Урок русского языка в 5-м классе по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа». Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.

Цели и задачи урока:

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность школьников.
  • развивать умение давать самооценку своей деятельности.
  • развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
  • развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать.
  • развивать умение работать в группе.

Обучающие:

  • помочь учащимся обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Глагол».
  • повторить материал по темам: «Фразеологический оборот», «Знаки препинания в простом, сложном предложении и предложении с прямой речью».

Воспитательные:

  • развивать личностные качества учащихся.
  • воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
  • воспитывать нравственные качества: чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение.
  • воспитывать любовь к русскому языку, к литературе.

Тип урока: Тип урока по основной дидактической цели - вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»); тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий; тип урока по форме проведения – интегрированный урок.

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер с колонками.
  2. Проектор.
  3. Фрагменты мультфильмов из серии «Приключения барона Мюнхгаузена» («Чудесный остров» и «Между крокодилом и львом»)
  4. Презентация к уроку в программе PowerPoint.
  5. План-карты для каждого ученика (по группам).
  6. Листы «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» для каждого ученика.
  7. Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»; Федоров А.И. «Фразеологический словарь русского литературного языка».

Ход урока 

I. Вступление. Настрой на работу.

Учащиеся заранее разделены на 4 группы.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Морфология». Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела узнать у вас, любите ли вы мультфильмы? А какие мультфильмы ваши любимые? (ответы учеников) Я тоже люблю смотреть мультфильмы и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из одного моего любимого мультика (отрывок из мультфильма «Чудесный остров»)

Слово учителя: Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок? («Приключения барона Мюнхгаузена»)

– Смотрели ли вы этот мультфильм? Читали ли вы книгу? Кто знает, кто автор книги? (ответы учеников)

Автором этой книги, которой, кстати, в этом году исполняется 225 лет (слайд 2), является Рудольф Эрих Распе (слайд 3), немецкий писатель, живший в 18 веке.

А как вы думаете, Мюнхгаузен - это вымышленный персонаж или реально живший человек? (ответы учеников) 290 лет назад, 11 мая 1720 года родился Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, который и стал прототипом литературного персонажа. (слайд 4). Давайте узнаем, что обозначает слово «прототип». Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова значение слова прототип и запишите его в свои план-карты. 

   Прототип – _________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________

Учащиеся работают с планом-картой. Один из учеников зачитывает определение слова «прототип»- реальное лицо как источник для создания художественного образа героя. (слайд 5)

Слово учителя: А вот какое значение этому слову дает «Большая советская энциклопедия»(слайд 5): Прототип – (от греч. protótypon – прообраз), реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека — героя произведения. Смысл и значение литературного героя неизмеримо шире непосредственной «натуры», воспроизводимой художником. Реальный человек, становясь предметом художественного изображения, преображается настолько, что перестаёт быть равным себе.

Итак, мы выяснили, что Карл Фридрих стал прототипом литературного персонажа Мюнхгаузена. Карл Фридрих Иероним был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных приключениях, происходивших с ним, при этом любил прихвастнуть. Литературный персонаж тоже рассказывает о своих небывалых приключениях и читатель не всегда ему верит.

II. Актуализация знаний.

– Вот иллюстрации некоторых историй Мюнхгаузена. Расскажите, что делает наш герой? (вытаскивает себя за волосы, греется, читает, размышляет, летит, смотрит, говорит, шагает, радуется) (слайды 6-7)

– Какой части речи все эти слова? (Все эти слова – глаголы)

– Как выдумаете, почему слова именно этой части речи мы сейчас с вами вспоминали? (Потому что тема сегодняшнего урока – «Глагол».)

– Сегодня мы поговорим именно о глаголах. Запишите в план-карту тему сегодняшнего урока – «Глагол».

Тема:                         

III. Целеполагание.

Слово учителя: У каждого из вас есть еще один лист – «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке. И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели).

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

      Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.      
  Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол.  
  Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол.  
  Узнать, каким членом предложения помимо сказуемого может быть глагол.  
  Повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.  
  Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле.  
  Узнать, какая морфема указывает на прошедшее время глагола.  
  Вспомнить фразеологические обороты и их значения.  
  Пополнить свой словарный запас.  
  Отдохнуть на уроке.  

IV. Изучение нового материала.

Слово учителя: А что обозначают эти глаголы? (Действие.)

– Давайте посмотрим, только ли действие обозначают глаголы? Запишите наши глаголы в план-карту, поставив их в начальную форму, и соотнесите каждый глагол с явлениями, записанными в правой колонке.

                              Реальное действие
  Состояние
  Процесс речи или мысли
  Проявление и изменение признака
  Взаимоотношения людей
  Движение
  Различные звуковые явления   

Ученики записывают глаголы и соотносят с явлениями, записанными в правой колонке. В случае затруднения, можно помочь соотнести первые два-три глагола. Остальные глаголы учащиеся распределяют самостоятельно.

Слово учителя: Давайте проверим, правильно ли вы сделали? (слайд 8). Учащиеся сопоставляют свои записи, при необходимости вносят исправления.

