Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать учащимся представление о диких и домашних животных;
  • показать отличительные особенности диких и домашних животных;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к “братьям нашим меньшим ”.

Оборудование и наглядность: электронная презентация по теме урока, экран, ноутбук, мультимедийный проектор, листочки для самостоятельных работ.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Проверка домашнего задания

1) Фронтальная работа.

– Вспомним, что было задано на дом. (Дикорастущие и культурные растения.)
– Где растут дикорастущие растения? (Дикорастущие растения растут на лугу, в водоеме, в лесу.)

Слайд 2, см. Приложение 1

– Кто их сажал? (Дикорастущие растения растут сами. Человек их не сажает.)
– Приведите примеры дикорастущих растений.

Слайд 3.

– Как называются растения, выращенные человеком? (Культурные растения.)
– Где выращивают культурные растения? (Культурные растения выращивают в саду, в поле, в огороде.)

Слайд 4.

– Приведите примеры дикорастущих растений.

Слайд 5.

2) Самостоятельная работа.

– Сейчас вам предлагается работа на листочках. (Листочки розданы заранее.)

Слайд 6.

– Внимание на экран. Прочитайте задание.
– Какие слова надо записать в 2 столбика, прочитайте.
– Запишите по 2 своих примера растений в каждый столбик.

Листочки с ответами детей собираются для проверки учителем.

3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня будем говорить о животных. О каких? Вы должны отгадать. В этом вам помогут загадки.

Загадки.

1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

2. У кого рога длиннее хвоста? (Коза.)

3. Хвост крючком, нос пяточком. (Поросенок.)

4. С человеком живут
    Шерсть и молоко дают,
    Мясо тоже доставляют.
    Человека они знаю. (Домашние животные.)

Слайд 7.

– Каких вы еще знаете домашних животных?

5. Прыг-скок трусишка,
    Хвост - коротышка,
    Ушки вдоль спинки.
    Глазки с косинкой. (Заяц.)

6. Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец.
    Ходит смело и легко.
    Рога раскинув широко. (Лось.)

7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
    А когда придет весна, пробудится ото сна. (Медведь.)

8. С человеком не живут,
    Помощи его не ждут,
    Рыщут по густым лесам,
    По полям и по лугам. (Дикие животные.)

Слайд 8.

– Каких диких животных вы знаете еще?
– Итак, ребята, о каких животных мы сегодня будем говорить на уроке? (О диких и домашних животных).

Слайд 9.

– Да, ребята, мы сегодня будем говорить о диких и домашних животных. Узнаем, почему они так называются. Чем дикие животные отличаются от домашних.

4. Изучение нового материала

– Сейчас мы послушаем стихотворение о диких животных.

(Дети рассказывают стихотворение наизусть.)

Ребенок 1:

Дикие животные с людьми не живу,
Постоянной помощи они от них не ждут.
А живут они в лесу,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочные жилища,
И лекарства-травы ищут.

Ребенок 2:

Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы-
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всех надо знать,
Чтобы не вредить животным.
А повсюду охранять.

– Какие животные перечислены в стихотворение?
– Что мы, узнали о диких животных из стихотворения? (Дикие животные сами: добывают себе пищу, устраивают себе жилье, выводят потомство, защищаются от врагов.)
– Какой вывод можно сделать?

Слайд 10.

– Сейчас послушаем стихотворение домашних животных. (Дети рассказывают стихотворение наизусть).

Ребенок 1:

Животных люди приручали,
И домашними они стали.
Человек им строит жилище,
Каждый день готовит им пищу.
Чистит, моет, холит, лечит
Лошадей, собаку, овечек,
Кошек, коз, коров, свиней,
Уток, кроликов, гусей,
Кур, ослов, индюшек-
Человек всем нужен.

Ребенок 2:

А от них он получает
Шерсть и кожу, теплый мех.
И в морозы не страдает,
Одет, обут, добротней всех
И потому не голодает,
Что мясо, молоко, творог
Он от животных получает.
Без них он выжить бы не смог
Домашние животные вместе с человеком
Друг, другу помогая, трудятся от веку.
И в самые тяжелые, смутные года
Любовь и дружба верная спасают их всегда.

– Какие животные перечислены в стихотворение?
– Что мы, узнали о домашних животных из стихотворения? (Люди: разводят, кормят, защищают, строят им жилища, заботятся о потомстве домашних животных. От домашних животных человек получает: мясо, творог, шерсть, кожу, теплый мех, общение и т.д.)
– Какой вывод можно сделать?

Слайд 11.

5. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.

6. Работа по учебнику

– Откройте учебник на стр.66–67.
– Работа с рисунками.
– Чем платят домашние животные людям за их любовь, ласку, внимание?
– Какие продукты питания получает человек?
– Как люди должны относиться к животным? Почему?

(Выслушиваются ответы детей.)

– Читать вывод на стр.66.

7. Проверка усвоения материала

1) Самостоятельная работа.

– Сейчас вам предлагается работа на листочках. (Листочки с заданиями розданы заранее).

2) Проверка самостоятельной работы.

Дети произносят правильные ответы.

Игра “Составь пары?”

Слайд 12

Игра “Чье жилище?”

Слайд 13.

Игра “Отгадай детеныша”

Собака – (щенята).
Лиса – (лисята).
Свинья - (поросята).
Гусь – (гусята).
Утка – (утята).
Волк – (волчата).

8. Итог урока

– О каких животных говорили мы сегодня?
– Чем отличаются домашние животные от диких?

(Выслушиваются ответы детей.)

Слайд 14.

9. Оценки за урок

10. Домашнее задание

Стр. 66–67 подготовить пересказ. Выполнить задания в учебнике.

Слайд 15.