Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Предлагаю вам определить самим тему урока. Для этого, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:
- Сколько разрядов многозначных чисел вы знаете?
- Назовите разряд, с которого начинается 3-х значное число. (Сотни.)
- Назовите разряд, с которого начинается 2-х значное число. (Десятки.)
- Назовите самое большое 4-х значное число. (9999)
- Какова же тема сегодня на уроке?
- С какими числами будем работать? (С многозначными.)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем повторять все, что знаем о многозначных числах и совершенствовать умение решать задачи.
Приложение. Слайд №1
Учитель: Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
Дети: Вода.
Учитель: На уроке, выполняя математические задания, мы узнаем много интересного о воде. Вода занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека, животных и растений (учитель обращает внимание детей на Физическую карту полушарий).
Все начинается с малого. У некоторых из вас дома есть аквариумы, в которых живут рыбки. Вы их кормите, меняете воду, заботитесь о рыбках.
Первое задание – работа в группах. Каждая группа решит задачи и защитит свои ответы.
Работа в группах (4 группы).
Учитель: Каждая группа решает задачи, записанные на карточках, и защищает свои ответы.
1 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд №2
2 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд №3
3 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд №4
4 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд №5
Защита решений.
Учитель: Чем похожи и чем различаются эти задачи?
Ответы детей. (Говорится о рыбках. Различаются решением.)
Учитель: А теперь давайте с вами отгадаем слова, но для этого необходимо решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания.
Вспомним правила сложения и вычитания многозначных чисел («ошибкоопасные» места).
1. Поразрядность.
2. «Переполнение» и «разбиение» разряда.
Определение количества цифр в сумме и разности.
4. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Выполнять задание будем в парах. Разделите между собой выражения и выполните вычисления. Затем, запишите числа в порядке возрастания и вы получите ответ. Слайд №6.
Работа в парах.
421 – 386 = 35 652 – 538 = 114 174 + 86 = 26 801 – 631 = 170 769 + 105 = 874 |
В О Л Г А |
643 – 489 = 154 185 + 517 = 702 154 + 52 = 206 |
О А К |
Учитель: Что обозначают слова, которые у вас получились? Слайд №7
Дети: Названия рек.
Учитель: Река – это поток воды, текущий в углублении, в определенном направлении. На доске указана протяженность этих рек.
Волга – 3531 км
Ока – 1500 км
Волга – самая большая река в европейской части России. Река Ока – протекает в Орловской области и впадает в реку Волга. Волга и Ока - равнинные реки, текут они спокойно в широких долинах. Слайд №8
Сравните дину рек Волга и Ока. На сколько длиннее река Волга, чем река Ока?
3535 – 1500 = 2031 км
(Дети выполняют сравнение величин.)
Учитель: Какие знания и умения нам понадобились, чтобы справиться с этим задание? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)
Физкультурная минутка.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперед, наза,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
Решение задачи.
Учитель: Вблизи рек строят фабрики по изготовлению бумаги. По рекам легче сплавлять древесину, которая необходима для изготовления бумаги. Изготовление бумаги – дело водоемкое. Слайд №9
И сейчас мы решим задачу и узнаем, какова производительность одной из фабрики.
Решение задачи в учебнике – стр. 28, №41(3).
Учитель: Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?
Начертим схему к этой задаче (1 ученик работает у доски).
Посмотрите на схему и определите части и целое. Слайд №10
- Известна ли каждая из частей? (Нет, не известна вторая и третья часть.)
- Какую часть надо найти, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Третью.)
- Для того чтобы найти третью часть, что нужно узнать сначала? (Найти вторую часть.)
- А что нам сказано о второй части? (На 357 км больше.)
- Как найти? (Сложить.)
- Зная, сколько выпустила фабрика бумаги в первый и второй месяцы, что можно узнать? (Найти, сколько выпустила фабрика за 1 и 2 месяцы.)
- Зная целое и сумму двух частей, что можем найти? (Третью часть.)
- Каким действием?
Ответ: 2563 т бумаги изготовили в 3 месяц.
Учитель: Дома ответите на второй вопрос задачи, узнаете, на сколько больше изготовили бумаги в третий месяц, чем в первый и второй месяцы.
Решение уравнений.
Учитель: Реки бывают равнинные, которые протекают по равнине, как реки, о которых мы с вами уже говорили. Есть реки – горные. Текут они в горах. Плыть по ним очень сложно, потому что горы мешают свободному течению.
Учитель показывает реки, которые протекают в горах. Слайд №11
Учитель: Но преодолеть горные реки нам будет не сложно, если решим с вами уравнения.
Работа с учебником – стр. 29, №44.
Учитель: Рядом с каждым уравнением поставьте буквы, как вы считаете:
Л – легкое для вас уравнение.
Т – трудное.
И – интересное.
Реши то уравнение, которое сможешь решить.
Учитель: Прежде чем решать уравнение, что необходимо в нем найти?
Дети: Части и целое. Слайд №12
Проверка.
х + 3 = 5 х = 5 + 3 х = 8 |
27 – х = 9 х = 27 – 9 х = 18 |
6 = у – 2
у = 6 + 2 у = 8 |
8 + (у – 2) = 14
у – 2 = 14 – 8 у – 2 = 6 у = 6 + 2 у = 8 |
х – 27 = 9 х = 9 + 27 х = 36 |
100 = 16 + у у = 100 – 16 у = 84 |
Слайд №13
3. Итог урока.
Учитель: Подведем итог.
- Что можно делать многозначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать.)
- Кто доволен своей работой сегодня на уроке?
- Какое задание для вас оказалось самым трудным? Самым легким? Самым интересным?
- Как вы можете оценить свои знания и умения на данном уроке? Воспользуйтесь шкалой.
- Что еще интересного узнали на уроке?
На уроках окружающего мира мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, воздух, но воду. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Слайд №14
Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Домашнее задание: стр. 28, №41(3) – 2 вопрос.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд №15