Урок памяти "День воинской славы России – день Победы советского народа в Великой Отечественной войне."

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: Дать учащимся общее представление о государственном празднике – Дне Победы, дне памяти по погибшим.

Задачи:

  • Образовательные: дать сведения о праздновании Дня Победы в стране, в городе; дать знания о том, что в победу Советской Армии внесен вклад тружеников тыла г. Новокузнецка.
  • Коррекционно-развивающие: развивать умения выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.
  • Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему героическому народу и Отечеству; прививать навыки, опыт патриотического поведения.

Основные знания: 9 мая – государственный праздник, день памяти по погибшим, день воинской славы России.

Оборудование и материалы:

  • Карточки «Парад Победы», «Мемориал в Александровском саду».
  • Видеофильмы (видеокадры) «9 мая 1945 г.», «Парад Победы 24 июня 1945 года», «Парад Победы 9 мая 2005 года», «Открытие памятника «Могила Неизвестного солдата», «Минута молчания 9 мая».
  • Исторический календарь: День Победы.
  • Плакат «Площадь Побед» г. Новокузнецка.
  • Сочинения учащихся «День Победы».
  • Георгиевские ленты.
  • Видеоклип песни «Победа». 

Ход урока 

I. Актуализация знаний, объявление темы урока

Вводное слово учителя.

Тема нашего урока памяти написана в историческом календаре:

9 мая – день воинской славы России.

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

9 мая – особый праздник. Это день памяти по погибшим.

Сегодня мы, благодарные потомки, проводим урок памяти, чтобы узнать, как в нашей стране, в нашем городе люди чтут память погибших в годы Великой Отечественной войны.

Помогут нам документальные фильмы, карточки по теме урока, ваши впечатления об экскурсии.

Будьте внимательны, принимайте активное участие в уроке памяти.

II. Изучение нового материала

1. Видеокадры «9 мая 1945 года».

Ребята! Нет праздника дороже, чем День Победы. Сейчас с помощью видеокадров исторических документальных фильмов мы познакомимся с историей возникновения праздника, увидим, как 9 мая люди чтут память павших.

Давайте посмотрим, что было 9 мая 1945 года (видеокадры: обращение И.В. Сталина о капитуляции Германии, ликование народа на Красной площади).

– Что узнали люди 9 мая 1945 года?

Победа пришла навечно. Каждый год наша страна отмечает 9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

2. Работа по карточке «Парад Победы».

С помощью карточки «Парад Победы» мы узнаем, какое событие произошло 24 июня 1945 года.

Задание: выборочно читаем карточку по абзацам, отвечаем на вопросы:

  • что значит слово парад?
  • когда прошёл Парад Победы?
  • кто принимал Парад Победы?
  • кто командовал Парадом Победы?
  • чьи знамёна несли 200 воинов?
  • что сделали с фашистскими знаменами?

Документальные кадры Парада Победы 24 июня 1945 года помогут вам увидеть это историческое событие (просмотр видеокадров).

Так возникла традиция проведения военных парадов. Ежегодно в Москве, столицах союзных республик и городах героях проходили военные парады и праздничные салюты 9 мая.

Впервые День Победы широко был отпразднован в СССР лишь спустя 20 лет в 1965 году. Тогда же он стал нерабочим днём.

После распада Советского Союза проведение парадов в России возобновили в 1995 году.

В 2005 году в связи с 60-летием Победы по приглашению Президента России В. В. Путина в Москву приехали главы более 50 государств.

Посмотрите репортаж о Параде Победы 9 мая 2005 года. Обратите внимание: какое знамя выносят на Парад Победы? (Просмотр видеокадров Парада Победы 9 мая 2005 года.)

3. Викторина «Знаешь ли ты?»

  1. Как называется праздник, который ежегодно наша страна отмечает 9 мая?
  2. Что проводится 9 мая в Москве на Красной площади?
  3. Какое знамя выносят на Параде Победы?
  4. Какую годовщину Дня Победы мы отметим 9 мая 2009 года?
  5. Какую юбилейную годовщину Дня Победы готовится отметить наша страна 9 мая 2010 года?

4. Памятник «Могила Неизвестного солдата».

В День Победы традиционно проходят встречи ветеранов, возлагаются венки к памятникам славы и воинской доблести.

Видеокадры познакомят вас с историей открытия памятника, который стал символом памяти героям Великой Отечественной войны.

После просмотра видеокадров ответьте на вопрос: как называется этот памятник? (Видеокадры об открытии памятника «Могила Неизвестного солдата».)

5. Работа по карточке «Мемориал в Александровском саду».

