Изобразительное искусство "Композиция. Фламинго". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛЬУРОКА: Познакомить с жанром анималистки. Изобразить на листе по представлению композицию из птиц фламинго.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

учить

  • наблюдать окружающий мир;
  • созерцать красоту мира природы;
  • видеть красоту форм, характер пропорций;
  • передавать форму, объем предметов;
  • живописным приемам изображения

Развивающие:

развивать

  • чувство прекрасного;
  • творчество и фантазию;
  • память и воображение;
  • чувства цвета, формы, симметрии;
  • умения и навыки работать с гуашью

Воспитывающие:

воспитывать

  • интерес к изобразительному искусству, к живой природе;
  • бережное отношение к окружающему нас миру, к братьям нашим меньшим

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

(для учителя):

  • работы для демонстрации, иллюстрации, фото;
  • компьютер, мультимедийная установка, экран, диск с записью голосов птиц;
  • лист бумаги для акварели, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, палитра, тряпочка, баночка;
  • держатели

(для ученика):

- лист для акварели, простой карандаш, ластик, кисти, гуашь, тряпочка, стаканчик-непроливайка, палитра.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Красная книга , Москва АСТ 2001г.
  2. Бейчек В., Штясны К. "Птицы. Иллюстрированная энциклопедия", Москва, "Лабиринт- пресс"
  3. Акимушкин И. "Мир животных", Москва, "мысль" 1995г.
  4. Сайт Интернета "Википедия", "Галерея" 2010г.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей
Оргмомент Ребята, мы живем в мире природы. Мы сами являемся частичкой природы.

Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошки соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы на уроке.

А теперь сядем за свои рабочие места, положим голову на руки, закроем глаза и послушаем звуки природы.

(Ставлю диск с записью голосов птиц и шелестом крыльев).

Предлагаю ребятам отправиться в прекрасный мир природы в роли художников-путешественников.

Перед началом путешествия прошу своих художников проверить свою готовность: лист бумаги для акварели, гуашь, кисти, воду, палитру, простой карандаш, ластик, тряпочку.

Дети берут друг друга за руки, пожимают ладошки и желают друг другу хорошей работы Садятся за парты и слушают звуки природы.

 

 

 

Проверяют готовность.

Эмоциональный настрой Одно из прекрасных творений природы - птицы. Их красота полета, грациозность до сих пор поражают и восхищают людей.

(на экране фото аиста, фламинго, цапли, журавля, вороны). Многие птицы занесены в Красную книгу, они исчезают с нашей планеты (показываю Красную Книгу).

Обращаю внимание, что у некоторых птиц длинная шея, высокие ноги, длинный клюв или, наоборот, короткая шея, маленький клюв.

Почему? Отчего зависит форма и строение птиц?

Зачем же некоторым птицам длинные ноги и клюв?

Смотрят фото, называют птиц.

 

 

Листают книгу

От места обитания и образа жизни

Ходить по водоему, доставать пищу из-под камней

Объяснение нового материала Сегодня мне хотелось бы поближе познакомит вас с удивительно красивой и причудливой птицей. Она не похожа на других птиц.

Русский натуралист и путешественник Карелин Г. сказал: "Чудная сия птица, по наружному своему виду - то же между пернатым, что верблюд между четвероногим". И это птица - фламинго!

На уроке трудового обучения мы с вами сделаем дергунчика- фламинго (показываю образец )

(обращаю внимание на походку фламинго)

Фламинго - самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношейная. Длина ног птицы равна высоте туловища с шеей.

В полете фламинго вытягивают шею и ноги, летят как "стрелы": быстро, плавно, изящно, сигналя в небесах своим мелодичным негромким гоготанием. Опускаясь на глубокие места водоемов, свои ноги фламинго складывает под брюхом и отлично плавает, поскольку передние пальцы ног у него соединены перепонкой. Гребут под себя, как утки.

