Байкал – жемчужина Сибири

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с одним из уникальных озёр мирового значения.
  2. Учить детей заботиться об окружающей среде, о родном крае.
  3. Воспитывать потребность общения с природой, интерес к познанию её законов и явлений.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); географическая карта; видеосюжет о Байкале.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале. Разучивание игр, песен, танцев, хороводов.

Действующие лица:

  • Ведущий, Сибирячок, Байкал, Ангара (взрослые)
  • Рыбки, нерпы, чайки (дети)

Ход праздника

Дети входят в зал под музыку. Звучит бурятская песня «О, Байкал!»

Исполняется «Сибирский хоровод».  

Ведущий Ребята! Сегодня мы с вами отмечаем День Байкала – этого прекрасного и неповторимого озера! Тот, кто хоть раз побывает на Байкале, непременно запомнит его навсегда. Байкал дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды, полюбоваться несравненными восходами и закатами. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России.

Дети исполняют песню «Озеро Байкал» музыка и слова В.Г. Савиной.

Звучит музыка. В зал вбегает Сибирячок, поёт «Песенку Сибирячка»

Сибирячок (поёт):

Рад я видеть Вас в добрый день и час.
О себе, ребята, расскажу сейчас.
Я живу в лесу, службу там несу:
Дивную, лесную стерегу красу.
Приходите в гости, я всегда вам рад.
Я ведь травам и деревьям младший брат.
Вы увидите такие чудеса,
Вы услышите такие голоса,
Что подружитесь с тайгой наверняка,
Не на месяц, не на год, а на века!

Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Я так рад всех вас видеть! Узнали меня, ребята?

Ведущий: Здравствуй, Сибирячок! Видишь, сколько у тебя новых друзей. Они пришли на встречу с Байкалом.

Сибирячок: О! Я про Байкал знаю много сказок, преданий и легенд. Он удивителен и многообразен. А для того, чтобы ближе с ним познакомиться, нам нужно отправиться в увлекательное путешествие по Байкалу. Я предлагаю вам, ребята, совершить морское путешествие по озеру, о котором немало сложено легенд, песен, сказаний. Это озеро самое большое в Европе и Азии, самое глубокое на Земле, самое древнее по происхождению, самое разнообразное по животному миру. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. Итак, в путь! На Байкал!

Идёт видеозапись фильма о Байкале.

Сибирячок: А ну-ка, посмотрим, настоящие ли вы сибирячки. Отгадаете ли вы мои загадки?

Сибирячок загадывает детям загадки.

  1. Древен род его в природе,
    кличут озером в народе,
    Волны моря плещут в нем,
    как его мы назовем? (Байкал)

  2. Бледно-розова, нежна,
    студена вода нужна.
    Что за рыбка-невеличка –
    меньше вашей рукавички?
    А на солнце рыбка тает,
    рыбьим жиром истекает.
    Что за рыбка-иностранка?
    Рыбка эта... (голомянка)

  3. Начинается на «о»,
    ох, и любят же его!
    Говорят – живет в Байкале.
    Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

  4. В снежном логове родятся.
    Простудиться не боятся.
    Подрастут – начнут нырять,
    шубки белые менять.
    Если очень повезёт –
    лет полсотни проживёт.
    Что за зверь такой с усами?
    Ну, подумайте-ка, сами! (Нерпа)

Ведущий: Ребята! А у меня тоже есть для вас загадка. Как называется единственная река, вытекающая из озера Байкал?

Дети: Ангара!

Ведущий:

Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара:

Я – царица сверкающих вод,
я – красавица дикого края.
Мчатся воды мои всё вперёд,
быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
то блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьётся Байкал,
до широкой волны Енисея.

Ведущий: Ребята, давайте споём песню про нашу красавицу – Ангару!

Дети поют песню «Реченька», слова Е. Карасёва, музыка А. Абрамова.

Проводится игра «Ручеёк».

