1. Структура урока:
I этап: мотивация.
II этап: объявление прогнозируемых результатов, целеполагание.
III этап: предоставление необходимой информации.
IV этап: интерактивное упражнение.
V этап: рефлексия - собеседование.
2. План урока:
1. Противоречивость внешней политики.
2. Урегулирование дипломатических отношений с сопредельными государствами.
3. Генуя, Рапалло. Полоса признания.
4. Ухудшение отношений с капиталистическим миром.
5. Итоги.
Оборудование урока:
- карта "Европа после первой мировой войны"; портреты дипломатов Г.В. Чичерина, М.М. Литвинова, Л.Б. Красина, П.Л. Войкова;
- таблица с терминами "де-факто, де-юре, концессии, прагматизм, ратификация";
- комплект учебников, сборники документов, справочная литература.
Ход урока
I этап: мотивация.
Притча о важности взаимопонимания и умения обсуждать проблемы, не боясь возможных конфликтов.
Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За завтраком жена подумала: "Вот уже 50 лет, как я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю часть хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне". Она намазала себе верхнюю половину хлеба, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: "Моя дорогая, ты доставила мне сегодня самую большую радость. Вот уже много лет я не ел самую любимую мной нижнюю половину хлеба. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты ее так любишь".
Вопрос учителя о смысле притчи.
Выслушав ответы, обобщаю сказанное:
Взаимопонимание, умение обсуждать проблемы не боясь возможных конфликтов важно не только в семье, но и в обществе в целом. И особенно значимость этого вопроса повышается, когда речь идет о деятельности государства и его политических институтов на международной арене, т. е. во внешней политике.
Таким образом, мы подошли к теме нашего урока (называю тему урока, цели урока, план урока).
II этап: объявление прогнозируемых результатов, целеполагание.
1. В результате занятия учащиеся смогут (запись на доске):
- повторить термины внешняя политика, концессии, ратификация, де-факто, де-юре;
- вспомнить и закрепить основные события внешней политики 20 годов;
- закрепить опыт работы с документами, схемами, таблицами;
- определить свою гражданскую позицию к характеру внешнеполитической деятельности советского государства.
III этап: предоставление необходимой информации.
Вариант: мини-лекция учителя.
"Два противоречивых фактора, определяющих внешнюю политику СССР".
После победы революции в октябре 1917 года Россия оказалась в тяжелейших условиях экономической и политической блокады. Именно этот фактор, а также то, что до революции Россия была выгодным экономическим партнером для Европейских стран, все это заставило и Советскую Россию, и Верховный Совет Антанты сделать шаг навстречу друг другу, т. к. стороны нуждались во взаимовыгодном сотрудничестве.
16 января 1920 г Верховный Совет Антанты принял резолюцию, согласно которой разрешался обмен товарами между Советской Россией, союзными и нейтральными странами. Данная резолюция формально снимала экономическую блокаду с Советской России. Не осталась в стороне и Советская Россия. 23 ноября 1920г СНК принял декрет "О концессиях".
Так был сделан первый шаг к признанию Советской России де-факто. С 1920 - 1921гг договоры о концессиях были подписаны с 11 капиталистическими державами. Но, пожалуй, самым важным событием в деле признания Советской России считается подписание советско-английского торгового соглашения.
Второй фактор исходил из идеи мировой революции, поддержки коммунистического движения. Революции в Венгрии, Германии, создание центра по руководству мировой революцией, советские войска у границ Польши - все это порождало эйфорию о победе мировой революции, о создании Федерации Советских республик всего мира. В качестве главного средства была предложенa "красная интервенция".
С ослаблением революционного движения на Западе идеологический фактор отошел на второй план. На первый план выступил прагматический - т. е. налаживание взаимовыгодного сотрудничества, нормализация отношений с мировыми державами.
Работая в группах, мы вспомним, как складывались отношения советского государства с капиталистическим миром.
IV этап: интерактивное упражнение:
- инструкция учителя к работе в группах;
- деление на группы;
- работа в группах.
1 группа работает над вопросом "Отношения с сопредельными государствами".
До октября 1917 года Российская империя имела дипломатические отношения с 31 государством. На момент принятия первой Конституции, провозгласившей РСФСР, новое государство не признало ни одно западноевропейское, за исключением Германии.
Задание группе.
Используя, указанную литературу, ответьте на вопросы:
1) С какими сопредельными государствами были урегулированы отношения в начале 20 годов?
2) В чем заключалась сложность этого урегулирования для советского государства? Какие цели и интересы преследовала каждая из стран?
2 группа. "Дебют советской дипломатии".
С 10 апреля по 19 мая 1922 года в Италии, Генуе, проходила Международная экономическая конференция, куда получило приглашение и Советское правительство. Это был дебют советской дипломатии. Г.В.Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, П.Л. Войков - лучшие из лучших, цвет советской дипломатии, представляли нашу страну.
Возглавлял делегацию Георгий Васильевич Чичерин.
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы:
- С какой целью созывалась конференция и приглашалась Советская Россия?
- Какие вопросы были подняты советской делегацией?
- Почему переговоры сорвались? Дайте оценку действиям советской делегации.
3 группа. "Рапалло. Дипломатический прорыв".
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы:
- Почему советская делегация подписала свой дипломатический договор именно с Германией?
- На каких условиях был подписан договор? Почему 1924-1925 гг. вошли в историю как полоса признания, дипломатический прорыв?
- Какие вопросы обсуждались на Гаагской, Московской, Лозаннской конференциях? Почему ни одна из мирных инициатив не получила поддержки?
4 группа "Ухудшение отношений с капиталистическими странами".
Задание группе.
Используя указанную литературу, ответьте на вопросы
- В чем причины возникновения напряженной ситуации в Европе?
- Кто и почему выступил инициатором проведения антисоветской политики?
- Как вы считаете, обоснованы ли эти претензии? Используя предоставленные документы, подумайте, какое влияние имели решения Коминтерна на принципы внешней политики СССР?
Презентация результатов каждой группы. Корректирование ответов учителем.
Подведение итогов, возвращаясь к целеполаганию.
Домашнее задание.
Используемая на уроке литература:
1. А.А Левандовский "Россия в XX веке" - учебник для 10 -11 класса. М., 2006г.
Альтернативные учебники:
- "Отечественная история XX - нач. XXI века" под редакцией А.О. Чубарьяна. М., 2004г.
- О.В. Волобуев "История России" - учебник 11 класса. М., 2007г.
2. Хрестоматия по истории СССР 1900-конец-30-х. М., 1988 г:
- Из доклада Н.И. Бухарина на IV конгрессе Коминтерна.
- Из договора между Советской Россией и Афганистаном.
- Из договора между Советской Россией и Ираном.
- Из заявления советской делегации на первом заседании генуэзской конференции
- Из инструкции В.И. Ленина советской делегации в Генуе.
3. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие М, 2010г:
- Нота Правительства СССР Правительству Великобритании 26 февраля 1927г.
- Нота Правительства СССР Правительству Польши 14 июня. 1927г.
- Из ответа правительства СССР на предложение присоединится к пакту Бриана - Келлога, 31 августа 1928г.
- Из тезисов VI Конгресса Коминтерна 17 августа - 1 сентября 1928г. "Меры борьбы с опасностью империалистических войн".
4. А.Громыко. История Внешней политики СССР 1917- 1980 гг.- "Ультиматум Керзона".