ЦЕЛЬУРОКА: Познакомить с жанром анималистки. Изобразить на листе по представлению композицию из птиц фламинго.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
учить
- наблюдать окружающий мир;
- созерцать красоту мира природы;
- видеть красоту форм, характер пропорций;
- передавать форму, объем предметов;
- живописным приемам изображения
Развивающие:
развивать
- чувство прекрасного;
- творчество и фантазию;
- память и воображение;
- чувства цвета, формы, симметрии;
- умения и навыки работать с гуашью
Воспитывающие:
воспитывать
- интерес к изобразительному искусству, к живой природе;
- бережное отношение к окружающему нас миру, к братьям нашим меньшим
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
(для учителя):
- работы для демонстрации, иллюстрации, фото;
- компьютер, мультимедийная установка, экран, диск с записью голосов птиц;
- лист бумаги для акварели, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра, тряпочка, баночка;
- держатели
(для ученика):
- лист для акварели, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, тряпочка, стаканчик-непроливайка, палитра.
ЛИТЕРАТУРА:
- Красная книга , Москва АСТ 2001г.
- Бейчек В., Штясны К. "Птицы. Иллюстрированная энциклопедия", Москва, "Лабиринт- пресс"
- Акимушкин И. "Мир животных", Москва, "мысль" 1995г.
- Сайт Интернета "Википедия", "Галерея" 2010г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Оргмомент | Ребята, мы живем в мире природы. Мы сами
являемся частичкой природы. Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошки соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке. А теперь сядем за свои рабочие места, положим голову на руки, закроем глаза и послушаем звуки природы. (Ставлю диск с записью голосов птиц и шелестом крыльев). Предлагаю ребятам отправиться в прекрасный мир природы в роли художников-путешественников. Перед началом путешествия прошу своих художников проверить свою готовность: лист бумаги для акварели, гуашь, кисти, воду, палитру, простой карандаш, ластик, тряпочку. |
Дети берут друг друга за руки, пожимают
ладошки и желают друг другу хорошей работы
Садятся за парты и слушают звуки природы.
Проверяют готовность. |
Эмоциональный настрой | Одно из прекрасных творений природы -
птицы. Их красота полета, грациозность до сих пор
поражают и восхищают людей. (на экране фото аиста, фламинго, цапли, журавля, вороны). Многие птицы занесены в Красную книгу, они исчезают с нашей планеты (показываю Красную Книгу). Обращаю внимание, что у некоторых птиц длинная шея, высокие ноги, длинный клюв или, наоборот, короткая шея, маленький клюв. Почему? Отчего зависит форма и строение птиц? Зачем же некоторым птицам длинные ноги и клюв? |
Смотрят фото, называют птиц.
Листают книгу От места обитания и образа жизни Ходить по водоему, доставать пищу из-под камней |
Объяснение нового материала | Сегодня мне хотелось бы поближе
познакомит вас с удивительно красивой и
причудливой птицей. Она не похожа на других птиц. Русский натуралист и путешественник Карелин Г. сказал: "Чудная сия птица, по наружному своему виду - то же между пернатым, что верблюд между четвероногим". И это птица - фламинго! На уроке трудового обучения мы с вами сделаем дергунчика- фламинго (показываю образец ) (обращаю внимание на походку фламинго) Фламинго - самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношейная. Длина ног птицы равна высоте туловища с шеей. В полете фламинго вытягивают шею и ноги, летят как "стрелы": быстро, плавно, изящно, сигналя в небесах своим мелодичным негромким гоготанием. Опускаясь на глубокие места водоемов, свои ноги фламинго складывает под брюхом и отлично плавает, поскольку передние пальцы ног у него соединены перепонкой. Гребут под себя, как утки. Фламинго обитают на илистых прибрежных участках солоноватых озер, морей, пресных водоемов. Питается личинками насекомых, мельчайшими рачками, моллюсками и водорослями. Самый красивый - Розовый фламинго. Он занесен в Красную книгу. Предлагаю детям сосредоточиться, чтобы изучить основные линии и формы птицы. Задаю вопрос: "В какую геометрическую фигуру можно вписать части тела птицы?" |
Дети рассматривают игрушку
Смотрим видеоролик полета птицы
Просмотр видео о Розовом фламинго http://www.zootube.ru/videos/306
шар - голова; овоид - туловище |
Практическая часть
|
Приступаем к изображению птицы на доске
водой и кистью. Определяю поля и рабочее поле. Справа, ближе к полям, провожу линию, на которой буду определять высоту фламинго. 1. |
|
2. Для определения положения туловища
птицы делим линию на две равные части (без
линейки). Рисуем овоид под наклоном в верхней части от точки середины. |
||
3 . Шея у фламинго изогнута. Попробуем
руками показать шею птицы. Что она напоминает? Шея начинается внизу туловища. Голова имеет форму шара. |
Физкульт минутка (дети руками изображают шею фламинго) | |
4. Интересна у фламинго и форма клюва. Какой фрукт он вам напоминает? Рисую клюв, глаз. |
Банан | |
5. Ноги у птицы длинные. Их длина равна
высоте туловища с шеей. На середине ног есть
суставы. Не забудем нарисовать хвост.
Вот и получился фламинго. Давайте повторим этапы работы. |
Повторяем 5 этапов |
|
Предлагаю своим художникам написать
несколько птиц, ведь одному фламинго скучно и
неуютно на листе.
Я беру лист и приступаю к работе. Прошу ребят проговорить этапы изображения фламинго. Напоминаю, что он у нас будет не один, поэтому необходимо оставить место для друга. Теперь помогите нарисовать друга. Наш эскиз готов, осталось его расписать с помощью кисти. Но сначала нужно убрать лишние линии |
||
Когда я впервые увидела эту птицу,
создалось впечатление, будто она изготовлена из
фарфора и настолько хрупка, что в руках ее
держать опасно - рассыплется на мелкие кусочки. Еще раз смотрим на фото, рассматривая окрас фламинго. - Какие цвета вы увидели? Обобщаю ответы ребят: эта птица сочетает в себе яркие и контрастные цвета- красный, розовый, черный, белый и др. Вспоминаем, какой цвет нужно взять, чтобы получился розовый? Развожу цвета на палитре и начинаю писать фламинго. |
Видим розовый, белый, желтый,
фиолетовый, синий, черный, оранжевый цвета
Берем белила, потом красный |
|
1. Начинаю писать с головы до кончика хвоста одним мазком. Кисть не отрывать! | ||
2. Добавляю желтую гуашь и пишу с головы до хвоста мазками. Добавляю синий, красный цвета | ||
3. Пишу клюв с добавлением фиолетовой гуаши. На конце клюва использую черную гуашь. | ||
4. Краплаком с красным пишу длинные ноги птицы. | ||
5. Пишу его друга | ||
Я, думаю, что у нас получились
замечательные птицы. Спрашиваю у ребят, все ли я написала? |
Еще надо написать небо, травку и водоем | |
Пишу сначала небо, потом траву и водоем | ||
Мои птицы ждут своих друзей. Теперь ваша
очередь творить. Но сначала вспомните поэтапное
изображение птиц. Слежу за осанкой ребят, помогаю при необходимости. |
Проговаривают этапы. Приступают к работе. |
|
Подведение итогов | Анализ детских работ
(анализируем вместе) - Какие чувства вы испытываете после создания работы? - Удачно ли содержание работы? - Соблюдены ли формы, характер птиц, пропорции и цвет - Интересна ли композиция? - Удачно ли цветовое решение? |
|
Создание выставки из детских работ.
(Пример работы учащихся) |