– Но, если вы заметили, то не все строчки у нас заполнены. Я предлагаю вам глаголы, которые тоже относятся к нашему герою. Попробуйте распределить их по оставшимся группам. (слайд 9) Учащиеся дописывают слова в свой план-карты и распределяют по оставшимся группам.

Слово учителя: Так что же такое глагол? А теперь попробуйте сами сформулировать правило. Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать? обозначает: действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения людей, движение, различные звуковые явления и т.д., в предложении является сказуемым)

– А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.

Читаем правило § 57 (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?). Учащиеся обращают внимание на то, что они сказали больше, чем дано в правиле.

Ну что, мы молодцы? (Да!)

V. Закрепление.

Слово учителя: Предлагаю вернуться к нашему литературному герою и вспомнить о том, что Мюнхгаузен всех любил водить за нос. Давайте и мы подержимся за свой нос. Все встали.

Физминутка: ребята правой рукой берут себя за нос, левую руку просовывают под правую и берутся за правое ухо. Хлопнули-поменяли (левая рука- за нос, правая рука- за левое ухо), хлопнули-поменяли.

Слово учителя: А теперь давайте вспомним, что мы делали и соотнесем наши действия с теми явлениями, которые обозначает глагол.

– Какие мы делали движения? (Вставали, садились, трогали нос, хлопали, меняли руки местами).

– Назовите проявления признака. (Мы раскраснелись.)

– Какие мы можем назвать глаголы состояния? (Веселились, отдыхали, радовались, расслаблялись.)

– Назовите глаголы, обозначающие взаимоотношения людей. (Доверились друг другу, подружились.)

– Какие реальные действия мы производили? (Водили себя за нос.)

VI. Беседа.

Слово учителя: Скажите, а мы водили себя за нос в прямом или переносном смысле этого выражения? (В прямом)

– А когда я сказала, что Мюнхгаузен водил всех за нос, я использовала это выражение в прямом или переносном смысле? Что это за выражение. ( В переносном. Это фразеологизм.)

– А как вы думаете, что он обозначает? (Обманывать.)

– Подберите синонимы к этому слову. Есть ли у этого выражения синонимы-фразеологизмы? (Врать, лгать, вешать лапшу на уши, втирать очки.)

– Подумайте, пожалуйста, хорошо ли это – обманывать. Почему Мюнхгаузен, который постоянно обманывал, такой популярный персонаж, ведь ему поставлены памятники, о нем сняты мультфильмы, художественные фильмы, написаны книги? Поразмышляйте, мы к этому вопросу еще вернемся.

VII. Групповая работа.

Слово учителя: А пока мы поработаем с текстом. (Учащиеся заранее разделены на 4 группы) На ваших план-картах есть текст – это один из рассказов Мюнхгаузена, который называется «Искры из глаз». Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту, но задание это не указано. Посмотрите на ваши тексты и скажите мне, какое задание должна выполнить ваша группа.

Искры из глаз
Однажды друзья Мюнхгаузена попросили рассказать забавную историю. И вот что он поведал: «Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом схватил я ружьё и выбежал сломя голову из дому. Но впопыхах я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры. Это не остановило меня. Вот и пруд. Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить, но замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять. Побежать домой за кремнём? Но ведь утки могут улететь. Я печально опустил ружьё, проклиная свою судьбу, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Да! Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток».

У каждой группы одинаковые тексты, но разные задания. Учащиеся озвучивают учителю задание, которое, как они решили, должны выполнить. Затем учитель корректирует их и дает листочки, на которых задания прописаны: 1 группа – поставить глаголы, данные в словах для справок, в нужной форме. Дать понятие морфеме, найти морфему, отвечающую за прошедшее время глагола; 2 группа – правильно расставить знаки препинания в выделенных предложениях и объяснить их постановку; 3 группа – подчеркнуть выделенные глаголы как члены предложения и сделать вывод о том, каким членом предложения может быть глагол (вспомнив и материал прошлых уроков); 4 группа – дать понятие фразеологического оборота. Найти в тексте фразеологические обороты и объяснить их, подобрать синонимы (слова и фразеологические обороты) к одному из оборотов, составить с одним из синонимов предложение.

Ученикам дается несколько минут на выполнение задания.

Слово учителя: Итак, давайте проверим. У всех вас одинаковые тексты, но каждая группа должна выполнить свое задание. Что должна была сделать 1 группа? (поставить глаголы, данные в словах для справок, в нужной форме. Дать понятие морфеме, найти морфему, отвечающую за прошедшее время глагола)

– Прочитайте текст, который у вас получился. Так как у других групп этот текст дан в изначальном виде, то вы тоже проверяйте своих товарищей, но, пожалуйста, ничего пока не комментируйте, а в своих картах карандашиком отмечайте.

1 группа читает свой текст (слайд 10). Если что-то не так, то после прочтения ребята из других групп помогают вставить правильно глаголы. Если все в порядке, то проверяем на слайде 11. 

