Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  1. Развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами;
  2. Реализация межпредметных связей;
  3. Использование разнообразных форм и методов проверки знаний учащихся, формирование в сознании учащихся современной картины мира;
  4. Формирование у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; Развивать чувства: справедливости, добра, гордости за своих соотечественников и их мужество, ответственности за свои поступки.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, иллюстрации, карта РБ и Руси.

Раздаточный материал:

  1. Тестовые задания по теме: «Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана»
  2. Задание по карте «Древнерусское государство в X-XI веках (980-1054)»

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Опрос учащихся:
    А) Разгадывание у доски головоломки по творчеству Давлеткильдеева.
    Б) Задание по карте по истории и задание по карточке.
    В) Определить по портретам видных политических деятелей.
    Г) Устный опрос.
  4. Новая тема:
    А) Расселение славян и башкир, древнерусская народность.
    Б) Родовой строй башкир.
    В) Разминка лошадь в квадрате.
    Г) Жизнь земледельца Древней Руси.
    Д) Жизнь земледельца Башкортостана.
    Е) Просмотр фильма – рассказ о лошади.
    Ж) Изготовление ремесла у башкир и славян.
  5. Повторение нового материала – тесты.
  6. Подведение итогов.
  7. Игра с кубиком-рубиком.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.

Ход урока

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь

II. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке вам понадобятся знания по двум предметам гуманитарного цикла: истории и культуре Башкортостана. История и культура Башкортостана, бесспорно, родственные науки. Невозможно говорить о быте и хозяйстве башкир, не сравнив их с бытом и хозяйством славян. И поэтому на уроке мы с вами попытаемся сравнить хозяйство и быт славян и башкир. Слайды 1-3

III. Опрос учащихся.

А) Найдите буквы с одинаковыми значениями и составив слова, вы прочитаете, что написал в своей автобиографии К.С. Давлеткильдеев?

Дядя, шутя, называл меня будущим Рафаэлем.

  д     ш     н     м     б     р     я  
у а е у а д т
з н д ф я я ы
я у а в щ э а
и л л м е м  

Б) Сейчас я вам раздам карту «Древнерусское государство в X-XI веках (980-1054)», а вы на ней отметите цветными карандашами, где правили Ярополк – Киев, Олег – древлянская земля и Владимир – Новгород.

Один человек может разгадывать кроссворд другого ученика по творчеству Давлеткильдеева.

В) А теперь посмотрите на доску, где висят рисунки людей. Вам необходимо посмотреть на них и ответить на вопрос: «Кто изображен на рисунках?»

(княгиня Ольга, князь Владимир, К.С. Давлеткильдеев)

Г) Расскажите о том, как происходило принятие христианства на Руси.

IV. Новая тема.

А) Тема нашего урока «Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана». Откройте тетради и запишите тему урока к себе в тетради.

Посмотрите на карту, здесь в XI веке проживала древнерусская народность.

XI век стал для Руси временем окончательного распада родового строя и бурного развития цивилизации. Благодаря усовершенствованию приемов земледелия, развитию городской жизни отдельные семьи могли прокормиться без помощи сородичей и покидали свои родовые общины. Жители одного селения были теперь друг для друга просто соседями, а не родственниками. Так вместо родовых общин на Руси стали складываться соседские общины.

В результате усилилось общественное расслоение. Стали бурно расти города. Люди из разных племен вступали в брак. Между ними стирались языковые различия и создавался единый для Древнерусского государства разговорный и письменный язык. Всех жителей Руси сплачивали единые верования, общие приемы хозяйствования, образ жизни. Бывшие поляне, словене, кривичи, меря стали осознавать себя «русскими людьми». Так постепенно складывалась единая народность, которую ученые называют древнерусской.

В XI веке на Руси окончательно распался родовой строй, сложилась древнерусская народность. (Запись в тетрадях по истории)

Слайды 4-5

Б) Территория Башкортостана была богата лесными и степными угодьями. В X — XI веках она простиралась приблизительно от Волги, Камы, Исети, Миасса до Тобола и Ишима. Однако центром расселения древних башкир в эту эпоху были лесостепи от Волги и Камы до хребтов Южного Урала, где-то в районе Бугульминской возвышенности. (показать на карте, записать в тетради). Именно здесь и находились их исконные родовые и племенные территории вплоть до середины XIII века.