Задание: чтение карточки по абзацам, ответы на вопросы:

  • где горит Вечный огонь в Москве?
  • зачем зажигают Вечный огонь у памятников погибшим защитникам?
  • где находится памятник «Могила Неизвестного солдата»?
  • почему памятник назвали «Могила Неизвестного солдата»?

6. Минута молчания.

Ежегодно 9 мая по телевидению объявляется минута молчания «Светлой памяти павших», которая проходит у могилы Неизвестного солдата.

Помолчим у Вечного огня и вспомним павших героев (просмотр видеокадров минуты молчания).

III. Фронтальная беседа по итогам экскурсии на площадь Побед, в музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов г. Новокузнецка

1. Мы живём с вами в городе Новокузнецке (в годы войны – город Сталинск), труженики которого внесли весомый вклад в дело Победы над фашистской Германией.

– Где в нашем городе горит Вечный огонь в память павших в годы Великой Отечественной войны? (На бульваре Героев, на площади Побед.)

Бульвар Героев – памятник, который открыт 9 мая 1975 года к 30-летию Победы.

Музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов на площади Побед был открыт 9 мая 1985 года к 40-летию Победы.

Прослушайте стихи о работе тыла в годы войны.

Какие строки рассказывают об одном заводе нашего города?

Да! Нельзя добить фашистов и очистить мир от них
Без московских трактористов, без ивановских ткачих,
Без того, кто днем и ночью в шахтах уголь достает,
Сеет хлеб, снаряды точит. Плавит сталь, броню кует.

– Какой завод нашего города в годы войны плавил сталь, ковал броню для танков? (КМК – Кузнецкий металлургический комбинат.)

– Куда мы с вами ходили на экскурсию? (На площадь Побед.)

2. Беседа по плакату «Площадь побед».

  • Где расположена площадь Побед? (перед зданием заводоуправления КМК)
  • Почему она так называется? (на этой площади трудящиеся собирались на митинги в честь трудовых побед в мирное время)
  • Чьи фамилии высечены на барельефе около Вечного огня? (погибших на фронтах металлургов КМК)
  • Почему горит Вечный огонь на площади Побед? (чтобы помнили о подвиге защитников Родины – тружеников КМК)
  • Что производили на заводе для нужд фронта? (броневую сталь, чугун, делали снаряды)
  • Какие награды за работу в тылу есть у КМК? (орден «Трудового Красного Знамени» (31 марта 1945 года), орден В.И. Ленина (10 апреля 1945 года), орден Кутузова I степени (13 сентября 1945 года)
  • Что ежегодно проходит 9 мая на площади Побед? (митинг в честь Дня Победы)

3. Конкурс сочинений «День Победы».

На школьной линейке памяти, посвященной Дню Победы, будут подведены итоги конкурса сочинений по итогам нашей экскурсии.

Сегодня мы послушаем одно сочинение.

День Победы

9 мая 2009 года наша страна отметит 64ю годовщину победы в Великой Отечественной войне.
В музее боевой славы КМК мы узнали, что наш завод в годы войны давал фронту металл, делал снаряды.
Моя бабушка рассказала мне, что её родители в годы войны работали в литейном цехе КМК.
Мой прадед Василий Иванович был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Наша семья внесла вклад в дело Победы.
Сегодня на урок памяти я принёс фотографию своего прадеда.

Качесов Василий, 7а
9 мая 2009 года

4. Акция «Открытка ветерану войны, труженику тыла».

Наш святой долг всегда помнить о тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами людях, переживших войну.

– Кого из участников войны или тружеников тыла вы знаете? Кому вы подпишите открытку к Дню Победы? (Ответы учащихся).

Призываю вас принять активное участие в акции «Открытка ветерану войны, труженику тыла».

5. Заключительное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке памяти, посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы прикоснулись к частице великого подвига.

Уже далеко позади та страшная война, уже выросли не только дети, но и правнуки победителей.

Что делать? Знать историю Великой Отечественной войны.

Хранить, беречь, гордиться! Гордиться тем, что участники Великой Отечественной войны, труженики тыла сумели выстоять и победить.

В последние годы возникла новая традиция: накануне Дня Победы людям вручают георгиевские ленты, как символ памяти, гордости за этот день воинской славы России.

Благодарю вас за участие в уроке памяти. Призываю принять активное участие в мероприятиях к Дню Победы. Вручаю каждому из вас георгиевскую ленту с напутствием:

Нет, не горели вы в броне,
Не сиротело ваше детство.
Но память, память о войне
К вам переходит по наследству.

(Звучит песня «Победа» в исполнении И. Кобзона.)