Цель и дидактическая задача урока:
- развитие математической речи учащихся;
- дальнейшее формирование навыков счёта, навыков сложения и вычитания;
- содействовать в ходе урока формированию здорового образа жизни.
Оборудование:
- тетрадь по математике в практических заданиях № 3 автор О.А.Захарова,
- мультимедийное оборудование,
- мультфильм "Спасик и его друзья",
- презентация (гимнастика для глаз "Путешествие с Русалочкой" сайт viki.rdf.ru), презентация 2.
Ход урока
I . Физминутка (с целью сокращения периода врабатывания)
И.п. - стоя, руки по швам. Вдох чрез нос, поднимаем руки вверх, задержать дыхание. Выдох через рот произнести звук [а], руки расслабить и опустить вниз. Повторить три раза меняя проговаривание звуков на [о], [у], [а, о, у].
Слайд 1
II. Мы сегодня первый раз начинаем работать в тетради № 3. Следовательно, разумно предположить, что урок мы начнём с первой практической работы.
- Как называется первая практическая работа? (Как найти сокровища?)
Вы слышали об островах сокровищ. В одной из книг рассказывается история капитана Флинта - старого моряка и пирата, который спрятал награбленное на нескольких островах. Я предлагаю Вам отправиться в интересное путешествие на остров Флинта искать сокровища. Но чтобы путешествие было безопасным, мы должны повторить правила поведения на природе (просмотр фильма).
- Какие правила мы должны соблюдать?
Правила поведения на природе Вы знаете, поплыли на остров. А сопровождать нас будет Русалочка и её друзья (следите за движущимися предметами).
III. Физминутка (снятие утомления с глаз).
IV. Флинт тщательно замаскировал сокровища. Он составил подробные карты этих островов и зашифрованные письма, в которых описаны пути, ведущие к тайникам.
Слайд 2
Внимательно рассмотрите карту одного из островов и прочитайте зашифрованное письмо.
На карту нанесена сетка из горизонтальных и вертикальных прямых*.
- Посмотрите по словарю, что означает это выражение? (Координатной)
Все прямые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Несколько прямых на карте пронумеровано. Маша и Миша считают, что каждая из цифр относится к одной из прямых.
Задание 1. Проверь предположение Маши и Миши, пронумеровав на карте все прямые.
Флинт в качестве ориентиров* отметил на карте только большой камень (7, 5) и высокую сосну (5, 7).
- Посмотрите по словарю, что означает слово ориентир? (Хорошо заметный на местности неподвижный предмет, помогающий определить направление движения, находить цель.)
Задание 2. Выскажи предположение, что могут означать эти цифры: 5, 7 и 7, 5? Как ты думаешь, что означает первая цифра каждой из пар? А что означает вторая цифра? (Первая цифра показывает горизонтальную прямую, а вторая цифра вертикальную прямую)
V. Самостоятельная работа.
Задание 3. Укажи на карте четыре дуба, о которых пишет Флинт в зашифрованном письме.
Задание 4. Может быть, теперь ты найдёшь и укажешь место, где пират зарыл сундук с сокровищами?
Слайд 3
Проверка.
VI. Подведение итога.
Рефлексия. Слайд 4
- Давайте подведём итог урока, что узнали и как работали. Используйте начало фразы из рефлексивного экрана.
- Сегодня я узнал:
- Было интересно:
- Я выполнил задание:
- Было трудно:
- Я выполнил задания:
- Теперь я могу:
- Я научился:
- Я смог:
- Я попробую:
- Меня удивило:
- Мне захотелось:
VII. Домашнее задание (разноуровневое).
Слайд 5
1 уровень.
Капитан Флинт составил карту ещё Острова чаек. Но она настолько старая, что сетка на ней полностью стёрлась. На этом острове ориентирами для пирата стали большое гнездо чайки и шалаш.
Удалось найти и длинное зашифрованное письмо к этой карте. Вероятно, там закопано очень много сокровищ, раз хитрый Флинт так запутанно написал это письмо. Прочитай его.
Чтобы найти клад на этой карте, Маша построила сетку из вертикальных и горизонтальных прямых, а Миша пронумеровал их. Они считают, что эти действия помогут правильно расположить ориентиры: пещеру, дуб с большим дуплом, треугольный камень и родник.
2 уровень.
Задание 8. Теперь ты стал(а) опытным кладоискателем и, конечно, сможешь сам(а) составить карту острова сокровищ.
Сначала начерти на альбомном листе сетку вертикальных и горизонтальных прямых, пронумеруй их. Нарисуй очертания своего придуманного острова и не забудь дать ему название.
Теперь отметь на карте несколько ориентиров. Запиши на обороте карты эти ориентиры и подходящие им пары чисел.
Придумай и отметь на карте несколько предметов, которые помогут определить место нахождения твоего клада. Опиши их: укажи, что это за предметы и какие пары чисел указывают на них на карте. (Конечно, ты можешь ещё больше запутать своё письмо, например, так, как сделал это пират Флинт в письме к карте Острова чаек).
Слайд 6
Слайд 7