Род или племя владели своей территорией сообща, земля у кочевых народов не была в частной собственности. Однако домашний скот был в частной собственности, и кто имел больше коров, лошадей, овец, коз, тот и владел большей частью пастбищ и сенокосных угодий. Общинное землевладение строилось по сезонному принципу. Пойменные луга, долины, хорошо защищенные от зимних ветров и известные своими травами, использовались для зимовок.Сено если и заготавливалось, то в очень незначительном количестве, и весь скот был всю зиму на тебеневке. Кормились животные следующим образом. Сначала на пастбище в какой-нибудь долине выпускали лошадей. Причин этого две: 1) лошади могут, в отличие от коров, разгребать копытами снег и доставать траву; 2) лошади всегда объедают только верхушки трав, оставляя стебли и листья нетронутыми. Через несколько дней, когда весь снег вытоптан, а трава подъедена, табуны лошадей переводили на новые пастбища, а на старое перегоняли коров, которые подъедали среднюю часть травы. Последними пускали овец и коз, которые подъедали траву до корня и поэтому их нельзя было пускать первыми. Животные не только очищали пастбища от прошлогодней травы, но и удобряли их навозом.

При кочевом образе жизни лошадь играет ведущую роль в хозяйстве. Достаток человека определялся в первую очередь количеством лошадей, которыми он владел. Например, в башкирском Зауралье владелец табуна в 50-60 дойных кобыл считался всего лишь середняком.

Практически каждый кочевой народ имел свою собственную породу лошадей. Слайды 6-7

В) А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим на доску. В центре ватмана представлена одна из башкирских лошадей. Вы мысленно взглядом стараетесь переместить её в верхний левый угол, затем – в нижний правый угол, в верхний правый, в нижний левый, а теперь поставьте лошадь обратно в центр ватмана.

Или Динамическая пауза.

  1. Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение – стоя – наклоны вниз, 3-4 раза.
  2. А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение – стоя – потянуться вверх, 3-4 раза.
  3. Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.
  4. А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат. Упражнение: поднять руки вверх – вдох – выдох – руки опустить, 3-4 раза. Слайд 8

Г) Большинство населения Руси составляли жители свободных сельских общин (миров), которых называли просто – люди. Жители некоторых общин оказались зависимы от князя и должны были ходить с ним в военные походы. Их называли смердами. Свободные земледельцы-общинники «всем миром» вместе владели землей, помогали соседям в беде, избирали старосту (главу общины), отвечали перед князем за порядок на своей территории. (показать на схеме)

Труд в поле был главным занятием семьи общинника. Весной мужчины запрягали в соху или плуг лошадь и вспахивали поле. Потом засевали его просом, рожью, пшеницей. В конце лета женщины серпами убирали урожай, которого должно было хватить до следующего года. Зерно мололи вручную тяжелыми каменными жерновами и пекли хлеба, варили каши. Мужчины косили траву на сено для скота. Кормилицей семьи: считалась корова — ее молоко и сделанные из него масло, творог, сметана были незаменимы на столе земледельца. Стада были небольшими, поэтому мясо ели крайне редко, только по особым дням. Важным подспорьем была домашняя птица (куры, гуси), речная рыба, овощи с огорода (репа, капуста, морковь, лук). В голодные неурожайные годы спасались дичью, добытой на охоте, запасенными ягодами и грибами.

На дворе у каждого общинника стоял рубленный из дерева дом. Чаще всего в нем было два помещения — изба и сени (прихожая). В избе располагалась маленькая печь без трубы. Когда хозяйка варила щи или пекла пироги, дым из трубы клубился по избе и выходил через специальное окошко над входом. Рядом со столом в избе стояли широкие лавки, короба для хранения вещей. Прямо в земляном полу выкапывался погреб для продуктов. Спали на лавках, а маленькие дети на полатях — деревянном настиле под крышей.

(показать рисунки) Слайды 9-11

Д) Скотоводство было ведущей отраслью хозяйства, но с переходом к полукочевому скотоводству среди башкир все шире стало распространяться земледелие. Из зерновых башкиры – кочевники издревле сеяли овес, ячмень, просо, горох. Зерно выращивалось не на продажу, а только для еды.

У оседлых народов основу жизни составляли продукты земледелия: зерновые (пшеница, рожь, просо, ячмень и др.) и овощные культуры (капуста, свекла, морковь, репа, редька и др.). Постепенно была выработана трехпольная система земледелия, когда вся пашня делилась на три поля: одно засевалось яровыми, второе — озимыми, а третье было под паром, отдыхало. И так каждый год одно поле отдыхало, а другие засевались. Постоянный севооборот не давал пашням истощаться, и они служили десятки и даже сотни лет.