Фламинго обитают на илистых прибрежных участках солоноватых озер, морей, пресных водоемов. Питается личинками насекомых, мельчайшими рачками, моллюсками и водорослями. Самый красивый - Розовый фламинго. Он занесен в Красную книгу.

Предлагаю детям сосредоточиться, чтобы изучить основные линии и формы птицы. Задаю вопрос:

"В какую геометрическую фигуру можно вписать части тела птицы?"

 

 

 

 

Дети рассматривают игрушку

 

 

Смотрим видеоролик полета птицы

 

 

 

 

Просмотр видео о Розовом фламинго http://www.zootube.ru/videos/306

 

 

шар - голова; овоид - туловище

Практическая часть

 

 

 

 

Приступаем к изображению птицы на доске водой и кистью.

Определяю поля и рабочее поле. Справа, ближе к полям, провожу линию, на которой буду определять высоту фламинго.

1.

 
2. Для определения положения туловища птицы делим линию на две равные части (без линейки).

Рисуем овоид под наклоном в верхней части от точки середины.

 
3 . Шея у фламинго изогнута. Попробуем руками показать шею птицы. Что она напоминает?

Шея начинается внизу туловища. Голова имеет форму шара.

Физкульт минутка (дети руками изображают шею фламинго)
4. Интересна у фламинго и форма клюва.

Какой фрукт он вам напоминает?

Рисую клюв, глаз.

Банан
5. Ноги у птицы длинные. Их длина равна высоте туловища с шеей. На середине ног есть суставы. Не забудем нарисовать хвост.

Вот и получился фламинго.

Давайте повторим этапы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяем 5 этапов

Предлагаю своим художникам написать несколько птиц, ведь одному фламинго скучно и неуютно на листе.

Я беру лист и приступаю к работе. Прошу ребят проговорить этапы изображения фламинго.

Напоминаю, что он у нас будет не один, поэтому необходимо оставить место для друга.

Теперь помогите нарисовать друга.

Наш эскиз готов, осталось его расписать с помощью кисти. Но сначала нужно убрать лишние линии

 
Когда я впервые увидела эту птицу, создалось впечатление, будто она изготовлена из фарфора и настолько хрупка, что в руках ее держать опасно - рассыплется на мелкие кусочки.

Еще раз смотрим на фото, рассматривая окрас фламинго.

- Какие цвета вы увидели?

Обобщаю ответы ребят: эта птица сочетает в себе яркие и контрастные цвета- красный, розовый, черный, белый и др.

Вспоминаем, какой цвет нужно взять, чтобы получился розовый?

Развожу цвета на палитре и начинаю писать фламинго.

Видим розовый, белый, желтый, фиолетовый, синий, черный, оранжевый цвета

 

 

 

 

Берем белила, потом красный

  1. Начинаю писать с головы до кончика хвоста одним мазком. Кисть не отрывать!

 
2. Добавляю желтую гуашь и пишу с головы до хвоста мазками. Добавляю синий, красный цвета  
3. Пишу клюв с добавлением фиолетовой гуаши. На конце клюва использую черную гуашь.  
4. Краплаком с красным пишу длинные ноги птицы.

 
5. Пишу его друга

 
  Я, думаю, что у нас получились замечательные птицы.

Спрашиваю у ребят, все ли я написала?

Еще надо написать небо, травку и водоем
Пишу сначала небо, потом траву и водоем

 
Мои птицы ждут своих друзей. Теперь ваша очередь творить. Но сначала вспомните поэтапное изображение птиц.

Слежу за осанкой ребят, помогаю при необходимости.

Проговаривают этапы.

Приступают к работе.

Подведение итогов Анализ детских работ (анализируем вместе)

- Какие чувства вы испытываете после создания работы?

- Удачно ли содержание работы?

- Соблюдены ли формы, характер птиц, пропорции и цвет

- Интересна ли композиция?

- Удачно ли цветовое решение?

 
Создание выставки из детских работ.

(Пример работы учащихся)