Цели:
- дать учащимся представление о диких и домашних животных;
- показать отличительные особенности диких и домашних животных;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к “братьям нашим меньшим ”.
Оборудование и наглядность: электронная презентация по теме урока, экран, ноутбук, мультимедийный проектор, листочки для самостоятельных работ.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Проверка домашнего задания
1) Фронтальная работа.
– Вспомним, что было задано на дом. (Дикорастущие
и культурные растения.)
– Где растут дикорастущие растения? (Дикорастущие
растения растут на лугу, в водоеме, в лесу.)
Слайд 2, см. Приложение 1
– Кто их сажал? (Дикорастущие растения растут
сами. Человек их не сажает.)
– Приведите примеры дикорастущих растений.
Слайд 3.
– Как называются растения, выращенные
человеком? (Культурные растения.)
– Где выращивают культурные растения? (Культурные
растения выращивают в саду, в поле, в огороде.)
Слайд 4.
– Приведите примеры дикорастущих растений.
Слайд 5.
2) Самостоятельная работа.
– Сейчас вам предлагается работа на листочках. (Листочки розданы заранее.)
Слайд 6.
– Внимание на экран. Прочитайте задание.
– Какие слова надо записать в 2 столбика,
прочитайте.
– Запишите по 2 своих примера растений в каждый
столбик.
Листочки с ответами детей собираются для проверки учителем.
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня будем говорить о животных. О каких? Вы должны отгадать. В этом вам помогут загадки.
Загадки.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)
2. У кого рога длиннее хвоста? (Коза.)
3. Хвост крючком, нос пяточком. (Поросенок.)
4. С человеком живут
Шерсть и молоко дают,
Мясо тоже доставляют.
Человека они знаю. (Домашние
животные.)
Слайд 7.
– Каких вы еще знаете домашних животных?
5. Прыг-скок трусишка,
Хвост - коротышка,
Ушки вдоль спинки.
Глазки с косинкой. (Заяц.)
6. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (Лось.)
7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, пробудится ото
сна. (Медведь.)
8. С человеком не живут,
Помощи его не ждут,
Рыщут по густым лесам,
По полям и по лугам. (Дикие животные.)
Слайд 8.
– Каких диких животных вы знаете еще?
– Итак, ребята, о каких животных мы сегодня будем
говорить на уроке? (О диких и домашних животных).
Слайд 9.
– Да, ребята, мы сегодня будем говорить о диких и домашних животных. Узнаем, почему они так называются. Чем дикие животные отличаются от домашних.
4. Изучение нового материала
– Сейчас мы послушаем стихотворение о диких животных.
(Дети рассказывают стихотворение наизусть.)
Ребенок 1:
Дикие животные с людьми не живу,
Постоянной помощи они от них не ждут.
А живут они в лесу,
На горах, в лугах, степях,
На воде и под водой,
В небесах и под землей.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочные жилища,
И лекарства-травы ищут.
Ребенок 2:
Тигры, волки и слоны,
Зайцы, кабаны, киты,
Лисы, буйволы, медведи,
Грифы, совы и орлы-
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всех надо знать,
Чтобы не вредить животным.
А повсюду охранять.
– Какие животные перечислены в стихотворение?
– Что мы, узнали о диких животных из
стихотворения? (Дикие животные сами: добывают
себе пищу, устраивают себе жилье, выводят
потомство, защищаются от врагов.)
– Какой вывод можно сделать?
Слайд 10.
– Сейчас послушаем стихотворение домашних животных. (Дети рассказывают стихотворение наизусть).
Ребенок 1:
Животных люди приручали,
И домашними они стали.
Человек им строит жилище,
Каждый день готовит им пищу.
Чистит, моет, холит, лечит
Лошадей, собаку, овечек,
Кошек, коз, коров, свиней,
Уток, кроликов, гусей,
Кур, ослов, индюшек-
Человек всем нужен.
Ребенок 2:
А от них он получает
Шерсть и кожу, теплый мех.
И в морозы не страдает,
Одет, обут, добротней всех
И потому не голодает,
Что мясо, молоко, творог
Он от животных получает.
Без них он выжить бы не смог
Домашние животные вместе с человеком
Друг, другу помогая, трудятся от веку.
И в самые тяжелые, смутные года
Любовь и дружба верная спасают их всегда.
– Какие животные перечислены в стихотворение?
– Что мы, узнали о домашних животных из
стихотворения? (Люди: разводят, кормят,
защищают, строят им жилища, заботятся о потомстве
домашних животных. От домашних животных человек
получает: мясо, творог, шерсть, кожу, теплый мех,
общение и т.д.)
– Какой вывод можно сделать?
Слайд 11.
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели вновь за дело.
6. Работа по учебнику
– Откройте учебник на стр.66–67.
– Работа с рисунками.
– Чем платят домашние животные людям за их
любовь, ласку, внимание?
– Какие продукты питания получает человек?
– Как люди должны относиться к животным? Почему?
(Выслушиваются ответы детей.)
– Читать вывод на стр.66.
7. Проверка усвоения материала
1) Самостоятельная работа.
– Сейчас вам предлагается работа на листочках. (Листочки с заданиями розданы заранее).
2) Проверка самостоятельной работы.
Дети произносят правильные ответы.
Игра “Составь пары?”
Слайд 12
Игра “Чье жилище?”
Слайд 13.
Игра “Отгадай детеныша”
Собака – (щенята).
Лиса – (лисята).
Свинья - (поросята).
Гусь – (гусята).
Утка – (утята).
Волк – (волчата).
8. Итог урока
– О каких животных говорили мы сегодня?
– Чем отличаются домашние животные от диких?
(Выслушиваются ответы детей.)
Слайд 14.
9. Оценки за урок
10. Домашнее задание
Стр. 66–67 подготовить пересказ. Выполнить задания в учебнике.
Слайд 15.