Башкиры использовали тяжелый плуг, в который впрягали 6-8 лошадей или 4-6 быков. Вспахать целину по-другому было просто невозможно: степной ковыль образует очень мощный дерн. Легкие сохи, если и использовались, то только на легких почвах. (показать рисунки)

Кочевой образ жизни требовал, чтобы пища была питательной, занимала мало места и могла долго храниться.

Самым известным национальным башкирским блюдом считается бишбармак. Если супы и каши ели с помощью ложки, то бишбармак вплоть до недавнего времени ели только руками. Сначала гостям выделяют особую гостевую порцию мяса, затем подают лапшу с мелко нарезанным мясом. А завершается трапеза чашкой горячего бульона, заправленного коротом, луком и перцем.

Лошадь была не только средством передвижения. Конина ценилась больше, чем мясо какого-либо другого животного. Как показали исследования ученых, конина обладает рядом целебных свойств и может использоваться для лечебного питания. Неслучайно конину подавали особо уважаемым гостям. И, конечно же, лошадь почитали за кумыс. Даже в самых бедных семьях кумыса обычно бывало в достатке.

Е) Давайте посмотрим отрывок из фильма о башкирской лошади и изготовление кумыса.

Ж) Большинство городских дворов на Руси принадлежало ремесленникам. Русские ремесленники работали в основном на чей-либо заказ. Кузнецы ковали рабочие инструменты, хитрые замки. Оружейники изготовляли кольчуги, мечи, щиты, копья. Гончары изготовляли красивую и прочную посуду, декоративную плитку, кирпичи, детские игрушки. (показать рисунки)

Особенности кочевой жизни башкир нашли отражение в предметах домашней утвари и в одежде. Башкиры широко применяли кожу и самые разнообразные изделия из кожи. Из кожи изготовляли не только предметы конской упряжи, но и посуду. Это были разнообразной формы емкости для хранения и приготовления кумыса и многое другое. Утварь из кожи была не только легкой и прочной, ее практически невозможно было разбить, в отличие от глиняной или деревянной посуды. Она идеально подходила для кочевого образа жизни. (показать рисунки) слайды 12-15

V. Повторение нового материала – тесты. 

Закрепление материала проводится с помощью игры “Найди вора”. На доске помещены цветные изображения 3 подозреваемых. У учащихся на партах разложены карточки с тестами. Выбирая вариант ответа, учащиеся получают примету вора. После ответа на последний вопрос учащиеся могут легко “вычислить” настоящего вора, если они правильно ответили на тестовые вопросы.

На Руси всегда были воры. Представьте себе, что у нас с вами украли карту Руси. Нам надо найти вора. Поэтому я каждому из вас раздала листочки с тестами. Выбирая вариант ответа, вы будете получать примету вора. После ответа на последний вопрос вы вычислите настоящего вора.

Тесты:

  1. Назовите национальное блюдо башкир
    А) щи = светлые волосы
    Б) лапша = коричневые волосы
    В) бишбармак = черные волосы

  2. Назовите целебный напиток башкир
    А) молоко = лапти
    Б) кумыс = черные ботинки
    В) Катык = коричневые ботинки

  3. Назовите кормилицу семьи славян
    А) корова = голубая рубаха
    Б) лошадь = коричневая рубаха
    В) коза = Желтая рубаха

  4. Из каких помещений состоял дом общинника
    А) Хата и сени = черные штаны
    Б) Изба и сени = синие штаны
    В) Изба и хата = зеленые штаны

А теперь посмотрите на доску и покажите мне вора.

Или закрепление проходит в виде игры «Стань отличником», которая размещена в компьютерах. Слайды 17-27

VI. Подведение итогов.

А теперь, ребята, давайте вспомним, чем же мы занимались на сегодняшнем уроке и, что нового вы узнали. Ответы учащихся.

VII. Игра с кубиком-рубиком.

А теперь посмотрите на этот кубик-рубик, на котором нарисованы выражения лиц. Я подхожу, даю вам его, а вы показываете то выражение лица, которое отвечает вашему настроению от урока. Лица представлены на слайде 28, учащиеся смотрят и рисуют в тетрадях то лицо, которое соответствует настроению от урока.

VIII. Оценки за урок.

Оценки за урок получили …

IX. Домашнее задание.

История: параграф 6 пересказывать, с. 57 – составить рассказ по картинке

КБ: с. 112-120 пересказ, нарисовать в тетрадях башкирскую лошадь

Слайд 29