Сложение и вычитание многозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Предлагаю вам определить самим тему урока. Для этого, пожалуйста, ответьте на мои вопросы:

  • Сколько разрядов многозначных чисел вы знаете?
  • Назовите разряд, с которого начинается 3-х значное число. (Сотни.)
  • Назовите разряд, с которого начинается 2-х значное число. (Десятки.)
  • Назовите самое большое 4-х значное число. (9999)
  • Какова же тема сегодня на уроке?
  • С какими числами будем работать? (С многозначными.)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем повторять все, что знаем о многозначных числах и совершенствовать умение решать задачи.

Приложение. Слайд №1

Учитель: Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

Дети: Вода.

Учитель: На уроке, выполняя математические задания, мы узнаем много интересного о воде. Вода занимает 2/3 земной поверхности и очень важна для человека, животных и растений (учитель обращает внимание детей на Физическую карту полушарий).

Все начинается с малого. У некоторых из вас дома есть аквариумы, в которых живут рыбки. Вы их кормите, меняете воду, заботитесь о рыбках.

Первое задание – работа в группах. Каждая группа решит задачи и защитит свои ответы.

Работа в группах (4 группы).

Учитель: Каждая группа решает задачи, записанные на карточках, и защищает свои ответы.

1 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд №2

2 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок меньше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд №3

3 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок во втором аквариуме? Слайд №4

4 группа. В первом аквариуме а рыбок, а во втором аквариуме – на b рыбок больше. Сколько рыбок в двух аквариумах? Слайд №5

Защита решений.

Учитель: Чем похожи и чем различаются эти задачи?

Ответы детей. (Говорится о рыбках. Различаются решением.)

Учитель: А теперь давайте с вами отгадаем слова, но для этого необходимо решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания.

Вспомним правила сложения и вычитания многозначных чисел («ошибкоопасные» места).

1. Поразрядность.

2. «Переполнение» и «разбиение» разряда.

Определение количества цифр в сумме и разности.

4. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Выполнять задание будем в парах. Разделите между собой выражения и выполните вычисления. Затем, запишите числа в порядке возрастания и вы получите ответ. Слайд №6.

Работа в парах.

421 – 386 = 35
652 – 538 = 114
174 + 86 = 26
801 – 631 = 170
769 + 105 = 874
  В
О
Л
Г
А
643 – 489 = 154
185 + 517 = 702
154 + 52 = 206
  О
А
К

Учитель: Что обозначают слова, которые у вас получились? Слайд №7

Дети: Названия рек.

Учитель: Река – это поток воды, текущий в углублении, в определенном направлении. На доске указана протяженность этих рек.

Волга – 3531 км
Ока – 1500 км

Волга – самая большая река в европейской части России. Река Ока – протекает в Орловской области и впадает в реку Волга. Волга и Ока - равнинные реки, текут они спокойно в широких долинах. Слайд №8

Сравните дину рек Волга и Ока. На сколько длиннее река Волга, чем река Ока?

3535 – 1500 = 2031 км

(Дети выполняют сравнение величин.)

Учитель: Какие знания и умения нам понадобились, чтобы справиться с этим задание? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.)

Физкультурная минутка.

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В сторону, вперед, наза,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!

Решение задачи.

Учитель: Вблизи рек строят фабрики по изготовлению бумаги. По рекам легче сплавлять древесину, которая необходима для изготовления бумаги. Изготовление бумаги – дело водоемкое. Слайд №9

И сейчас мы решим задачу и узнаем, какова производительность одной из фабрики.

Решение задачи в учебнике – стр. 28, №41(3).

Учитель: Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче?

Начертим схему к этой задаче (1 ученик работает у доски).

Посмотрите на схему и определите части и целое. Слайд №10

  • Известна ли каждая из частей? (Нет, не известна вторая и третья часть.)
  • Какую часть надо найти, чтобы ответить на первый вопрос задачи? (Третью.)
  • Для того чтобы найти третью часть, что нужно узнать сначала? (Найти вторую часть.)
  • А что нам сказано о второй части? (На 357 км больше.)
  • Как найти? (Сложить.)
  • Зная, сколько выпустила фабрика бумаги в первый и второй месяцы, что можно узнать? (Найти, сколько выпустила фабрика за 1 и 2 месяцы.)
  • Зная целое и сумму двух частей, что можем найти? (Третью часть.)
  • Каким действием?

Ответ: 2563 т бумаги изготовили в 3 месяц.

Учитель: Дома ответите на второй вопрос задачи, узнаете, на сколько больше изготовили бумаги в третий месяц, чем в первый и второй месяцы.

Решение уравнений.

Учитель: Реки бывают равнинные, которые протекают по равнине, как реки, о которых мы с вами уже говорили. Есть реки – горные. Текут они в горах. Плыть по ним очень сложно, потому что горы мешают свободному течению.

Учитель показывает реки, которые протекают в горах. Слайд №11

Учитель: Но преодолеть горные реки нам будет не сложно, если решим с вами уравнения.

Работа с учебником – стр. 29, №44.

Учитель: Рядом с каждым уравнением поставьте буквы, как вы считаете:

Л – легкое для вас уравнение.

Т – трудное.

И – интересное.

Реши то уравнение, которое сможешь решить.

Учитель: Прежде чем решать уравнение, что необходимо в нем найти?

Дети: Части и целое. Слайд №12

Проверка.

х + 3 = 5
х = 5 + 3
х = 8
  27 – х = 9
х = 27 – 9
х = 18
  6 = у – 2
у = 6 + 2
у = 8
8 + (у – 2) = 14
у – 2 = 14 – 8
у – 2 = 6
у = 6 + 2
у = 8
  х – 27 = 9
х = 9 + 27
х = 36
  100 = 16 + у
у = 100 – 16
у = 84

Слайд №13

3. Итог урока.

Учитель: Подведем итог.

  • Что можно делать многозначными числами? (Складывать, вычитать, сравнивать.)
  • Кто доволен своей работой сегодня на уроке?
  • Какое задание для вас оказалось самым трудным? Самым легким? Самым интересным?
  • Как вы можете оценить свои знания и умения на данном уроке? Воспользуйтесь шкалой.
  • Что еще интересного узнали на уроке?

На уроках окружающего мира мы не раз говорили об охране природы. Нужно беречь и охранять не только растения, животных, воздух, но воду. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Слайд №14

Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание: стр. 28, №41(3) – 2 вопрос.

Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу! Слайд №15

Приложение