кто из вас выбирает весёлую девочку. Похлопайте в ладоши.

- Кто выбрал грустную девочку - просто сядьте правильно.

Приложение 2.