Слово учителя: Что такое морфема? (Это часть слова) Вы знаете, что морфемы умеют разговаривать. Нужно только очень внимательно их слушать. В выделенных глаголах есть морфема, которая отвечает за прошедшее время. Итак, 1 группа должна была определить, что это за морфемы и во всех ли выделенных глаголах она есть. (Эта морфема – суффикс -Л-. Она есть во всех выделенных глаголах, кроме «рассказать», так как этот глагол стоит в начальной форме, и глагола «прицеливаюсь», так как этот глагол стоит в форме настоящего времени)

Слово учителя: 1 группа молодцы! Теперь 2 группа. Какое задание было у вас? (Мы должны были правильно расставить знаки препинания в выделенных предложениях и объяснить их постановку). (слайд 12)

Ученики зачитывают предложения вместе со знаками препинания, объясняя их постановку. (знаки препинания при прямой речи, при однородных членах и в сложном предложении)

Слово учителя: А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали. (слайд 13)

Слово учителя: 2 группа молодцы! Теперь 3 группа. Что вы должны были сделать? (Мы должны были подчеркнуть глаголы как члены предложения и сделать вывод о том, всегда ли глагол может быть только сказуемым?. Все эти глаголы в предложении являются сказуемыми)

(слайд 14).

Слово учителя: Все ли согласны? (Да).

– Давайте посмотрим, кто выполняет те действия, которые обозначены выделенными глаголами слайд 15. (учитель объясняет, почему один из глаголов является дополнением). Подчеркните эти глаголы в своих картах.

А каким еще членом предложения моет быть глагол? (Подлежащим. Например: «Жить – родине служить». Подлежащее и сказуемое выражено глаголом в неопределенной форме.)

Слово учителя: Молодцы! И последнее задание, которое выполняла 4 группа (им можно было пользоваться фразеологическим словарем). Что вы должны были сделать? (Дать понятие фразеологического оборота. Найти в тексте фразеологические обороты и объяснить их значение. Подобрать синонимы (слова и фразеологические обороты) к одному из оборотов, составить с одним из синонимов предложение.) 

Учащиеся зачитывают определение фразеологического оборота (Фразеологический оборот- устойчивое неделимое сочетание слов, имеющее иносказательное значение), объясняют значение фразеологизмов (В тексте 2 фразеологизма: сломя голову (очень быстро) и искры из глаз посыпались (зарябило в глазах от сильной боли в результате удара по голове или лицу) слайд 16,

(зачитывают синонимы к одному из оборотов и составленное предложение. 

Слово учителя: В каком значении, прямом или переносном, использовано в тексте выражение «искры из глаз посыпались»? (В прямом.)

– А может такое быть на самом деле? (Нет.)

– Так значит, что он опять обманул? Так можно ли обманывать? Хорошее ли это качество? (ответы учеников).

– Можно сделать вывод, что в жизни обманывать нехорошо, но литературный персонаж может себе это позволить, это художественный вымысел, эти фантазии притягивают внимание читателей.

VIII. Рефлексия.

Слово учителя: Давайте теперь вернемся к теме нашего урока. Возьмите, пожалуйста, те листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (Несколько учеников зачитывают свои результаты.)

План-карты остаются у ребят, а листы «Цель» учитель собирает, чтобы проанализировать урок с точки зрения достигнутых учениками результатов.

Оценивание детей.

IX. Домашнее задание.

Слово учителя. Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):

– Прочитать правило § 57 и выполнить упражнение 522.

– Выписать глаголы из текста, с которым работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.

– Написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке. Слайд 17

Звучит песенка Мюнхгаузена из мультфильма «Между крокодилом и львом»

Слово учителя: Мы с Мюнхгаузеном не прощаемся с вами, мы говорим вам «До свидания! До скорой встречи!».

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ М., 1997г.
  2. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка./ М., Астрель, 2007г.
  3. Большая Советская Энциклопедия (значение слова «прототип») bse.sci-lib.com/article093659.html
  4. Песни барона Мюнхгаузена. www.youtube.com/watch?v=YLXFdtSN03c
  5. Кадры из мультфильмов:
    • «Между крокодилом и львом» www.youtube.com/watch?v=WBsaL_4R8YY&feature=related,
    • «Чудесный остров» www.youtube.com/watch?v=YZgVgtp-dNY&feature=related,
    • «Волк в упряжке» www.youtube.com/watch?v=5wreWcK2UzI&feature=PlayList&p=88CC04B3AE0F4DD9&playnext=1&playnext_from=PL&index=82
  6. Обложка книги «Приключения Мюнхгаузена» и текст рассказа «Искры из глаз» sheba.spb.ru/libra/raspe_baron.htm
  7. Портрет Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, его биография ru.wikipedia.org/wiki/Мюнхгаузен,_Иероним_Карл_Фридрих_фон
  8. Сведения об Эрихе Распе ru.wikipedia.org/wiki/Распе,_Рудольф_Эрих
  9. Возможно использование презентации к уроку в Интернете: docs.google.com/present/edit?id=0AX5BsVK3jcS4ZHRocnczbl8zOWZyNGR4Y20y&hl=ru) (браузер OPERA может не поддерживать

Приложения.