Класс: 10-й.
Цель: усиление личной определённости к проблеме употребления психически активных веществ (ПАВ) в процессе групповой выработки решения.
Задачи:
- Информирование учащихся о последствиях употребления ПАВ и негативном воздействии некоторых средств СМИ, клубной музыки, Интернета.
- Выработка общего мнения группы, повышение статуса здорового образа жизни в системе ценностей юношей и девушек.
- Прививка четких, конкретных установок на неупотребление ПАВ.
- Формирование социальной компетентности старшеклассников.
Заранее проведенная работа: в популярной и медицинской литературе, а также в Интернете подобран материал о влиянии различных веществ на организм человека (см. приложение).
Оборудование: Столы и стулья для игроков, расставленные для 3-х групп; стол и стулья для экспертной группы и зрителей; 3 листа ватмана; 3 комплекта маркеров, в каждом – черный, зелёный, красный; 12 табличек – «Азартные игры», «Водка», «Клубная музыка», «Компьютер», «Наркотики», «Пиво», «Работа», «Сигарета», «Смех», «Сотовый», «Телевидение», «Шоколад».
Ход занятия
В начале занятия ученики делятся на три группы и усаживаются вокруг приготовленных столов кругом. Из числа учеников выбирается также группа экспертов из трех человек, которые занимают отдельный стол.
Педагог:
– Добрый день, дорогие ребята, гости! «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Мы полностью согласны с А.М. Горьким, сказавшим эти слова. Чем больше удовольствий, тем лучше. Но нужно отличать настоящие удовольствия от суррогатов.
Нормальные способы получения удовольствий очень хорошо известны.
Они придуманы, проверены и отобраны тысячелетней историей человечества, описаны в художественной и специальной литературе, отражены в искусстве и исследованы наукой.
Это – любимые занятия и увлечения, отдых, путешествия, спортивные и азартные игры, музыка, танцы, праздники, общение, любовь, красивые поступки, вкусная еда, красивые вещи, цветы, духи, комфортная квартира и дача, шикарный автомобиль, быстрая езда, интересная работа с высокой зарплатой, успехи, слава, власть, большие возможности для удовлетворения потребностей.
Удовольствия связаны с удовлетворением потребностей – в еде, комфорте, красоте, любви, безопасности, движении, знании, творчестве, развлечениях, труде, отдыхе, свободе и т.д.
Употребляя различные вещества – с пищей или специально, мы испытываем ту или иную степень удовольствия. Так у человека может формироваться зависимость от некоторых веществ. О психологической и физиологической зависимости от наркотиков, никотина, алкоголя мы с вами уже говорили. Но интересен и такой факт – существует своеобразная зависимость на употребление шоколада, «трудоголики» буквально не могут жить без своей работы, у людей может возникнуть зависимость от горячо любимого человека.
Попробуем разобраться – какие виды зависимости благоприятно влияют на человека, а какие разрушают его здоровье и, в конечном итоге, жизнь. Вот перед вами на доске 12 табличек, отражающих различные реалии нашей жизни. Предлагается рассортировать их на три группы – «полезные», «нейтральные», «вредные». Работать необходимо в группе, принять общее решения, а затем записать на ватмане.
Разделите его на 3 колонки. В левой колонке необходимо работать черным маркером. Сюда вы запишите вещи, негативно влияющие на человека. В правой – полезные вещи запишите красным маркером. В центральной – нейтральные зелёным маркером. Приступайте к работе. Ваши результаты будет анализировать группа экспертов.
Учащиеся выполняют задание по группам.
Следующий этап – информационный. Эксперты поочерёдно зачитывают предложенную информацию (см. приложение).
Далее участникам предлагается на обратной стороне ватмана вновь распределить 12 исходных понятий.
Эксперты проводят анализ – каким образом изменились результаты каждой группы – какие понятия переместились в конец или начало рейтинга.
Педагог:
– Любить себя нужно и доставлять себе удовольствия тоже нужно. Мы с этим согласны и ничего против этого не имеем. Суть удовольствий и способы их получения мы постарались изложить.
Однако, любовь к себе должна быть разумной – без нарушения мышления, восприятия, эмоций, воли и сознания.
Любите себя разумно! Это самый верный путь к правильному выбору всего и всех, от способа получения удовольствий до депутатов и президентов.
В биологической классификации видов человек называется Ношо sapiens – человек разумный. В этом определении подчеркивается, что главным отличием человека от всех живых существ на планете является наличие разума.
Разум – величайший, бесценный дар человеку и человечеству.