Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные формы и виды работы для овладения программным учебным материалом. Дифференцированный подход позволяет учитывать тем или иным образом эту разницу; помогает развивать познавательные способности детей, постоянно поддерживать интерес к предмету и вовремя восполнять пробелы в знаниях; способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, достижению максимально высокой успеваемости и развитию психологических процессов каждого ученика. Задача достижения более высокой успеваемости во многих случаях может быть решена только с помощью изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Цели:
- развитие умения распознавать И. п. и В. п. им. сущ., формирование умения распознавать падеж им. сущ. в ед. ч.
- развитие устной и письменной речи уч-ся;
- воспитание навыков взаимоконтроля, самоконтроля, уважительного отношения друг к другу.
Ход урока
I. Орг. момент и цели урока
На доске написан текст загадки.
В золотой клубочек спрятался дубочек.
Вчера в автобусе я услышала спор двух мальчиков. Они определяли падеж существительного клубочек. Один из них рассуждал так: «Кто? что? – клубочек. Значит, это существительное в И.п.» Второй доказывал так: «Кого?, что? – клубочек. Значит это существительное в В.п.»
– Кто же из них прав? (рассуждения детей)
– Нам сегодня предстоит решить эту задачу.
II. Пров. д/з
Упр. 148. (ответ по плану)
– Какой рассказ у вас получился?
III. Орф. работа
1. Запишите данные слова с уменьшительно-ласкат. суффиксом -инк- и выделите орфограмму.
Горох, изюм, снег, крупа, сор, песок.
2. Проверка выполненной работы.
– Как проверить безуд. гласную в корне слова?
3. Какой части речи эти слова?
– Сейчас повторим об имени существительном.
IV. Повт. изучен. мат.
Подготовит. работа.
3 человека выходят к доске и выполняют задание:
1 – называет падеж
2 – вспомогательное слово
3 – вопросы к данному падежу
следующие 3 человека выполняют аналогичное задание:
1 – падеж, вопрос
2 – сущ. снегирь в данном падеже
3 – сущ. гнездо в данном падеже
вывод: Что помогает определить падеж имени существительного?
V. Нов. м/л
1) Дети работают в парах по карточкам.
1. Прочитайте.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
2. Определите, каким членом предложения является слово вокзал в данных предложениях. Определите падеж им. сущ. вокзал.
3. Сделайте вывод о том, как отличить существительное в И. п. от сущ. в В. п. Используйте для этого план:
– Каким членом предложения является существительное в И.п.?
– Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?
– Каким членом предложения является существительное в В.п.?
– Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без - предлога ?
2) Обсуждение выполнен. работы. Дети формулируют вывод об отличии имен существительных И.п. от имен существительных в В. п.
3) Работа по учебнику на с. 81
– Чтение правила, сравнение его с выводом, который сформулировали дети.
VI. Закр. изуч. мат.
1) Упр. 153 выполняется с комментированием.
Учащиеся озаглавливают текст, записывают его с комментированием, вставляя пропущенные буквы; разбирают указанное предложение и определяют падеж имени существительного мяч.
2) Подведение итога по данной работе.
VII. С/р
1) Учащиеся работают в группах. У каждой группы карточка с разноуровневыми заданиями.
- Выбирался на поляну неуклюжий медведь.
- Быстрая белочка перепрыгнула с березки на осинку.
- Трусливый зайчишка спрятался за пенек.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Спишите. Подчеркните главные члены предл. Обозначьте имена сущ. в И. п. | Выпишите словосочетания с именами сущ. в В. п | Замените имена прил. близкими по. значению и запишите предлож.Обозначьте падеж им. сущ. |
2) Проверка выполненной работы и подведение итога начинается с 1 группы.
– На какие вопросы отвечают имена существительные в И. п.?
– Каким членом предложения является имя существительное в И. п.?
– Каким членом предложения является имя существительное в В. п.?
– Как отличить имя существительное в И. п. от имен сущ. в В. п.?
VIII. Итог урока
– Кто прав из детей? (загадка в начале урока)
IX. Д/з
Правило на стр. 81, упр. 154.