Ведущий: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале. («А что это такое?» Марк Сергеев)

1 ребёнок:

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

2 ребёнок:

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

3 ребёнок:

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал». Входит Байкал.

Ангара: Здравствуй, Байкал-батюшка!

Байкал: Здравствуй, Ангара, дочь моя, непослушная! Чем тебе плохо жилось у отца? Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости! Я очень люблю встречать гостей! Хочу вам задать такой вопрос. А знаете ли вы, ребята, какие рыбы живут в моём озере?

Дети: Окунь, щука, омуль, таймень

Байкал: А ещё живет интересная рыба – голомянка. Голомянка – это эндемик Байкала. Эндемик – значит больше нигде на Земле не повторяется, живёт только здесь, на Байкале. Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

Ангара: Вообще, эта рыбка поразительная! Её в Байкале много, а в сети она попадает редко. Такая вот хитрая!

Байкал: А пока мы с вами читали газету сквозь голомянку, рыбки не стало. На газете расползлось большое жирное пятно. Да косточки посередине. Вот какая интересная рыбка водится в моём озере!

Звучит музыка. В зал вбегает шаман. Исполняется «Танец шамана».

Ведущий: Ребята, к нам в гости пришёл белый шаман. Это добрый колдун. Он своим танцем зазывает хорошую погоду. Шаман хочет с нами поиграть в игру. Шаман будет отбивать ритм в свой бубен, а вы повторяйте.

Проводится игра «Белый шаман»

Дети стоят по кругу. В центре круга – шаман. Он становится на колени и бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Тот, кто получил бубен, должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Затем шаман снова бьёт в бубен, подходит к другому ребёнку. Тот повторяет ритм, который простучал шаман.

На экране – видеозапись: природа Байкала.

Сибирячок:

Смотрите-ка, друзья, как хороша земля:
Поёт о чем-то лес, ветвями шевеля,
И слышен шорох трав, на них горит роса,
И рокот ручейков, и птичьи голоса...

Ангара:

Смотрите-ка, друзья, чуть видною тропой
Олени по тайге идут на водопой,
Туда, где синеву под солнцем расплескал,
Как сказку наяву – наш чудодей Байкал.

Байкал:

Смотрите-ка, друзья, как величав простор,
Какой чистейший снег одел вершины гор,
Сибирский воздух свеж, видна Байкала ширь,
Как молода земля по имени Сибирь!

Девочки исполняют танец «Где-то багульник на сопках цветёт».

Ведущий А сейчас наши дети покажут сказки-легенды о Байкале, о его дочери – красавице Ангаре, о нерпах и рыбках, которые живут в этом прекрасном озере.

Проводятся инсценировки «Легенды Байкала»

1 ребенок:

Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.

2 ребенок:

Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал дорогой.

Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.

Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).

Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу. (Омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник)

Байкал:

Дорогой Сибирячок, тебя я поздравляю!
Новых сказок и стихов я тебе желаю.
Чтобы дети все тебя знали и любили,
Чтобы так же, как и я, все с тобой дружили.

Сибирячок: Спасибо тебе, батюшка Байкал!

Ведущий: Хорошо с тобой, батюшка Байкал! Да вот только нам домой пора. Очень не хочется прощаться с тобой, но мы для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Байкал: Спасибо вам, ребята, порадовали старика! Вот, дочь моя любимая, какие прекрасные ребята в гости ко мне пришли: и пели, и танцевали, да при этом чистоту-порядок содержали, и жителей моих знают и природу мою ценят! И какие подарки мне подарили! А теперь домой им пора!

Байкал (Обращается к детям):

Вы очень многое узнали о Байкале,
Но кое-что Вы рассказали сами.
И если к Вам я буду приходить,
То больше край мы будем свой любить!

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?

Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: До свиданья, нам пора! До новых встреч!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»

Байкал, Ангара и Сибирячок прощаются и уходят. Праздник заканчивается.

(Использован материал журнала «Сибирячок»)